География реализации практики
26 муниципальных образований и городских округов Тюменской области (без автономных округов)
Период внедрения практики
с 2021 года по настоящее время
Целевые группы
Семьи с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 0 до 18 лет, нуждающихся в социальной поддержке
Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики
Семьи, воспитывающие детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, сталкиваются с рядом проблем, которые препятствуют обеспечению непрерывного процесса комплексной реабилитации детей в организациях Тюменской области:
- состояние здоровья детей либо нарушения;
- затруднение с приобретением необходимого реабилитационного и игрового оборудования, а также специального инвентаря;
- отсутствие компетенций у родителей (законных представителей) для выполнения реабилитационных мероприятий.
В связи с этим выделяются следующие потребности семей с детьми с инвалидностью, удовлетворяемые деятельностью организаций практики:
- потребность в формировании различных навыков и создании условий для самостоятельности детей с ОВЗ;
- потребность в раннем выявлении проблем или нарушений в развитии у ребенка;
- потребность в комплексном сопровождении и помощи в налаживании взаимодействия с организациями, предоставляющими реабилитационные (абилитационные) услуги, общественными организациями, общественными объединениями инвалидов, благотворительными фондами;
- потребность семей в медико-психолого- педагогической поддержке;
- потребность в непрерывности реабилитационного процесса;
- потребность в обучении родителей (законных представителей) проведению процедур и коррекционно-развивающих мероприятий с детьми;
- потребность семьи в социокультурном общении и активном отдыхе.
Цель практики
Создание условий для полноценной жизни семей с особыми детьми.
Задачи практики
- Обеспечивать межведомственную преемственность в деятельности специалистов социальной защиты, здравоохранения, образования, труда и занятости, спорта, культуры и СОНКО.
- Совершенствовать процесс выявления детей с инвалидностью для своевременного оказания им реабилитационной, абилитационной помощи.
- Создавать доступные условия для комплексной поддержки и сопровождения семей с детьми-инвалидами, детьми с ОВЗ.
- Проводить информационную, просветительскую и профилактическую работы, повышающие педагогическую компетентность родителей (законных представителей).
- Реализовывать процесс поддержки и сопровождения, направленный на развитие всех базовых навыков, а также любых навыков, которые ребенок осваивает в течение всей жизни.
- Анализировать эффективность внедрения и реализации комплексной поддержки и сопровождения семей с детьми-инвалидами, детьми с ОВЗ по вопросам функциональных ограничений ребенка, внести корректировки в дальнейшую работу.
Краткое описание практики
Сегодня в Тюменской области ведется активная работа в части развития системы комплексной реабилитации людей с инвалидностью. В 2019 году программа Тюменской области по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, успешно прошла конкурсный отбор и начала реализовываться с 2020 года.
Развитие в Тюменской области комплексной, многоуровневой и межведомственной системы реабилитации и абилитации инвалидов, детей-инвалидов основывается на преемственности реабилитационных структур и направлена на решение основной задачи: полное или частичное восстановление нарушенных и (или) компенсацию утраченных функций, а также на предупреждение и снижение степени возможной инвалидности, улучшение качества жизни, сохранение работоспособности гражданина и его интеграцию в общество.
В работу синергии сотрудничества в комплексном сопровождении и реабилитации семей с детьми-инвалидами включается межведомственная команда, которая объединяет специалистов учреждений различной ведомственной принадлежности, СОНКО и общественных организаций, осуществляющих всестороннюю помощь в реабилитации детей-инвалидов.
Применяемые технологии и формы работы.
- Технология «Интеграционный консультант» помогает детям, впервые получившим статус инвалида, а также членам их семей. Это персональный помощник, составляющий индивидуальный маршрут реабилитации. В маршрут включены конкретные организации социальной защиты, здравоохранения, образования, занятости, спорта, культуры с учетом территориальной близости к месту проживания получателя услуги.
- Специалисты службы ранней помощи различной ведомственной принадлежности помогают родителям наладить повседневные дела, в которые вовлекают ребенка, чтобы формировать разные навыки и создавать условия для его самостоятельности, а также как можно раньше выявить проблемы или нарушения в развитии ребенка и оказать соответствующую помощь ребенку и его семье.
- Комплексная реабилитация целевых реабилитационных групп детей-инвалидов. Комплекс услуг состоит из двух основных направлений: социальная реабилитация и медицинская реабилитация.
- Клубный проект «Академия родителей» для родителей, воспитывающих детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, создает условия для повышения родительской компетентности и гармонизации детско-родительских отношений. Специалисты проводят семинары для родителей, консультируют, разбирают различные ситуации, отрабатывают формы и методы коррекции поведения ребенка.
- Проект по социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья «Детвора». Проект реализуется совместно с областными и городскими организациями культуры ТО. Дети посещают тюменские музеи, участвуют в экскурсиях, выставках, мастер-классах, а также посещают праздничные мероприятия и концерты творческих коллективов города.
- Проект «Телереабилитация» – система непрерывной доступной комплексной многопрофильной реабилитации и абилитации в дистанционном формате. Проект решает проблему недоступности регулярного получения услуг по комплексной реабилитации и абилитации детям-инвалидам из районов юга Тюменской области, не имеющим возможности приехать на реабилитацию в г. Тюмень.
- Для всех целевых групп детей доступен бесплатный пункт проката технических средств реабилитации.
- «Социальное такси» – служба для перевозки маломобильных категорий граждан, в том числе детей-инвалидов.
- Инклюзивный фестиваль #Городравных. Проект соединяет творческих людей, в том числе детей с ОВЗ и инвалидностью, здоровых людей, позволяет самоутвердиться, раскрыть свои творческие способности, убрать границы, касающиеся творческого процесса между разными социальными группами, обратить внимание общественности к многообразию творческой жизни разных категорий граждан.
- Создан Единый информационно-просветительский портал для людей с инвалидностью и их семей «Социальный компас», обеспечивающий доступ к ключевой информации через систему «одного окна». Портал включает данные о здравоохранении, трудоустройстве, социальной защите, образовании, пенсионном законодательстве, санаторно-курортном лечении, ТСР и других сферах, что упрощает и ускоряет поиск необходимой информации в Интернете.
- Региональный специализированный форум-выставка #возМОЖНОсти – одно из ключевых социально значимых событий отрасли «Социальная политика» – объединяет ведущие организации региона, оказывающие услуги людям с инвалидностью. Дети посещают мастер-классы и интерактивы. Для родителей, воспитывающих детей с инвалидностью, проводятся публичные лекции от ведущих практиков по психологии, неврологии и т.п.
Социальные результаты
- Заключены соглашения о межведомственном взаимодействии, организована совместная межведомственная работа.
- Работает единая информационная система социальной защиты населения Тюменской области – банк данных инвалидов, детей-инвалидов Тюменской области, в том числе модуль «Ранняя помощь».
- Обеспечен обмен информацией между всеми участниками процесса оказания услуг ранней помощи семьям, воспитывающим детей с инвалидностью, посредством использования разнообразных средств коммуникации.
- Проводится информирование родителей, имеющих детей с инвалидностью, по организации реабилитации и абилитации на территории Тюменской области.
- Работает единый телефон «Горячая линия» по вопросам реализации ИПРА.
- Ежегодно, начиная с 2019 года, проводится Региональный специализированный форум-выставка #возМОЖНОсти, приуроченный ко дню празднования Международного дня инвалидов. В рамках мероприятия родители, воспитывающие детей с инвалидностью, посещают публичные лекции от ведущих практиков по психологии, неврологии и т.п, вместе с детьми участвуют в мастер-классах и интерактивах, посещают выставку новейшего оборудования и технологий реабилитации и абилитации, ярмарку мастеров.
- Создан сайт ранняяпомощь72.рф для поддержки семей с детьми от рождения до трех лет, по сопровождению детей, у которых выявлено отставание в развитии или существует риск его появления.
- С 2021 года функционирует Ресурсно-методический центр ранней помощи детям в Тюменской области на базе Областного центра реабилитации инвалидов.
- В июне 2023 года дан старт Клубному проекту «Школа родителей «СемьЯ» (оказание психолого-педагогической и медико-социальной поддержки и сопровождение семей с детьми от 0 до 3 лет для повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания ребенка раннего возраста).
- В мессенджере Телеграмм создана группа для родителей, в чьих семьях воспитываются дети с инвалидностью от 0 до 4 лет, с информационно-познавательной информацией в режиме онлайн и офлайн.
- Проект «Телереабилитация» (с сентября 2023 реабилитацию в дистанционном формате получили 100 семей).
- С декабря 2021 года работает Единый информационно-просветительский портал для людей с инвалидностью и их семей «Социальный компас». В 2022 году портал посетили более 6 тыс. человек, просмотрено более 30 тыс. страниц; в 2023 году – более 20 тыс. человек, просмотрено более 60 тыс. страниц.
- С 2022 года работает Клубный проект «Академия родителей», в котором активно принимают участие родители, воспитывающие детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья. Клуб создает условия для повышения родительской компетентности и гармонизации детско-родительских отношений. На семинарах родители могут получить ответы на интересующие их вопросы, проконсультироваться, обсудить различные ситуации, формы и методы коррекции поведения своего ребенка. За весь период охвачено более 1 тыс. семей.
- У 100 % родителей повысились компетенции в вопросах организации правильного ухода за детьми-инвалидами и оптимального развития детей данной целевой группы.
- Увеличилось:
- число семей с детьми, получивших помощь в виде социального сопровождения (98%);
- число семей с детьми, получивших помощь через цифровые сервисы (95%);
- доля семей, отметивших улучшение ситуации в результате получения помощи в форме социального сопровождения и предоставления социальных услуг (91%);
- число семей, которые повысили педагогическую компетентность, наладили детско-родительские отношения, укрепили эмоциональный контакт между родителем и ребенком, в том числе посредством участия в мероприятиях клубного проекта «Академия родителей», индивидуальных консультаций, мастер-классах, тренингах, и др. (83%). - Налажена эффективная система социально-педагогического сопровождения семьи с детьми.
- В рамках межведомственного взаимодействия привлечены государственные, муниципальные, негосударственные некоммерческие организации и общественные объединения к реализации мероприятий проекта и социального сопровождения семей с детьми.
- Осуществляется онлайн-консультирование по вопросам семьи и детства.
Этапы внедрения практики
I этап – организационный
Создание организационной основы для реализации проекта:
• определение задач, выбор форм и методов работы по организации деятельности, направленной на комплексное сопровождение и реабилитацию детей-инвалидов и детей с ОВЗ;
• повышение образовательного уровня специалистов организаций СОН ТО посредством прохождения курсов повышения квалификации, участия в фокус-группах и стратегических сессиях (при активном сотрудничестве с ведущими научными организациями);
• разработка и утверждение нормативных документов, определяющих деятельность практики;
• формирование группы организаций для участия в мероприятиях проекта;
• подбор методических и практических материалов;
• информирование получателей социальных услуг целевой группы и членов их семей о цели и задачах.
Проводится работа по созданию условий для эффективной реализации проекта: подготовка и обучение специалистов, подбор необходимого оборудования и инструментария для диагностики, заключение соглашений о межведомственном взаимодействии с учреждениями и организациями.
II этап – практический (основной)
Данный этап предполагает практическую реализацию мероприятий практики, с целью определения уровня удовлетворенности родителей получением услуг по комплексной реабилитации/ абилитации детей-инвалидов.
Реализация основных мероприятий проекта:
- организация социального сопровождения семей с детьми и предоставление социальных услуг в стационарной и полустационарной форме;
- размещение информационных материалов;
- проведение цикла консультативной помощи семьям; мониторинг удовлетворенности родителей участием в мероприятиях;повышение профессиональных компетенций специалистов, непосредственно работающих с целевой группой;
- предоставление детям-инвалидам и членам их семей технических средств реабилитации, обучение использованию;
- обеспечение функционирования современных электронных ресурсов, содержащих актуальную информацию об услугах, оказываемых в организациях СОН ТО.
III этап – аналитический
Этап включает в себя анализ эффективности реализации мероприятий, проведения мониторинга удовлетворенности получателей оказанными услугами, анализ качества предоставленных услуг, разработку методических рекомендаций по оказанию комплексной и непрерывной помощи семье и детям.
На сегодняшний день можно говорить о востребованности и актуальности Синергии сотрудничества в комплексном сопровождении и реабилитации семей с детьми-инвалидами.
Социальная значимость практики
Синергия сотрудничества в комплексном сопровождении и реабилитации семей с детьми-инвалидами обеспечивает непрерывность, последовательность и преемственность в осуществлении процесса реабилитации и социальной поддержки.
Обеспечение интегрированного подхода в области комплексного сопровождения и реабилитации семей с детьми-инвалидами позволяет реализовывать синергию сотрудничества через совместные усилия специалистов организаций практики, которые нацелены на улучшение качества жизни и социокультурную интеграцию получателей услуг.
Ресурсное обеспечение практики
Организации обладают необходимыми ресурсами для реализации практики, в том числе кадровыми, материально-техническими, методическими и информационными.
Организации партнёры
- В рамках межведомственного взаимодействия осуществляется реализация практики с 475 организациями различной ведомственной принадлежности, в том числе СОНКО, общественными объединениями инвалидов, благотворительными фондами. В рамках внутриведомственного взаимодействия – 47 реабилитационных организаций отрасли «Социальная политика».