Практика:

«Служба экстренного реагирования: помощь семье в преодолении кризисной ситуации»

География реализации практики

Республика Мордовия, 6 муниципальных образований: Рузаевский, Кадошкинский, Ковылкинский, Инсарский, Чамзинский, Кочкуровский муниципальные районы. Доля муниципальных образований от общего количества муниципальных образований региона составляет 24%

Период внедрения практики

«Служба экстренного реагирования: помощь семье в преодолении кризисной ситуации» была создана 06 апреля 2020 года и функционирует в настоящее время. Служба создана в рамках «Комплекса мер по развитию системы безопасного детства в Республике Мордовия на 2020 -2021 годы», поддержанного Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Целевые группы

1. Дети и подростки, подвергшиеся психофизическому, сексуальному насилию, оказавшиеся в социально-опасном положении, угрожающем их жизни,  здоровью и развитию, потерявшие родных и близких, находящиеся в конфликте с семьей.  

2. Семьи, находящиеся в социально опасном положении,  в кризисной ситуации.

Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики

Имеется потребность в функционировании службы экстренного реагирования и взаимодействия органов и учреждений системы профилактики Республики Мордовия, направленной на раннее выявление фактов семейного неблагополучия, защиту прав и интересов несовершеннолетних и позволяющих координировать индивидуальную профилактическую работу в семьях с детьми, находящихся в кризисной ситуации.

Цель практики

 Оказание адресной социальной, медицинской, психолого-педагогической и правовой помощи несовершеннолетним  и их семьям, находящимся в кризисной ситуации.

Задачи практики

1. Выявление совместно с органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений детей, остронуждающихся в незамедлительной защите и помощи.

2. Оказание экстренной медицинской, социальной, психолого-педагогической и правовой помощи несовершеннолетним, пострадавшим от жестокого обращения.

3. Оказание психолого-педагогической и социальной помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе  при возникновении конфликтов, связанных с расторжением брака и спорами по вопросу воспитания детей.

Краткое описание практики

«Служба экстренного реагирования: помощь семье в преодолении кризисной ситуации» – практика, направленная на оказание экстренной медицинской, психологической, социальной и юридической помощи несовершеннолетнему и членам его семьи. Работа «Службы» обеспечивает психолого-педагогическое и социальное сопровождение детей, ставших жертвами насилия и преступных посягательств. Задействованные разнопрофильные специалисты  занимаются разработкой и внедрением коррекционных, реабилитационных и профилактических программ для детей, перенесших психическую травму. В рамках реализации практики ведётся также просветительская работа с родителями (законными представителями) по повышению их родительской компетенции.

 Экстренная психологическая помощь детям, пострадавшим от жестокого обращения, осуществляется в «Службе» методами кризисной интервенции и консультирования.

Работа «Службы» включает в себя несколько этапов: диагностика насилия и психологическое обследование ребенка; коррекция последствий насилия; коррекция отклонений в психическом развитии ребенка и/или развивающая работа по формированию социально-значимых качеств, необходимых навыков, установок и т. д.; оптимизация социальной ситуации (работа с семьей, ближайшим окружением и т. п.).

Для наибольшей эффективности работы «Службы» педагогами-психологами разработана специальная программа «Преодоление», направленная на оказание психологической помощи детям в преодолении эмоциональных, когнитивных и поведенческих последствий травм, полученных в результате насилия и жестокого обращения.

Для решения множества развивающих психотерапевтических и диагностических задач у подопечных, попавших в «Службу», действует «Зеленая комната», оборудованная фонтанами из фиброоптических волокон, столом для рисования песком, прозрачным мольбертом. Здесь в безопасной и комфортной обстановке ведется беседа с ребенком, проходит коррекционно-развивающая и реабилитационная работа.

Значительное внимание специалисты «Службы» уделяют проблеме детско-родительских отношений. В рамках работы родительского клуба «Шаг навстречу» проводятся консультационные встречи, беседы, выпускаются информационные листы.

В ходе реабилитационной и коррекционно-развивающей работы происходят положительные изменения в развитии личности детей. Воспитанники получают позитивный опыт безопасного взаимодействия со взрослыми, преодолевают эмоциональные проблемы (страхи, агрессивность, повышенную тревожность, обидчивость), улучшаются их познавательные способности, а уровень депрессии и психоэмоционального напряжения понижается. Мероприятия «Службы» также позитивно влияют на уровень психолого-педагогической грамотности родителей несовершеннолетних. В состав службы экстренного реагирования входят следующие специалисты: заведующий отделением социально-правовой помощи, педагог-психолог, социальный педагог, врач-педиатр,  специалисты Учреждения и органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений. Так же  в случае необходимости привлекаются врач-психиатр, суицидолог.

Социальные результаты

Эффективность практики заключается в позитивном изменении психологического состояния детей целевой группы: снимается стресс, снижается уровень депрессии, стабилизируется психоэмоциональное состояние, до минимума уменьшается риск повторного жестокого обращения в семье, повышается уровень уверенности и самооценки, улучшаются навыки общения. Несовершеннолетние получают позитивный опыт безопасного взаимодействия с взрослыми, преодолевают эмоциональные проблемы (страхи, агрессивность, повышенную тревожность, обидчивость), улучшаются их познавательные способности, налаживаются детско-родительские отношения в семьях.

При повторном исследовании наблюдается значительное снижение процента детей склонных к агрессии (с 57% до 15%). Подростки обучились адекватно выражать свои чувства, противостоять давлению и манипуляциям, навыкам самоконтроля.

По завершении занятий все участники (100%) занятий отмечают, что теперь определили для себя способы выражения эмоций безопасным, социально-приемлемым способом, научились снижать эмоциональное и физическое напряжение, а также  ребята определяют для себя наиболее эффективные способы взаимодействия в конфликтной ситуации.

Мероприятия практики помогают   существенно снизить уровень агрессивности подростков, способствуют повышению стрессоустойчивости несовершеннолетних, формированию навыков межличностного общения детей целевой группы.

Этапы внедрения практики

Первый этап – Немедленное реагирование на обращение (в том числе на Детский телефон доверия под единым общероссийским номером 8 800 2000 122)  о факте жестокого обращения в течении 1 суток.

Второй этап  -  Организация выезда специалистов "Службы"  по месту жительства (пребывания) несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения.

Третий этап - Оказание комплексной помощи специалистами "Службы" в срок до 7 дней после поступления сообщения о факте жестокого обращения с несовершеннолетним.

Четвертый этап - Принятие решения специалистами "Службы" о помещении несовершеннолетнего в медицинское учреждение в случае угрозы жизни и здоровья или о  помещении его в социально-реабилитационный центр несовершеннолетих для длительного психолого-педагогического сопровождения.

Пятый этап - Разработка плана индивидуальной профилактической работы с семьей пострадавшего несовершеннолетнего.

Шестой этап - Исполнение плана индивидуальной профилактической работы с пострадавшим несовершеннолетним и членами его семьи. Оказание содействия в предоставлении необходимой медицинской,  социальной, юридической помощи пострадавшему несовершеннолетнему и членам его семьи.

Седьмой этап- оказание комплексной психолого-педагогической помощи пострадавшему несовершеннолетнему и членам его семьи:

1) Психодиагностика.

Психологическое обследование ребенка направлено на диагностику:

- эмоционально-личностных отношений;

- акцентуаций характера и психических отклонений.

2) Очное психологическое консультирование в «Зелёной комнате».

Одним из ключевых компонентов нашей работы является индивидуальная психологическая помощь. Каждый ребенок имеет возможность общаться с квалифицированным психологом, который помогает ему осознать и проработать пережитые травмы, развивать механизмы саморегуляции и строить позитивные отношения с окружающими.

3) Индивидуальная и групповая коррекционная работа

Для индивидуальной работы с детьми, пережившими насилие, используются  следующие психотерапевтические подходы:

- работа с эмоциями;

- работа с мыслями;

- работа с поведением. 

4)  Работа с ближайшим социальным окружением ребёнка.

Важной частью нашей деятельности является работа с родителями детей. Мы предоставляем им необходимые ресурсы и поддержку, чтобы помочь им лучше понимать и поддерживать своих детей в процессе их восстановления.  Работа с родителями направлена на развитие навыков ненасильственного воспитания, эмоциональной поддержки и эмпатии.

Социальная значимость практики

Благодаря практике своевременное выявление случаев жестокого обращения с детьми и оказание  экстренной психологической  помощи детям и подросткам, пострадавшим от жестокого обращения позволяет сохранить их жизнь и здоровье, обеспечить их защиту. Реализация практики способствовует формированию в Республике Мордовия безопасной среды для развития детей, повышению качества оказания помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения и насилия, а также  членам их семей.

Служба экстренного реагирования является востребованной и неотъемлемой частью оперативного реагирования на случаи жестокого обращения и насилия над несовершеннолетними. О ней знают все учреждения и органы системы профилактики в РМ. Работа осуществляется в тесном взаимодействии со всеми органами профилактики.   Результаты этой практики позволяют детям справиться с последствиями насилия и вернуться к нормальной жизни. Мы замечаем положительные изменения в эмоциональном состоянии и поведении детей. Многие из них проходят процесс восстановления и успешно возвращаются к обычной жизни.

Ресурсное обеспечение практики

Благодаря Фонду поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации было приобретено оборудование для специализированной «Зеленой комнаты» с целью  организации безопасного пространства в ходе следственных мероприятий для детей, пострадавших от насилия.

«Зелёная комната» – это фактически две комнаты, которые совмещены перегородкой с зеркалом Гезелла (стекло, выглядящее как зеркало с одной стороны, и как затемнённое стекло с другой). «Зелёная комната» оснащена системой видео- и аудиофиксации, также во время бесед или допроса в ухе психолога находится микронаушник, с помощью которого следователь из-за перегородки может попросить задать ребёнку тот или иной вопрос. Вторая комната – для наблюдения, здесь находятся следователи и законные представители несовершеннолетнего. Главный принцип работы комнаты – безопасность. Часто случается, что ребёнка расспрашивают о произошедшем несколько раз: то останутся невыясненные обстоятельства, то сменится следователь, а ребенок каждый раз заново переживает травму. Работа в «Зелёной комнате» помогает не только установить контакт с воспитанником, но и провести необходимый допрос, не причинив пострадавшему психических травм, и, что важно, избежать повторных допросов.

Но возможности «Зелёной комнаты» этим не ограничиваются: она используется и для реабилитации и коррекционно-развивающей работы с детьми и их родителями.  При содействии Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, приобретено и установлено следующее реабилитационное оборудование:

•        зеркало Гезелла,

•        арт-терапевтический комплекс с прозрачным мольбертом,

•        воздушно-пузырьковая панель,

•        колесо спецэффектов,

•      пучок фиберопатических волокон с боковым свечением «Звездный дождь», 

•        мерцающие занавеси, 

•        цветодинамический светильник «Северные огни»,

•        световой модуль для рисования песком,

•        установка для ароматерапии ЭФА,

•        набор масел,

•       диагностические методики (факторный личностный опросник Р.Кеттела,

•        методика «Домики» А. О. Орехова, « Диагностика родительства Р. В. Овчаровой»),

•        кресло-груша, 

•        мультимедийное оборудование (световой проектор),

• компьютерная техника (ноутбук); видеотехника (система видеонаблюдения).

Организации партнёры

  • В реализации практики принимали участие: Мордовское республиканское отделение Общероссийского благотворительного общественного фонда «Российский фонд милосердия и здоровья; Республиканская общественная организация «Союз женщин Мордовии»; МАУ «Центр молодежной политики и туризма» Рузаевского муниципального района; КДН и ЗП Рузаевского муниципального района; МБОУ СОШ по Рузаевскому муниципальному району; ПДН по Рузаевскому муниципальному району.

Фото материалы

Приложения

Презентация

Дополнительные материалы

Сведения об организации

Название организации:
Государственное казенное учреждение социального обслуживания Республики Мордовия "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Солнышко"
Адрес (юридический или фактический):
Республика Мордовия г. Рузаевка ул. Энергетическая 2Г
Руководитель организации:
Марчкова Елена Михайловна, директор
Контактное лицо:
Шеянова Яна Викторовна, педагог-психолог
E-mail организации:
Сайт организации:
Социальные сети: