География реализации практики
Калининградская область
Период внедрения практики
2009-2024
Целевые группы
1. Несовершеннолетние в возрасте от 5 до 12 лет, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
2. Законные представители несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики
Социализация представляет собой процесс, в котором ребенок учится взаимодействовать с окружающими людьми, усваивает нормы и ценности общества, а также развивает социальные навыки и нормы поведения. Проблемы, связанные с недостаточным уровнем социализацией детей, могут оказывать негативное влияние на их эмоциональное, интеллектуальное и социальное развитие. Неспособность адаптироваться к обществу и взаимодействовать с другими детьми может привести к изоляции, низкой самооценке и трудностям в учебе. Данная ситуация усугубляется тем, что родители (законные представители), не имеют достаточных компетенций по формированию у ребенка социального опыта, необходимого для актуальной социализации несовершеннолетнего.
Практика направлена на решение проблем, связанных с несформированностью коммуникативных и поведенческих навыков, навыков самоконтроля, самообслуживания и самоорганизации, с несоответствием индивидуальных познавательных процессов возрастным нормам, с недостаточными для возраста знаниями об окружающем мире у несовершеннолетних.
В ходе реализации практики у несовершеннолетних происходит существенное обогащение всех видов социального опыта, как следствие, удовлетворяется потребность в социализации. Практика, включающая в себя мероприятия просветительской направленности по вопросам семейного воспитания, создает условия для расширения участия родителей (законных представителей) в формировании у ребенка необходимого социального опыта.
Цель практики
Создание условий для социализации несовершеннолетних через организацию мероприятий по присвоению социального опыта в условиях группы дневного пребывания и расширение участия родителей (законных представителей) в его формировании.
Задачи практики
1. Обеспечить индивидуальный подход к формированию социального опыта несовершеннолетнего на основе входной, промежуточной и итоговой диагностики.
2. Разработать систему мероприятий для формирования и развития социального опыта несовершеннолетних в условиях группы дневного пребывания.
3. Разработать систему эффективного взаимодействия специалистов социальной сферы, психологов и родителей (законных представителей) для расширения возможностей социализации ребенка.
Краткое описание практики
ГБУСО КО «Центр социальной помощи семье и детям» с 2022 по 2023 год являлся соисполнителем регионального комплекса мер «Зеленая комната», поддержанного средствами Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, что позволило расширить перечень региональных мероприятий по социализации несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, разработать и реализовать практику.
Актуальность практики обосновывается результатами входной диагностики, проводимой при зачислении в группы дневного пребывания несовершеннолетних. Полученные данные позволяют сделать выводы о недостаточной сформированности у несовершеннолетних:
- опыта самоорганизации, наиболее значимого для успешного осуществления любой деятельности, в том числе и учебной (около 20 % посещающих ГДПН);
- интеллектуального опыта, определяющегося прежде всего недостаточностью знаний об окружающем мире, несформированностью умений самостоятельно работать с информацией, отсутствием мотивации учебной деятельности, что может привести к снижению познавательной активности школьников, их нежеланию посещать школу (около 40 % посещающих ГДПН);
- коммуникативного опыта, в первую очередь, с неумением разрешать спорные, конфликтные ситуации (около 50% посещающих ГДПН);
- опыта социальной деятельности, что обусловлено главным образом недостаточностью проявления несовершеннолетними инициативы и самостоятельности в осуществлении общественно полезной деятельности (30% посещающих ГДПН);
- опыта здоровьесбережения, что выражается в отсутствии у школьников необходимых умений и навыков в области здоровьесбережения, недостаточной готовностью выполнять правила здорового и безопасного образа жизни (20% посещающих ГДПН).
Полученные данные подтверждают необходимость системного подхода для эффективного решения проблем, связанных с социализацией несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Инновационность практики заключается в системном подходе к социализации несовершеннолетних в условиях группы дневного пребывания.
Системность обеспечивается:
1. Наличием программы по повышению уровня социализации и адаптивного потенциала несовершеннолетних в группе дневного пребывания несовершеннолетних «Шаги в будущее», которая содержит описание системы возможных форм и методов работы с несовершеннолетними в условиях группы дневного пребывания.
2. Использованием диагностического инструментария на всех этапах реализации программы (входная, промежуточная и итоговая диагностика) с целью корректировки работы с несовершеннолетними по присвоению ими социального опыта.
3. Эффективной коммуникацией специалистов социальной сферы, психологов и родителей (законных представителей) для расширения возможностей социализации ребенка.
Программа «Шаги в будущее» реализуется на протяжении 6 месяцев, регламентирует работу групп дневного пребывания несовершеннолетних численностью 5-15 человек и включает в себя более 300 занятий, из них:
- 10 психокоррекционных занятий, направленных на развитие мышления, памяти – формирование интеллектуального опыта: тренировки произвольного внимания, логического мышления, игры, напрвленные на развитие памяти, внимания, воображения;
- 36 мероприятий, направленных на формирование опыта здоровьесбережения: беседы о здоровом образе жизни, экскурсии на природу, оздоровительные игры, конкурсы рисунков;
- 20 мероприятий, направленных на развитие коммуникативного опыта: тренинг формирования навыков конструктивного общения, управления эмоциями, групповые занятия и беседы;
и другое
Использование диагностического инструментария на всех этапах работы позволяет максимально обеспечить индивидуальный подход и гибко реагировать на происходящие изменения:
- на первом этапе наиболее полно и точно выявить проблемы, характерные для большинства детей в группе, сформировать комплекс мероприятий для мини групп (детей с похожими проблемами);
- на промежуточном этапе оценить динамику изменений, при необходимости внести коррективы в деятельность специалистов и содержание занятий;
- итоговая диагностика позволяет оценить результативность работы, скорректировать содержание мероприятий программы, принять решение о необходимости индивидуальной коррекционной работе с несовершеннолетним.
Привлечение родителей (законных представителей) к участию в мероприятиях программы дает дополнительные возможности для развития всех видов социального опыта несовершеннолетних.
Социальные результаты
По результатам итоговой диагностики отмечена положительная динамика в уровне опыта самоорганизации; интеллектуального опыта; коммуникативного опыта, опыта социальной деятельности, опыта здоровьесбережения у несовершеннолетних, посещающих группу дневного пребывания;
Сформирован устойчивый интерес со стороны несовершеннолетних и их родителей (законных представителей) к участию в работе групп дневного пребывания.
Этапы внедрения практики
1 этап. 2009 - 2011 г.г.
Практика разрабатывалась методической службой и апробировалась в отделении г. Калининграда ГБУ СО КО «Центр социальной помощи семье и детям». По результатам апробации в практику были внесены коррективы и она была масштабирована на другие отделения Центра.
2 этап. 2020 - 2021 г.
С 2020 года практика реализуется в 14 отделениях Центра, которые охватывают 12 муниципальных образований Калининградской области
3 этап. 2021 - 2024 год.
Участие Центра в качестве соисполнителя регионального комплекса мер «Зеленая комната» позволило расширить и обогатить содержание мероприятий практики. На сегодняшний день практика является устоявшейся. Все процессы регламентированы, определены социальные результаты, достижение которых подтверждено более чем 20 летним опытом ее реализации. Практика готова к тиражированию.
Социальная значимость практики
Системный подход к социализации несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, через присвоение ими социального опыта в условиях группы дневного пребывания будет способствовать:
раскрытию и усилению положительных личностных ресурсов, развитию жизненных компетенций; формированию ответственности и активной гражданской позиции несовершеннолетних.
У родителей развивается более глубокое понимание процесса социализации их ребенка, появляется возможность «поработать» в профессиональной среде, что может побудить к получению дополнительного образования, поступлению на какие-либо курсы или даже превратиться в постоянную работу. Родители обучаются видам деятельности, которыми можно с удовольствием заниматься с детьми дома.
Ресурсное обеспечение практики
1. Бюджетные и внебюджетные средства ГБУ СО КО «Центр социальной помощи семье и детям»
2. Наличие необходимой материальной базы:
работа групп дневного пребывания организована в оснащенных специальным инвентарем и оборудованием помещениях
3. Пакет документов, регламентирующих работу групп дневного пребывания несовершеннолетних:
положение о группе дневного пребывания несовершеннолетних, программа «Шаги в будущее», руководство по качеству ГБУСО КО «Центр социальной помощи семье и детям» и др. локальные акты
4. Пакет диагностических методик:
анкета, методика обработки «Социальный опыт», методики: «Какой я?» (Р.С. Немова), «Лесенка» (В.Г. Щур и С.Г. Якобсон), «Таинственное письмо» (А.Н. Прихожан). «Вопрошайка» (М.Б. Шумакова) и др.
5. Психологи в социальной сфере, специалисты по социальной работе, обладающие высокой профессиональной компетентностью и прошедшие необходимое обучение.
Организации партнёры
- Образовательные организации муниципального и регионального уровня подчиненности
- Учреждения культуры и спорта муниципального и регионального уровня подчиненности
- Автономная некоммерческая организация «ПРОФКО»
- Автономная некоммерческая организация "Проект "Парус"