География реализации практики
город Шуя, Шуйский район, Ивановская область
Период внедрения практики
с «1» июля 2022г. по «31» октября 2023 г.
Целевые группы
Несовершеннолетние, склонные к совершению правонарушений и состоящие на различных видах профилактического учета – 415 человек (школьники 1-11 классов городского округа Шуя)
Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом
Цель практики
Уменьшение числа несовершеннолетних, склонных к совершению правонарушений и состоящих на различных видах профилактического учета, через формирование их социальной успешности средствами дополнительного образования
Задачи практики
Разработка и описание методики формирования социально-успешной личности у школьников склонных к совершению правонарушений и состоящих на различных видах профилактического учета; создание информационного поля (контента проекта «Социальная практика «Я могу. Лаборатория мастерства»); создание условий для формирования социально-успешной личности школьника средствами дополнительного образования; реализация социальной практики «Я могу. Лаборатория мастерства» для школьников склонных к совершению правонарушений и состоящих на различных видах профилактического учета; создание портфолио достижений школьников – участников проекта.
Краткое описание практики
В течение 16 месяцев педагоги-активисты коллектива Центра детского творчества работали над формированием социально-успешной личности школьников, находящихся на различных видах профилактического учета. Этому способствовал план реализации проекта «Я могу»: организация профильных лагерей дневного пребывания детей, разнопрофильных образовательных форумов, мероприятий, направленных на формирование качеств социально-успешной личности у школьников заявленной целевой группы; обеспечение досуга школьников через вовлечение в объединения Центра детского творчества: волонтерский клуб «Факультет добра», военно-патриотический клуб «Ратник», археологический клуб «КЛИО», клуб спортивного туризма «Шторм», клуб «Робототехника», объединение «Медиапространство», студия декоративно-прикладного творчества «Художественная обработка древесины» и другие объединения учреждения.
Социальные результаты
Сформированы качества социально-успешной личности школьников, находящихся на различных видах профилактического учета через реализацию плана проекта «Я могу»: организация профильных лагерей дневного пребывания детей, разнопрофильных образовательных форумов, мероприятий, направленных на формирование качеств социально-успешной личности у школьников заявленной целевой группы; обеспечение досуга школьников через вовлечение в объединения Центра детского творчества: волонтерский клуб «Факультет добра», военно-патриотический клуб «Ратник», археологический клуб «КЛИО», клуб спортивного туризма «Шторм», клуб «Робототехника», объединение «Медиапространство», студия декоративно-прикладного творчества «Художественная обработка древесины» и другие объединения учреждения.
Школьники, активные участники социальной практики «Я могу» проявляют качества социально-успешной личности: самостоятельно управляют процессом постановки, планирования и реализации цели; проявляют умения самостоятельного контроля, самооценки, взаимооценки, корректировки действий, стремятся к усовершенствованию решения задач, открытию нового, созданию оригинальных идей; к получению новых знаний, к познанию окружающего мира; создают продукты деятельности, с изобретательностью, проявляют свои особенности, неповторимость, уникальность; по собственному желанию, усилием воли вызывают необходимые образы, замыслы, идеи; проявляют умение быстрого находить правильное решение проблемы; интересуются миром профессий; своевременно переключаются с одного вида деятельности на другой, планируют труд и отдых; положительно относятся к процессу трудовой деятельности, проявляют инициативу, заинтересованы в достижении наилучшего результата, понимают общественную полезность своей деятельности; организуют взаимоотношения и совместную деятельность с другими людьми, подчиняют личные интересы общественным, осуществляют товарищеское сотрудничество, взаимодействие, взаимопонимание, взаимопомощь, доброжелательность и тактичность, проявляют интерес к проблемам и нуждам других.
Социальные активности ребят реализованы через формат многодневных разнопрофильных образовательных форумов: «Я могу» и «Факультет добра». Молодежные инициативы и проекты победители грантовых конкурсов:
- грант Президента РФ на реализацию проекта в области культуры, искусства и креативных (творческих) индустрий проект «Мультстудия «Желтый чемоданчик» (406 771 рубль 22 копейки);
- Конкурс грантов Регионального форума «Олимп» (Росмолодежь. Гранты), проект «Студия подкастов «Подкасты Первых» (300 000 рублей);
- Грантовый конкурс Движения Первых проект «Открытые массовые туристские соревнования «Рогейн Первых» (350 000 рублей);
- Грант Администрации городского округа Шуя проект «Туристский лабиринт» (37 289,00 рублей).
Предлагаемая социальная практика «Я могу. Лаборатория мастерства» и примененная методика по формированию социально-успешной личности школьника является эффективной, есть положительные результаты в показателях проведенного мониторинга - снижение количества несовершеннолетних, склонных к совершению правонарушений и находящихся на различных видах профилактического учета, на 43 %.
Этапы внедрения практики
- создание рабочей группы проекта;
- организация стажировочной площадки по направлению «Предоставление комплекса социальных услуг детям, находящимся в конфликте с законом, и организация социального сопровождения»;
- создание центра социальных компетенций на базе МБУ ДО «Центр детского творчества»;
- проведение Дней открытых дверей МБУ ДО «Центр детского творчества»;
- организация семейных соревнований по образовательной робототехнике;
- обеспечение мероприятий с привлечением психолога городской службы медиации (примирения);
- организация городских лагерей дневного пребывания для школьников, склонных к совершению правонарушений и состоящих на различных видах профилактического учета;
- конкурс технического и декоративно-прикладного творчества;
- организация образовательного многодневного молодежного многопрофильного форума «Я могу. Лаборатория мастерства» и волонтерского форум «Факультет добра. Благо твори!»;
- создание портфолио достижений школьников – участников проекта;
- издание монографии;
- обобщение и распространение опыта через видеоролики о ключевых мероприятиях проекта, записи в социальных сетях, новостные сюжеты на ТВ, пресс-анонсы, пресс-релизы в СМИ, размещение публикаций в печатных изданиях, организация теле- и радиоэфиров.
Социальная значимость практики
Уменьшение числа несовершеннолетних, склонных к совершению правонарушений и состоящих на различных видах профилактического учета
Ресурсное обеспечение практики
Лаборатория робототехники, кабинет информационной и медийной грамотности, клуб спортивного туризма. Закуплено оборудование: 1 интерактивная панель, 5 ноутбуков, 2 моноблока, 1 принтер, 1 проектор, 1 телесуфлер, штатив, микрофоны для студии звукозаписи, 8 наборов образовательной робототехники, туристское снаряжение, оборудование для художественной обработки древесины. В рамках реализации социальной практики «Я могу. Лаборатория мастерства» были привлечены средства Администрации г.о. Шуя и спонсоров на сумму 1 528 414 рублей (на брендирование проекта: футболки, бейджи, банеры; канцтовары; питание; поездки; необходимую технику и др.)
Организации партнёры
- "Центр развития культуры и социальной успешности "Взаимодействие" г.Шуя директор О.В. Комова