Практика:

Социальная услуга примирения как способа разрешения конфликтных ситуаций, социальной реабилитации и сохранности кровной семьи, на основе восстановительной медиации

Номинация:
Не номинирована

География реализации практики

Томская область, Октябрьский, Кировский, Советский, Ленинский районы города Томска; ЗАТО Северск

Период внедрения практики

2021-2022

Целевые группы

1. Несовершеннолетние дети, находящиеся в конфликте с кровными родителями и помещенные законными представителями  в социально-реабилитационный центр.

2. Родители, находящиеся в конфликте с несовершеннолетними детьми и поместившие их в социально-реабилитационный центр.

Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики

  • Острая стадия конфликта, имеющая затяжной временной характер, требующая глубокую психологическую и коррекционную работу для разбора детально причин разногласий и коррекции здоровых отношений.
  • Конфликты в семье, где как и несовершеннолетние дети подвергаются жестокому обращению со стороны родителей, так и родители подвергаются насилию от детей.
  • конфликты, приводящие к помещению несовершеннолетних детей в социально-реабилитационный центр.
  • Выявленный низкий уровень родительских компетенций (в вопросах возрастных особенностей детей, базовых потребностей и современных способов их удовлетворения).
  • Низкий уровень социальных компетенций у детей и девиантное поведение.
  • Нарушение детско-родительских привязанности.

Цель практики

Внедрение социальной услуги примирения, как способа разрешения конфликтных ситуаций, социальной реабилитации и сохранности кровной семьи, на основе восстановительной медиации.

Задачи практики

1.Разработать социальную услугу примирения как способ разрешения конфликтных ситуаций, социальной реабилитации и сохранности кровной семьи, на основе восстановительной медиации.

2. Создать Службу примирения  для внедрения восстановительных технологий в реабилитационную работу с воспитанниками и их родителями на стационарной и полустационарной форме обслуживания.

2. Повысить уровень родительских компетенции по актуальным темам воспитания и взаимодействия с несовершеннолетним ребенком с помощью реализации эффективных психологических и коррекционных программ.

3. Развить социальные компетенции детей, используя психолого-педагогические, коррекционный-развивающие и профилактические программы.

4.Обучить несовершеннолетних и их родителей методам урегулирования конфликта для комфортного совместного проживания семьи.

Краткое описание практики

Данная практика направлена на сохранение кровной семьи, решение конфликтных ситуации, примирение родителей и несовершеннолетних воспитанников, помещённых законными представителями по заявлению в социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних на стационарную или полустационарную форму обслуживания. Практика позволяет: переосмыслить всеми членами семьи свои поступки и поведение; учит не допускать семейные конфликты в будущем и уметь находить правильные бесконфликтные решения выхода из конфликта; восстановить детско-родительские отношения; создать условия для возвращения несовершеннолетнего ребенка в кровную семью. Для этого в рамках практики, используются восстановительные технологии. Определение уровня родительских компетенций, детско-родительских отношений и социальных компетенций у детей осуществляется за счет проведения диагностических комплексов, который дает возможность провести оценку и выявить существующие проблемы. Родительские компетенция повышаются за счет участия родителей и детей в программе «Путь доверия». На 10 групповых детско-родительских занятиях родители: осознают разницу между миром ребенка и взрослого; узнают особенности восприятия и эмоциональных переживаниях ребенка; формируют позицию «безусловного принятия» ребенка; учатся реконструкции своих ресурсов в воспитании. Социальные компетенции ребенка, приобретение социального опыта формируются за счет участия ребенка в программе «Мир дому моему», учителя-дефектолога, в сенсорной комнате с применением песочной терапии. 10 занятий позволяют: выявить эмоциональное благополучие ребенка в семье; зафиксировать отношение к родителям; развить умение высказывать свое мнение по проблеме; научить бесконфликтному общению. Восстановления детско-родительских отношений происходит за счет: проведения совместных досуговых мероприятий и детско-родительских творческих мастерских; участия детей и родителей в программе «Навстречу друг другу». 8 занятий педагога-психолога обучают навыкам сотрудничества между собой, взаимодействию и умению чувствовать и слышать друг друга. Занятия закрепляют навыки конструктивного общения и позволяют самостоятельно составить всеми членами семьи совместный план действий по выходу из сложившейся ситуации. План включает в себя обязательное формирование навыков согласованности действий и оценку вклада каждого члена семьи. Разработанный план всеми членами семьи является одним из этапов подготовки проведения восстановительной медиации с родителями и детьми. Возвращение ребенка в кровную семью происходит за счет решения проблем конфликта в семье и участия родителей и детей в проведении восстановительной медиации с подписанием примирительного договора. Сохранение устойчивого результата практики достигается за счет сопровождения кровной семьи после возвращения ребенка из центра. Дети и родители, владея информацией о том, к кому из специалистов они могут обратиться в случае возникновения трудностей, получают экстренную помощь специалистов в виде экстренной телефонной помощи, дистанционном и очном консультировании, психолого-педагогические услуги в рамках группы дневного пребывания, приглашаются на семейные мероприятия.

Социальные результаты

  1. Дети возвращаются и проживают в кровных семьях.
  2. Улучшение детско-родительских отношений в семье.
  3. Повышена мотивация родителей к сохранению семейного благополучия.
  4. Родители повысили свои компетенции по актуальным темам воспитания и взаимодействия с несовершеннолетним ребенком. 
  5. Несовершеннолетние дети повысили свои  социальные компетенции и улучшили своё поведение в социуме.

Этапы внедрения практики

Этапы внедрения

1.Подготовительный этап (2-4 мес.)

  • Анализ деятельности учреждения по оказанию социальных услуг семье, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации в связи с внутрисемейным конфликтом.
  • Анализ повторного помещений в социально-реабилитационный центр несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в связи с внутрисемейным конфликтом.
  • Изучение и анализ проблем внутрисемейного конфликта.
  • Изучение и анализ индивидуальных проблемы родителей и детей.
  • Изучение и поиск новых форм и технологий по решению конфликтов. 
  • Знакомство с опытом работы СРЦН разных регионов.
  • Знакомство с восстановительными технологиями и программами.
  • Организация социальной услуги примирения, как способа разрешения конфликтных ситуаций, социальной реабилитации сохранности кровной семьи, на основе восстановительной медиации.
  • Создание Службы примирения в СРЦН (разработать Положение Службы примирения, повысить квалификации сотрудников центра, обучить медиаторов, определить формы медиации приемлемые в СРЦН).
  • Разработка психолого-педагогических, коррекционно-развивающих  программ для   повышение родительских  и социальных компетенций у несовершеннолетних,  восстановление детско-родительских отношений.

2. Реализация практики :

  • Оказание социальной реабилитации с использованием программ психолого-педагогической, коррекционно-развивающей работы с несовершеннолетними и их родителями на повышение родительских компетенции и восстановление детско-родительских отношений
  • Проведение восстановительной/челночной медиации.
  • Сопровождение семьи после возвращения ребенка домой.

3. Заключительный этап (1 мес.)

  • Анализ деятельности учреждения по оказанию социальных услуг семье, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации в связи с внутрисемейным конфликтом. 
  • Оценка результатов. Сбор данных проводился три раза: входящая диагностика при поступлении ребенка в центр; промежуточная диагностика – показывающая результативность реализующихся психолого-педагогических программ педагога-психолога с родителями и детьми и коррекционно-развивающей программы учителя-дефектолога с применением сенсорной комнаты, песочной терапии по формированию мотивации ребенка к возврату в кровную семью; итоговая диагностика, подводящая итог проделанной работы. После оказанной социальной услуги, благополучатели имеют возможность оценить качество работы специалистов, оставив отзыв.

