География реализации практики
Ямало-Ненецкий автономный округ, город Лабытнанги, город Салехард, пгт. Харп, пос. Аксарка
Период внедрения практики
С апреля 2021 года по настоящее время
Целевые группы
- дети-инвалиды, в том числе дети с тяжелыми множественными нарушениями развития;
- дети с ограниченными возможностями здоровья;
- семьи, воспитывающие детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, включая замещающие семьи
Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики
Отсутствие реабилитационных центров на территории автономного округа, их удаленность и высокие денежные расходы для выезда на реабилитацию. Такие центры находятся в других регионах, до которых нужно добираться самолетами, чаще всего с пересадками, что само по себе уже непросто, вдвойне непросто с больным ребенком. Появление микрореабилитационного центра предоставило возможность прохождения комплексной реабилитации не только ребенку, но и всем членам семьи на территории автономного округа.
Социальная дезадаптация ребенка. Находясь в непривычной обстановке, вне дома, вне привычного окружения, уже от одного этого испытывая дискомфорт и тревожность.
Материальное положение, затрудняющее приобретение необходимого реабилитационного, игрового и другого оборудования для использования в домашних условиях.
Низкий уровень информированности родителей в вопросах реабилитации и абилитации детей, особенностей воспитания и обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Необходимость профпереподготовки и повышения квалификации специалистов, оказывающих услуги по реабилитации и абилитации детей-инвалидов и детей, с ограниченными возможностями здоровья.
Физическая и психологическая депривация родителей. Реабилитация – длительный процесс, на протяжении которого один из родителей с ребенком живет в чужом городе, на съемной квартире, оторван от привычных условий, других членов семьи. Во время прохождения реабилитационных мероприятий уставшему родителю не оказывается психологическая помощь, поскольку все ресурсы направлены на ребенка, и у родителей происходит серьезное выгорание, что может привести к очень глубоким негативным последствиям.
Цель практики
Создание социальной службы «Микрореабилитационный центр Суляко» с целью организации непрерывного реабилитационного процесса, социальной адаптации детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, а также обучения родителей (законных представителей) использованию реабилитационного оборудования и повышения их компетентности в вопросах комплексной реабилитации и абилитации детей
Задачи практики
1.Формирование фонда пункта проката технических средств реабилитации и развивающего оборудования для детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья для предоставления возможности использования этих средств на дому и обеспечения непрерывности реабилитационных мероприятий.
2.Обучение родителей (законных представителей) использованию реабилитационного оборудования и повышения их компетентности в вопросах комплексной реабилитации и абилитации детей
3.Оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) для повышения их уровня социально-педагогической компетенции в вопросах воспитания, развития и реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе в дистанционном формате
4.Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с инвалидностью, интеграция в обществе с учетом их психофизиологических особенностей и поведения, уровня здоровья и коммуникационных возможностей.
Краткое описание практики
На базе Центра социального обслуживания населения создана социальная служба «Микрореабилитационный центр «Суляко»», основной задачей которой стала организация непрерывного реабилитационного процесса. В связи с этим обучены специалисты для повышения качества предоставляемых услуг, приобретено необходимое развивающее оборудование и технические средства реабилитации, открыт пункт проката технических средств реабилитации и развивающего оборудования для безвозмездного пользования родителями в домашних условиях. Родители детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью получают консультации и посещают обучающие тренинги для возможности организации помощи ребенку в домашних условиях.
В рамках реализации проекта «Суляко» внедрены и реализованы следующие технологии:
Социальная технология «Сенсорная интеграция – терапия непонятных нарушений развития», целью которой является формирование необходимой активности ребенка для обеспечения эффективных физических реакций, формирования и коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений. Предметом технологии сенсорной интеграции являются различные задачи развития: интеллектуального, эмоционального, поведенческого и личностного;
Социальная технология оказания ранней помощи «Росток» - комплексное сопровождение детей-инвалидов и детей с ОВЗ от 0 до 3 лет с помощью межведомственного консилиума и индивидуальных кураторов семьи, помогающих решать вопросы, связанные с интеграцией и социализацией ребенка, разработки индивидуальной программы реабилитации-абилитации, дальнейшего развития ребенка и оказания помощи семье.
Социальная практика Клуб «Ежевика» для родителей детей-инвалидов - проведение индивидуальных психологических консультаций с родителями (опекунами, попечителями) и другими членами семей, организация тренинговых занятий, направленных на поддержание ресурса взрослых членов семей, проведение лекториев, юридическая поддержка. Проведение занятий для родителей в рамках деятельности клуба «Ежевика», в котором родители могут получить ответы на интересующие их вопросы, проконсультироваться, обсудить различные точки зрения на обучение и реабилитацию ребенка, поделиться собственным опытом, и просто снять накопившееся эмоциональное напряжение, расслабившись в сенсорной комнате или участвуя в тренингах по стрессоустойчивости, а также поучаствовать в творческой совместной деятельности вместе со своим ребенком, ведь радость и чувство удовлетворения, возникающие в процессе совместного творчества и общения, являются залогом эффективного взаимодействия в семье. Творческие занятия проходят с использованием техник песочной терапии, рисования на воде «Эбру» (особенно эффективно для детей с ДЦП, которым трудно рисовать в обычной манере из-за сильной спастики) и других арт-терапевтических методов.
Аппаратная методика «Микрополяризация», позволяющая изменять функциональное состояние различных звеньев ЦНС под действием тока низкой интенсивности. Восстанавливает и стимулирует функции нервной ткани, моделирует процессы памяти; позволяет значительно улучшить и восстановить двигательные, психические, когнитивные, речевые функции. Используются различные схемы микрополяризации и режимы ее проведения.Метод применяется при: врожденных и приобретенных заболеваниях нервной системы, органов зрения и слуха, сенсоневральной тугоухости; ДЦП; синдроме Дауна; реабилитации после черепно-мозговых травм и инсульта.
Технология «Миофункциональная терапия»–«переучивание» мышц или воссоздание физиологичных паттернов работы периоральных и лицевых мышц. В миофункциональной коррекции применяют вестибулярные пластинки, трейнеры, фейсформеры, тейпы. Включение данной методики в работу с детьми с нарушениями органического поражения позволяют улучшить процессы дыхания, жевания, глотания и речи;
АВАтерапия – интенсивная обучающая методика прикладного анализа поведения. Одна из самых эффективных в коррекции аутизма, позволяющая изменить поведение. Она помогает в работе с такими базовыми навыками в обучении: как смотреть, слушать, воспроизводить и понимать собеседника. Техники АВАтерапии помогают детям с нарушениями в развитии в освоении навыков построения социальных отношений, адаптации и социализации.
Методика биоакустической коррекции – методика нейрореабилитации при расстройствах центральной нервной системы. С помощью аппаратно-компьютерного комплекса проводится сенсорная стимуляция, совмещающая в себе элементы биологической обратной связи, аудиовизуального воздействия и музыкотерапии. Это позволяет активизировать естественные процессы саморегуляции, способствует восстановлению функционального состояния ЦНС.
Метод Томатис – нейросенсорная слуховая стимуляция с использованием специализированного оборудования Talks-up. Эффективен при коррекции нарушений психоречевого развития, расстройстве аутистического спектра, синдроме Дауна, ДЦП.
Методика глобального чтения Г. Домана – владение навыком чтения происходит поэтапно. Методика разработана для детей с тяжелыми органическими повреждениями головного мозга. Позволяет развивать понимание речи, вызвать активную речь, дает детям возможность вербально общаться, передавать свои желания, а также развивает коммуникативные навыки.
Оказывают услуги следующие специалисты: психологи, педагог-психолог, специалисты по социальной работе, логопеды, дефектологи, инструктора ЛФК, старшая медицинская сестра (массаж, аппаратные методики).
Занятия с психологом проводятся с периодичностью 2 раза в неделю в течение периода зачисления (социально-психологические услуги).
Занятия с педагогом-психологом проводятся в течение периода зачисления (социально-педагогические услуги).
Занятия с логопедом/дефектологом проводятся 2 раза в неделю курсом в 10 занятий (социально-педагогические услуги).
Занятия с инструктором ЛФК – 10 занятий ежедневно, непрерывно (социально-медицинские услуги).
Курс массажа – 10 занятий ежедневно, непрерывно (социально-медицинские услуги).
Аппаратные методики – 10-14 занятий на протяжении курса зачисления.
Кроме того, оказываются консультации эрготерапевтов, психологов и других специалистов, направленные на повышение родительской компетентности.
Социальные результаты
В результате деятельности социальной службы «Микрореабилитационный центр» функционирует пункт проката технических средств и развивающего оборудования в полном объёме; приобретены технические средства реабилитации, развивающие игры и другое оборудование для создания развивающей, доступной среды на дому, а также проведения оздоровительных мероприятий для участников проекта. Развивающее оборудование и технические средства реабилитации используются в работе всеми специалистами и при необходимости выдаются в домашнее использование по договору родителям. По результатам мониторинга эффективности использования оборудования:
- улучшение показателей развития ребенка, благодаря используемому оборудованию - у 93%, из них - слабоположительная динамка у 74% детей и положительная динамика у 26% детей;
- удовлетворённость родителей – 100%;
Деятельность МРЦ осуществляется в форме выездного и домашнего микрореабилитационного центров.
Функционирование выездного МРЦ предполагает оказание реабилитационных мероприятий на дому специалистами Центра.
Функционирование домашнего МРЦ предполагает проведение реабилитационных мероприятий на дому специалистами Центра с обучением родителей проведению занятий по реабилитации.
За время реализации практики социальной службы МРЦ зачислено 95 детей, из них: 42 ребёнка-инвалида, 53 ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
После проведения диагностических мероприятий в ходе заседаний консилиума специалистов МРЦ составлены индивидуальные программы реабилитационных мероприятий (95), определены специалисты, в помощи которых нуждается ребенок. Составлены индивидуальные планы социально-психологической реабилитации, социально-педагогической реабилитации, индивидуальные планы реабилитации медицинского работника и инструктора АФК, эрготерапевта.
Этапы внедрения практики
1 этап: Организация и открытие социальной службы - апрель 2021- январь 2022
2 этап: Информационно-методическое обеспечение. Мониторинг реализации мероприятий практики – январь 2022-сентябрь 2022
3 этап: Последующая реализация практики – сентябрь 2022 – по настоящее время
Социальная значимость практики
Микрореабилитационный центр «Суляко» позволил организовать реабилитацию, при которой не нужно выезжать за пределы региона. Для семей, имеющих ребенка с инвалидностью или с ограниченными возможностями здоровья существует возможность получать реабилитационные мероприятия в привычных условиях и обстановке, дома, в зависимости от состояния детей. Проведение реабилитационных мероприятий в комфортной домашней обстановке, с сохранением привычного окружения для ребенка способствует снижению тревожности, улучшению психоэмоционального напряжения и эффективности реабилитационных мероприятий.
Для наилучшей социализации детей, получающих услуги в рамках деятельности микрореабилитационного центра, специалисты проводят различные досуговые и праздничные мероприятия, а также информируют, приглашают детей и родителей на общегородские мероприятия, организованные различными структурами города- оздоровительные, спортивные, обучающие и др. Помощь в реализации всех мероприятий оказывают волонтеры добровольческих организаций, а также спонсоры и неравнодушные жители города.
Все развивающее и игровое оборудование используется специалистами в работе с детьми, получающими услуги в микрореабилитационном центре. Специальная графа в содержательной части индивидуальных программ получателей услуг позволяет отслеживать эффективность его использования. Технические средства реабилитации используются и специалистами по лечебной и адаптивной физической культуре, а также медицинскими работниками при проведении занятий. Некоторое оборудование семьи получили в прокат на договорной основе.
Удовлетворенность родителей качеством предоставления услуг в микрореабилитационном центре составила 100%. Данные подтверждаются опросом родителей, положительными отзывами на официальных страницах центра в социальных сетях, а также письменной благодарностью родителей, выражаемой в обратной связи с ними после проведенных мероприятий. Обе формы функционирования микрореабилитационного центра являются востребованными и эффективными
Ресурсное обеспечение практики
Деятельность микрореабилитационного центра осуществляют специалисты ГБУ ЯНАО «Центр социального обслуживания населения в МО г. Лабытнанги»: специалисты по социальной работе, психологи, инструкторы ЛФК, эрготерапевты, учителя-логопеды, медицинские работники и др. За счет средств гранта приобретено специализированное развивающее оборудование и технические средства реабилитации, разработаны методические материалы для работы специалистов с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Организации партнёры
- Региональная общественная организация по социальной защите и социальному обслуживанию населения Ямало-Ненецкого автономного округа «Маяк»
- МУ «Управление образования Администрации г. Лабытнанги»
- ГБУЗ ЯНАО «Лабытнангская городская больница»
- Информационное агентство «Лабытнанги»