География реализации практики
муниципальное образование город Абакан
Период внедрения практики
С сентября 2019 года
Целевые группы
Обучающиеся муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений 1-9 классов
Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики
- повышение качественного уровня занятий дополнительного образования детей;
- разнообразие школьных мероприятий элементами интеграции в процессе подготовки творческих номеров;
- увеличение охвата учащихся творческим интегративным процессом;
- предоставление возможности каждому учащемуся участвовать в совместных формах обучения, где развиваются инициатива, коммуникабельность, интегрируются, как групповые, так и индивидуальные достижения.
Цель практики
Организация занятости подростков активной творческой деятельностью с помощью кукол для выявления и профилактики правонарушений среди подростков на основе анализа действий героев спектакля, а также формирование навыков сотрудничества в детском и родительском коллективе
Задачи практики
- сформировать детское театральное сообщество и познакомить обучающихся с основами драматургии и режиссуры, обучить элементарным навыкам театрально-исполнительской деятельности и кукловождения;
- развивать творческое воображение, художественный вкус и эстетическое чувство прекрасного;
- формировать правосознание школьников, и их законопослушного поведения в процессе игровой деятельности – кукольного театра, на основе знаний современного законодательства.
Краткое описание практики
Театральная деятельность – это самый распространенный вид деятельности детского творчества. Правовой кукольный театр, дает возможность ребятам с помощью кукол, выражать свое отношение к жизненным ситуациям неправомерного поведения персонажей в литературных произведениях. Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных. Увиденное в театре расширяет кругозор детей и надолго остается у них в памяти: они делятся впечатлениями с товарищами, рассказывают о спектакле родителям. Такие разговоры и рассказы способствуют формированию ценностей и законопослушного поведения у школьников.
С точки зрения исполнительской деятельности – игра в театре учит детей пользоваться интонациями, с помощью которых могут быть выражены разнообразные чувства. Одно и то же слово или фразу можно произнести грустно, радостно, сердито, удивлённо, таинственно, презрительно, осуждающе и т.д. Большое значение играет выбор спектакля. Необходимо, чтобы он понравился ребятам. Идёт чтение и обсуждение нескольких пьес, затем подробный разбор и анализ. Анализ пьесы помогает ребёнку лучше понять назначение каждого героя, его характер: кто герой, а кто антагонист, кто соратник, а кто объект; что они делают и для чего это необходимо. Театр правовой – это значит, что ребята должны вычленить проблему, найти правонарушения у героев сказки и преподнести зрителю, с объяснением этих правонарушений в доступной игровой форме. Дети определяют сквозные мотивы, неправомерные сюжеты и характеры героев, какие правонарушения представлены и как их можно предупредить.
Социальные результаты
За период с 2020 по 2024 гг, обучающимися – участниками школьного правового театра «Твоё право» были достигнуты следующие результаты:
• повышение творческого потенциала личности школьников;
• развитие коммуникативных и организаторских способностей;
• расширение правовых знаний обучающихся, посредством внеурочной деятельности «Правовой кукольный театр «Твоё право»;
• повышение самооценки учащихся, избавление от комплексов;
• улучшение психологического климата в ученическом коллективе;
• улучшение психологического климата в семьях обучающихся, участвующих в деятельности кукольного театра;
• овладение навыками изготовления кукол, костюмов и декораций для сцены;
• овладение навыками постановки праздников;
• овладение навыками сценического искусства.
Творческий коллектив стал участником муниципальных, республиканских и всероссийских конкурсов, получив награды:
1) XV ВСЕРОССИЙСКОГО ФЕСТИВАЛЯ ДЕТСКИХ ЛЮБИТЕЛЬСКИХ ТЕАТРОВ КУКОЛ «ПЕРВЫЕ ШАГИ», 2023 год. Диплом 1 степени.
2) XI ВСЕРОССИЙСКОГО ФЕСТИВАЛЯ ДЕТСКИХ ЛЮБИТЕЛЬСКИХ ТЕАТРОВ КУКОЛ «ДЕТИ И КУКЛЫ», 2023 год. Творческая номинация «Спектакль» - «В гостях у Ш.Холмса - Гадкий утенок». Диплом 1 степени.
3) РеспубликанскОГО конкурсА видеопостановок социальных спектаклей номинация «Спектакль –отношения со сверстниками», 2023 год. Призеры.
4) III Всероссийского педагогического конкурса «Современное воспитание подрастающего поколения» (Фонд образовательной и Научной деятельности 21 века) методическая разработка «Театральная педагогика как форма профилактики деструктивного поведения несовершеннолетних», 2024 год. 1 место
5) Муниципального театрального фестиваля-конкурса «Весь мир – театр», посвященного Всемирному дню театра, 2024 год. 1 место
6) Республиканского конкурса визиток – презентаций школьных театров «Театральный вернисаж», 2024 год. 1 место
Этапы внедрения практики
Первый этап: 1-й год обучения – освоение основных приёмов работы с куклой, формирование устойчивых компетенций при работе с куклой на простом постановочном материале.
Второй этап: со 2-го по 5-й год обучения – развивать полученные компетенции до стадии мастерства и самостоятельного творчества на более сложном постановочном материале
Социальная значимость практики
Ребята – актеры смогут владеть элементами актерской выразительности, анализировать произведение и документы правового характера. Дети научатся ориентироваться в этических и правовых вопросах, будут стремиться к знаниям, ценить труд в коллективе.
По окончании реализации проекта ученики смогут чувствовать себя на сцене раскованно, свободно. Должны будут грамотно применять обществоведческие и правовые знания; знания основ актерского мастерства, законы сценического действия. Участники проекта смогут владеть элементами актерской выразительности, анализировать произведение и документы правового характера. Дети научатся ориентироваться в этических и правовых вопросах, контролировать свою деятельность в правовом пространстве и не совершать неправомерных поступков. С 2020 года и по сентябрь 2024 года все обучающиеся, занимающиеся в кукольном правовом театре ведут законопослушный образ жизни, не привлекались и не состоят на школьном, городском и других видах учета. Ребята с помощью показов своих спектаклей, распространяют правовую грамотность среди обучающихся «Лицея», начального, среднего и старшего звена, а также осуществляли показ для детей дошкольного возрасте, показав и прокомментировав правовую основу сюжета в спектакле «Колобок». А также, постановки правового кукольного театра «Твоё право», несут правомерную информацию для других зрителей спектаклей, представленных нами на конкурсах различного уровнях: городского, республиканского и всероссийского. Изготовление кукол, реквизита и декораций для спектаклей осуществляется совместно с родителями обучающихся в кругу семьи, что в свою очередь, сплачивает семьи на основе совместной творческой деятельности: мам, пап, бабушек, дедушек и другие членов семей, формируется дружеское и товарищеское общение.
Ресурсное обеспечение практики
Помещения для работы школьного театра, а также необходимое оборудование, инвентарь и материалы предоставляются МБОУ «Лицей имени Н.Г. Булакина». (классный кабинет для репетиций во внеурочное время, сцена актового зала).
Руководитель школьного кукольного театра – Купцова И.В. – учитель истории и обществознания.
Необходимый реквизит и изготовление кукол – родители обучающихся и обучающиеся – актеры кукольного театра.
В наличии: ширма для показа спектакля, куклы, компьютер, мультимедийная установка, принтер.
Организации партнёры
- ГАУК «Хакасский национальный театр «Сказка» имени Л.Г. Устинова