Социальная значимость практики

Практика инновационная, возникла из-за потребности  обращения родителей и детей в центр за помощью в решении внутрисемейного конфликта. Конфликты имели затяжной характер. Как несовершеннолетние дети, так и родители подвергались домашнему насилию в результате конфликта. Ранее специалисты центра оказывали психолого-педагогическую помощь детям, ограничиваясь несколькими консультациями и рекомендациями с родителями в рамках оказания срочных услуг. Это была ощутимая помощь семье, но зачастую несовершеннолетние дети, пытаясь, вернуться быстрее в семью, имитировали свои изменения и отношения к конфликту. После возврата в семью вновь возникали конфликты, и родители(дети) вновь обращались за помощью в центр. С введением в реабилитационную работу социальной услуги примирения на основе восстановительных технологий и психолого-педагогических программ для работы с родителями и детьми, результат улучшился. Вся информация о проблемах, интересах, потребностях родителей и детей фиксируется в диагностических обзорных справках. Итоги проведенных занятий по программам или консультаций-в картах результативности. Анализируя проблемы, специалисты ориентируются на потребности и конкретные проблемы семьи, вносят коррективы в индивидуальный план семьи, добавляют или модифицируют услугу в рамках практики, обращая особое внимание на готовность семьи к участию в индивидуальной работе. Дети и родители принимают определенные обязательства, прописывая их в примирительном договоре, стремятся к выполнению, понимая, что, только работая над проблемой вместе можно достичь устойчивых результатов. Специалисты центра повышают свою профессиональные компетенции.

Ресурсное обеспечение практики

Кадровое обеспечение: руководитель Службы примирения; педагог-психолог; учитель-дефектолог; социальный педагог; воспитатели. Все специалисты имеют высшее образование по профильным направлениям и знают: технологию диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактику и разрешения; стандарты восстановительной медиации. Обучены на семинарах, курсах повышения квалификации и имеют сертификаты или удостоверение, дающий право осуществлять медиационные практики.

Методическое обеспечение:

  • Восстановительные программы (технологии) в работе с детьми, находящиеся в трудной жизненной ситуации, в сфере социального обслуживания в Алтайском крае: сборник материалов/ сост Л.С. Раченкова, Ю.А, Ковалева/ Под общ. Ред. Н.В. Оськиной.-Барнаул, 2019.-144 стр.
  • Маловичко И. С., Голустьянц О. А., Шефатова Л. П. Методическое пособие «Программа Челночной восстановительной медиации между несовершеннолетними правонарушителями и пострадавшими от их действий. «Письмо пострадавшему о заглаживании вреда» и её реализации в закрытых учреждениях. (г. Барнаул).
  • Максудов Р.Р. Восстановительная медиация: идея и технология: Методические рекомендации.— М.: Институт права и публичной политики, 2009.—72с. —(Серия «Методы работы с несовершеннолетними правонарушителями»).
  • Внедрение технологии медиации в деятельность учреждений социального обслуживания семьи и детей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры/ авт-сост.:Л,Х, Раимбакиева, Ю.А. Якушева.-Сургут: Изд-во бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Методический центр развития социального обслуживания», 2016.-40с.
  • Ливенцева Е.Н., Максудов Р.Р., Кузнецова А.Н., Рябинин А.Л. «Восстановительный подход в работе специалистов системы профилактики правонарушений и поддержки социализации несовершеннолетних. Череповец, 2015. - 30 с.
  • Стандарты восстановительной медиации.

Другое обеспечение:

  • Материальные технические ресурсы центра для проведения реабилитации, процедуры примирения, семейных мероприятий и детско-родительских творческих мастерских (которые учебно-игровыми помещениями общей площадью 169,5 м2, имеющие полный набор мебели и бытовой техники; сенсорная комната; кабинет психолога; ноутбуки, музыкальный центр, интерактивный пол, интерактивная доска и т. д).
  • Материальные технические ресурсы центра для проведения занятий в сенсорной комнате, песочной терапии.
  • Диагностические инструменты измерения показателей для  сбора данных.

Организации партнёры

  • Отделы опек и попечительства Октябрьского, Кировского, Ленинского, Советского районов г. Томск; ЗАТО Северск
  • АНО РЦ «Согласие». Территориальная служба примирения
  • Благотворительный фонд социальной поддержки и защиты прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, охраны окружающей среды и защиты животных "Меркурия"
  • Благотворительный фонд «Вселенная детям»

Фото материалы

Приложения

Презентация

Дополнительные материалы

Сведения об организации

Название организации:
Областное государственное казенное учреждение "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Друг" г. Томска ОГКУ «СРЦН «Друг» г. Томска»
Адрес (юридический или фактический):
634015,РФ, Томская область, город Томск, ул. Куйбышева, д 1
Руководитель организации:
Мацевич Оксана Викторовна
Контактное лицо:
Сладкина Евгения Георгиевна, +7(38244)720043, +79138018718
E-mail организации:
Сайт организации:
Социальные сети: