География реализации практики
Республика Мордовия, 6 муниципальных образований: Рузаевский, Кадошкинский, Ковылкинский, Инсарский, Чамзинский, Кочкуровский муниципальные районы. Доля муниципальных образований от общего количества муниципальных образований региона составляет 24%
Период внедрения практики
«Служба экстренного реагирования: помощь семье в преодолении кризисной ситуации» была создана 06 апреля 2020 года и функционирует в настоящее время. Служба создана в рамках «Комплекса мер по развитию системы безопасного детства в Республике Мордовия на 2020 -2021 годы», поддержанного Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Целевые группы
1. Дети и подростки, подвергшиеся психофизическому, сексуальному насилию, оказавшиеся в социально-опасном положении, угрожающем их жизни, здоровью и развитию, потерявшие родных и близких, находящиеся в конфликте с семьей.
2. Семьи, находящиеся в социально опасном положении, в кризисной ситуации.
Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики
Имеется потребность в функционировании службы экстренного реагирования и взаимодействия органов и учреждений системы профилактики Республики Мордовия, направленной на раннее выявление фактов семейного неблагополучия, защиту прав и интересов несовершеннолетних и позволяющих координировать индивидуальную профилактическую работу в семьях с детьми, находящихся в кризисной ситуации.
Цель практики
Оказание адресной социальной, медицинской, психолого-педагогической и правовой помощи несовершеннолетним и их семьям, находящимся в кризисной ситуации.
Задачи практики
1. Выявление совместно с органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений детей, остронуждающихся в незамедлительной защите и помощи.
2. Оказание экстренной медицинской, социальной, психолого-педагогической и правовой помощи несовершеннолетним, пострадавшим от жестокого обращения.
3. Оказание психолого-педагогической и социальной помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе при возникновении конфликтов, связанных с расторжением брака и спорами по вопросу воспитания детей.
Краткое описание практики
«Служба экстренного реагирования: помощь семье в преодолении кризисной ситуации» – практика, направленная на оказание экстренной медицинской, психологической, социальной и юридической помощи несовершеннолетнему и членам его семьи. Работа «Службы» обеспечивает психолого-педагогическое и социальное сопровождение детей, ставших жертвами насилия и преступных посягательств. Задействованные разнопрофильные специалисты занимаются разработкой и внедрением коррекционных, реабилитационных и профилактических программ для детей, перенесших психическую травму. В рамках реализации практики ведётся также просветительская работа с родителями (законными представителями) по повышению их родительской компетенции.
Экстренная психологическая помощь детям, пострадавшим от жестокого обращения, осуществляется в «Службе» методами кризисной интервенции и консультирования.
Работа «Службы» включает в себя несколько этапов: диагностика насилия и психологическое обследование ребенка; коррекция последствий насилия; коррекция отклонений в психическом развитии ребенка и/или развивающая работа по формированию социально-значимых качеств, необходимых навыков, установок и т. д.; оптимизация социальной ситуации (работа с семьей, ближайшим окружением и т. п.).
Для наибольшей эффективности работы «Службы» педагогами-психологами разработана специальная программа «Преодоление», направленная на оказание психологической помощи детям в преодолении эмоциональных, когнитивных и поведенческих последствий травм, полученных в результате насилия и жестокого обращения.
Для решения множества развивающих психотерапевтических и диагностических задач у подопечных, попавших в «Службу», действует «Зеленая комната», оборудованная фонтанами из фиброоптических волокон, столом для рисования песком, прозрачным мольбертом. Здесь в безопасной и комфортной обстановке ведется беседа с ребенком, проходит коррекционно-развивающая и реабилитационная работа.
Значительное внимание специалисты «Службы» уделяют проблеме детско-родительских отношений. В рамках работы родительского клуба «Шаг навстречу» проводятся консультационные встречи, беседы, выпускаются информационные листы.
В ходе реабилитационной и коррекционно-развивающей работы происходят положительные изменения в развитии личности детей. Воспитанники получают позитивный опыт безопасного взаимодействия со взрослыми, преодолевают эмоциональные проблемы (страхи, агрессивность, повышенную тревожность, обидчивость), улучшаются их познавательные способности, а уровень депрессии и психоэмоционального напряжения понижается. Мероприятия «Службы» также позитивно влияют на уровень психолого-педагогической грамотности родителей несовершеннолетних. В состав службы экстренного реагирования входят следующие специалисты: заведующий отделением социально-правовой помощи, педагог-психолог, социальный педагог, врач-педиатр, специалисты Учреждения и органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений. Так же в случае необходимости привлекаются врач-психиатр, суицидолог.
Социальные результаты
Эффективность практики заключается в позитивном изменении психологического состояния детей целевой группы: снимается стресс, снижается уровень депрессии, стабилизируется психоэмоциональное состояние, до минимума уменьшается риск повторного жестокого обращения в семье, повышается уровень уверенности и самооценки, улучшаются навыки общения. Несовершеннолетние получают позитивный опыт безопасного взаимодействия с взрослыми, преодолевают эмоциональные проблемы (страхи, агрессивность, повышенную тревожность, обидчивость), улучшаются их познавательные способности, налаживаются детско-родительские отношения в семьях.
При повторном исследовании наблюдается значительное снижение процента детей склонных к агрессии (с 57% до 15%). Подростки обучились адекватно выражать свои чувства, противостоять давлению и манипуляциям, навыкам самоконтроля.
По завершении занятий все участники (100%) занятий отмечают, что теперь определили для себя способы выражения эмоций безопасным, социально-приемлемым способом, научились снижать эмоциональное и физическое напряжение, а также ребята определяют для себя наиболее эффективные способы взаимодействия в конфликтной ситуации.
Мероприятия практики помогают существенно снизить уровень агрессивности подростков, способствуют повышению стрессоустойчивости несовершеннолетних, формированию навыков межличностного общения детей целевой группы.
Этапы внедрения практики
Первый этап – Немедленное реагирование на обращение (в том числе на Детский телефон доверия под единым общероссийским номером 8 800 2000 122) о факте жестокого обращения в течении 1 суток.
Второй этап - Организация выезда специалистов "Службы" по месту жительства (пребывания) несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения.
Третий этап - Оказание комплексной помощи специалистами "Службы" в срок до 7 дней после поступления сообщения о факте жестокого обращения с несовершеннолетним.
Четвертый этап - Принятие решения специалистами "Службы" о помещении несовершеннолетнего в медицинское учреждение в случае угрозы жизни и здоровья или о помещении его в социально-реабилитационный центр несовершеннолетих для длительного психолого-педагогического сопровождения.
Пятый этап - Разработка плана индивидуальной профилактической работы с семьей пострадавшего несовершеннолетнего.
Шестой этап - Исполнение плана индивидуальной профилактической работы с пострадавшим несовершеннолетним и членами его семьи. Оказание содействия в предоставлении необходимой медицинской, социальной, юридической помощи пострадавшему несовершеннолетнему и членам его семьи.
Седьмой этап- оказание комплексной психолого-педагогической помощи пострадавшему несовершеннолетнему и членам его семьи:
1) Психодиагностика.
Психологическое обследование ребенка направлено на диагностику:
- эмоционально-личностных отношений;
- акцентуаций характера и психических отклонений.
2) Очное психологическое консультирование в «Зелёной комнате».
Одним из ключевых компонентов нашей работы является индивидуальная психологическая помощь. Каждый ребенок имеет возможность общаться с квалифицированным психологом, который помогает ему осознать и проработать пережитые травмы, развивать механизмы саморегуляции и строить позитивные отношения с окружающими.
3) Индивидуальная и групповая коррекционная работа
Для индивидуальной работы с детьми, пережившими насилие, используются следующие психотерапевтические подходы:
- работа с эмоциями;
- работа с мыслями;
- работа с поведением.
4) Работа с ближайшим социальным окружением ребёнка.
Важной частью нашей деятельности является работа с родителями детей. Мы предоставляем им необходимые ресурсы и поддержку, чтобы помочь им лучше понимать и поддерживать своих детей в процессе их восстановления. Работа с родителями направлена на развитие навыков ненасильственного воспитания, эмоциональной поддержки и эмпатии.
Социальная значимость практики
Благодаря практике своевременное выявление случаев жестокого обращения с детьми и оказание экстренной психологической помощи детям и подросткам, пострадавшим от жестокого обращения позволяет сохранить их жизнь и здоровье, обеспечить их защиту. Реализация практики способствовует формированию в Республике Мордовия безопасной среды для развития детей, повышению качества оказания помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения и насилия, а также членам их семей.
Служба экстренного реагирования является востребованной и неотъемлемой частью оперативного реагирования на случаи жестокого обращения и насилия над несовершеннолетними. О ней знают все учреждения и органы системы профилактики в РМ. Работа осуществляется в тесном взаимодействии со всеми органами профилактики. Результаты этой практики позволяют детям справиться с последствиями насилия и вернуться к нормальной жизни. Мы замечаем положительные изменения в эмоциональном состоянии и поведении детей. Многие из них проходят процесс восстановления и успешно возвращаются к обычной жизни.
Ресурсное обеспечение практики
Благодаря Фонду поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации было приобретено оборудование для специализированной «Зеленой комнаты» с целью организации безопасного пространства в ходе следственных мероприятий для детей, пострадавших от насилия.
«Зелёная комната» – это фактически две комнаты, которые совмещены перегородкой с зеркалом Гезелла (стекло, выглядящее как зеркало с одной стороны, и как затемнённое стекло с другой). «Зелёная комната» оснащена системой видео- и аудиофиксации, также во время бесед или допроса в ухе психолога находится микронаушник, с помощью которого следователь из-за перегородки может попросить задать ребёнку тот или иной вопрос. Вторая комната – для наблюдения, здесь находятся следователи и законные представители несовершеннолетнего. Главный принцип работы комнаты – безопасность. Часто случается, что ребёнка расспрашивают о произошедшем несколько раз: то останутся невыясненные обстоятельства, то сменится следователь, а ребенок каждый раз заново переживает травму. Работа в «Зелёной комнате» помогает не только установить контакт с воспитанником, но и провести необходимый допрос, не причинив пострадавшему психических травм, и, что важно, избежать повторных допросов.
Но возможности «Зелёной комнаты» этим не ограничиваются: она используется и для реабилитации и коррекционно-развивающей работы с детьми и их родителями. При содействии Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, приобретено и установлено следующее реабилитационное оборудование:
• зеркало Гезелла,
• арт-терапевтический комплекс с прозрачным мольбертом,
• воздушно-пузырьковая панель,
• колесо спецэффектов,
• пучок фиберопатических волокон с боковым свечением «Звездный дождь»,
• мерцающие занавеси,
• цветодинамический светильник «Северные огни»,
• световой модуль для рисования песком,
• установка для ароматерапии ЭФА,
• набор масел,
• диагностические методики (факторный личностный опросник Р.Кеттела,
• методика «Домики» А. О. Орехова, « Диагностика родительства Р. В. Овчаровой»),
• кресло-груша,
• мультимедийное оборудование (световой проектор),
• компьютерная техника (ноутбук); видеотехника (система видеонаблюдения).
Организации партнёры
- В реализации практики принимали участие: Мордовское республиканское отделение Общероссийского благотворительного общественного фонда «Российский фонд милосердия и здоровья; Республиканская общественная организация «Союз женщин Мордовии»; МАУ «Центр молодежной политики и туризма» Рузаевского муниципального района; КДН и ЗП Рузаевского муниципального района; МБОУ СОШ по Рузаевскому муниципальному району; ПДН по Рузаевскому муниципальному району.