Практика:

Швейная студия «Силуэт»

География реализации практики

город Оренбург

Период внедрения практики

с 2022 года по настоящее время

Целевые группы

Подростки 12-18 лет, проходящие реабилитацию в ГБУСОН «СРЦН «Гармония» г. Оренбурга.

В программу включены подростки из семей различных категорий:

- семьи на ранней стадии кризиса, а также малоимущие семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации;

- семьи с низкой родительской компетенцией;

опекунские семьи;

- неполные семьи;

созависимые семьи.

Дети, проходят социальную реабилитацию после психотравмирующих ситуаций, таких как: развод или утрата родителей, насилие, зависимости, низкий материальный уровень жизни, нахождение в зоне боевых действий.

Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики

1. Отсутствие благоприятных условий, способствующих умственному, физическому, эмоциональному развитию ребенка.

2.  Трудности в социальной адаптации детей вследствие депривации ребенка на ранних этапах развития.

3. Высокий уровень тревожности и агрессии подростков, а также проблемы с восприятием образа «Я» и самооценкой.

4.       Отсутствие положительного примера, трудности с дальнейшим самоопределением.

5.       Опыт правонарушений, антиобщественных действий.

     6.      Наличие трудностей во внутрисемейных отношениях.

 

Цель практики

Обеспечение получения начальных профессиональных и творческих навыков и компетенций детьми из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Задачи практики

- анализ потребностей благополучателей;

- развитие творческих и прикладных компетенций детей и подростков;

- профориентационное информирование и консультирование детей и подростков.

Краткое описание практики

Проект Швейная студия «Силуэт» реализуется в рамках социальной реабилитации детей в трудной жизненной ситуации. Студия пользуется особой популярностью у подростков. Актуальность ее работы заключается в успешной социализации и профориентации. Ребёнок, освоив навыки моделирования, конструирования и технологии изготовления изделий из ткани, а также выполняя не сложный ремонт одежды, сможет самостоятельно с ранних лет создавать свой неповторимый стиль и имидж, научиться ремонтировать сам свою одежду, экономить семейный бюджет, освоить первую профессию.

Реализуя один из принципов социализации воспитанников, они активно включаются в общественно-полезную деятельность. Дети совершенствуют навыки работы на универсальных и специальных швейных машинах, закрепляют умения в обработке отдельных деталей лёгкой одежды, при раскрое и пошиве несложных изделий, используя лекала и выкройки, учитывая все технические условия. Старшие подростки выполняют заказы социально-реабилитационного центра по пошиву постельного белья; штор; сценических костюмов. Воспитанники помогают в оформлении интерьера мастерской, своих комнат и других кабинетов, залов, столовой. Участвуют в акциях помощи детям с ограниченными возможностями, делают подарки для ветеранов войны, пожилых людей и, конечно, для своих друзей и близких.

Социальные результаты

За 3 года реализации программы участие в ней приняли 258 воспитанников от 12 до 18 лет. Дети были включены в программу социальной реабилитации, посещали занятия психолога, социального педагога, воспитателя, а так же были активными участниками занятий в швейной мастерской «Силуэт».

В процессе обработки данных нами было установлено, что творческая активность, а именно занятия в мастерской, является значимым фактором эмоционального и личностного развития подростка. Выявлена взаимосвязь между творческой активностью и снижением (стабилизацией) эмоционального фона (снижение агрессивности, импульсивности, ситуативной тревожности). Так у подростков, которые периодически посещали занятия в мастерской, наблюдается снижение уровня агрессии и импульсивности по сравнению с начальными данными. В процессе работы высвобождается психологическая энергия, ребенок расслабляется и на место демонстративности, негативизма и агрессии приходят творчество и инициативность.

Вследствие стабилизации эмоционального фона, происходит благотворное влияние на развитие личности подростка. Не агрессивные дети способны устанавливать коммуникативные связи со сверстниками, в процессе творческой работы они больше и охотнее приходят друг другу на помощь. Это так же связано с более «свободным общением», которое не регламентируется правилами группы, в отличие от психотерапевтического взаимодействия. Выявлено прямое влияние занятий на коррекцию самооценки, так дети, которые впервые попробовали шить, видят реальные результаты своей работы, что добавляет уверенности в себе, своих силах и возможностях. Дети и подростки имели возможность презентовать свои работы на выставках и культурно-массовых мероприятиях, что существенно укрепляет веру в себя и свои возможности, способствует формированию адекватной самооценки. У подростка формируется адаптивная формулировка «Я могу». Так, все участвующие в эксперименте дети, в 100% случаев, овладели навыками швейного дела в быту. Воспитанники могут самостоятельно отремонтировать вещи, ухаживать за собственной одеждой. Старшие подростки приобретают навыки, способствующие получению первого заработка ( сшить постельное белье на заказ или осуществить мелкий ремонт). 56 подростков экспериментальной группы выразили желание поступать в учебное заведение по специальности закройщик, а 37 воспитанников хотели бы стать модельерами.

Таким образом, можно сделать вывод об эффективности программы в условиях социально-реабилитационного центра и при условии комплексного подхода реабилитационного процесса.

Этапы внедрения практики

1.     Диагностический.

Изучение эмоционально-волевой, познавательной сферы и потенциала ребенка посредством психологической диагностики.

2.     Обучающий.

Непосредственное участие подростков и их родителей в программе. Исследование промежуточных результатов оценки эффективности оказываемых услуг в процессе включения в процесс реабилитации.

3.     Реализация полученного опыта.

Участие подростков прошедших курс обучения в благотворительных ярмарках, социальных акциях, модных показах, конкурсах и выставках,  культурно-массовых мероприятиях с целью демонстрации изделий созданных своими руками.

4.     Итоговый.

Итоговая диагностика по результатам прохождения всего курса мероприятий.

5.     Просветительский.

Популяризация полученного опыта по результатам реализации практики.

Социальная значимость практики

1. Привлечение внимания к проблеме самоопределения подростков в трудной жизненной ситуации.

2.Содействие в профориентации подростков состоящих на разного рода профилактических учетах.

3.     Оснащение учреждения современным оборудованием способствующим эффективному процессу социализации детей и подростков.

4.     Приобщение подростков «группы риска»  к добровольчеству.

5.     Популяризация полученного опыта внедрения практики среди специалистов с целью повышения качества оказания помощи семьям в трудной жизненной ситуации.

Ресурсное обеспечение практики

Центр обладает необходимой материально-технической базой для реализации программы. Для занятий с детьми и проведения совместных мероприятий имеется:

-       пространство для творчества организованно в отдельном кабинете со столами для раскроя и вместительными шкафами для тканей и фурнитуры;

-       имеется 4 бытовые швейные машины и 1 промышленная;

-  на средства гранта закуплено: оверлок бытовой, парогенератор с гладильной доской; манекены раздвижные, универсальный пресс для кнопок с насадками, ноутбук, принтер, фурнитура(замки, кнопки, пуговицы, клепки, застежки, липучки), иглы для бытовой и промышленной машин, нитки швейные, ткани в ассортименте (габардин, атлас, пикачу, сатин , поплин, трикотаж, кружево)     

-  для проведения совместных семейных мероприятий в рамках работы студии имеется актовый зал на 80 посадочных мест с возможностью проводить мастер-классы и демонстрировать видео презентации;

-       учреждение обеспечено всеми средствами коммунально-бытового обслуживании, имеется доступ к сети «Интернет», достаточным количеством компьютеров и иных технических средств (музыкальные центры, домашний кинотеатр, телевизоры), имеются транспортные средства для выезда;

-  кадровое обеспечение:1 заведующий отделением,  1 инструктор по труду, 1 культ.организатор, 4 психолога и  1 специалист по социальной работе. Специалисты, участвующие в реализации программы, имеют высшее образование, опыт работы в социальной и педагогической сфере от 3 до 20 лет.

Являясь опорно-методической площадкой области, Центр на основе опыта, полученного после реализации программы, имеет возможность разрабатывать методические материалы, рекомендации для работы с подростками, помогающие специалистам выработать эффективные способы взаимодействия с детьми, родителями и улучшить качество оказания социальных услуг.

Социально-реабилитационный Центр имеет устойчивые межведомственные взаимосвязи с образовательными учреждениями и учреждениями культуры. Данное   сотрудничество  дает возможность воспитанникам познакомиться со спецификой этой работы по направлению «Швейное дело», его особенностями. Ознакомительные встречи, экскурсии проводятся непосредственно на территории производства, что позволяет более глубокому и всестороннему  знакомству со швейным делом (Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Колледж сервиса г. Оренбурга Оренбургской области» по специальностям: конструирование, моделирование и технология швейных изделий; закройщик)

На регулярной основе происходит взаимодействие с волонтерами, владеющими навыками кройки, моделирования и шитья, осваивающими технику швейного искусства, проходящими обучение в профильных колледжах. Волонтеры демонстрируют различные формы обучающих вебинаров различной тематики (знания по графическому дизайну, декоративно-прикладного искусству), тематические уроки по основам кройки и шитья, открытые уроки по основам моделирования изделия.   Стоит отметить, в реализации этих направлений задействованы и другие студии учреждения . Возможности Студии «ВизАрт» помогают в пошиве одежды и изготовлении поделок на подготовительном этапе данного процесса (распечатке необходимых выкроек-основ,  изготовление эскизов и лекал). Столярная мастерская «Opilka» способствует изготовлению необходимой функциональной швейной фурнитуры (пуговицы из различного материала и формы, бирки), а также приспособлений для швейного дела (органайзеры, коробочки для хранения швейных принадлежностей). В свою очередь студия "Силуэт" занимается изготовлением кукол и декораций  для студии по куклотерапии "Маленькая страна".

Организации партнёры

  • Министерство социального развития Оренбургской области
  • Компания "Газпром нефть" в рамках программы социальных инвестиций "Родные города"

Фото материалы

Приложения

Визуальное представление практики

Дополнительные материалы

Сведения об организации

Название организации:
ГБУСОН "СРЦН "Гармония"
Адрес (юридический или фактический):
г. Оренбург, улица Волгоградская 42/1
Руководитель организации:
Бохолдина Светлана Александровна
Контактное лицо:
Исаева Марина Викторовна
E-mail организации:
Сайт организации:
Социальные сети: