География реализации практики
Ульяновская область
Период внедрения практики
июнь 2023 - июнь 2024
Целевые группы
Дети, от 6 до 18 лет в трудной жизненной ситуации, проживающие на территории Ульяновской области
Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики
В ходе применения практики решается проблема равнодушного отношения к проблемам инвалидов, удовлетворяется потребность детей-участников проекта быть нужными, полезными, значимыми
Цель практики
Формирование у целевой группы толерантного отношения к незрячим и слабовидящим людям
Задачи практики
1.Реализация цикла мероприятий, направленных на формирование толерантного отношения к незрячим и слабовидящим людям
2.Вовлечение целевой группы в волонтерскую деятельность, направленную на оказание практической помощи незрячим и слабовидящим людям
3.Обеспечение в рамках практики освоения представителями целевой группы социально значимых знаний, навыков и умений как инструментов собственной социальной адаптации
Краткое описание практики
В рамках данной практики разработана и реализуется программа мероприятий и видов деятельности, направленных на развитие у целевой группы чувства эмпатии, милосердия, формирование толерантного отношения к незрячим и слабовидящим людям.
Практика включает следующие виды совместных мероприятий:
- индивидуальные и групповые беседы на тему толерантности, благотворительности, милосердия и волонтерской деятельности;
- очные и онлайн экскурсии, выездные мероприятия в партнерские организации, связанные с работой с незрячими и слабовидящими людьми (Областное государственное бюджетное учреждение культуры «Ульяновская областная специальная библиотека для слепых»
Школа-интернат для слепых и слабовидящих детей дошкольное отделение; Ульяновская областная организация Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское Ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»);
- информационно-досуговые мероприятия, направленные на приобретение новых социально значимых знаний, навыков, которые раскрывают способности и таланты детей и могут в дальнейшем послужить основой будущей профессии или любимого хобби, что безусловно способствует социальной адаптации
- кружковая работа и отдельные мероприятия по изготовлению тактильных книг и пособий для незрячих и слабовидящих людей.
Хотим подчеркнуть актуальность и уникальность практики для целевой группы: дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации по разным причинам, сами являются социально уязвимой категорией, и для нас очевидно, что выступая помощниками, поддержкой для других лиц, они становятся более уверенными в своих силах, ответственными, морально более устойчивыми, в практической деятельности формируются такие важные в сложных ситуациях качества как целеустремленность, настойчивость, умение доводить дело до конца, внимание к деталям, привычка следовать правилам, что в дальнейшем помогает и справляться с собственными жизненными ситуациями.
Партнерство с Ульяновской областной организацией Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское Ордена Трудового Красного Знамени общество слепых» позволило обеспечить системность и устойчивость данной практики, разнообразить спектр методов и инструментов работы с целевой аудиторией, привлечь квалифицированных специалистов для проведения мероприятий и достичь качественных результатов.
Социальные результаты
В реализации практики приняли участие 620 детей
Проведено 65 индивидуальных и 35 групповых мероприятий,
Изготовлено и передано в дар Ульяновской областной специальной библиотеке для незрячих 7 тактильных книг
Этапы внедрения практики
1. Организационный. Определение и оформление условий совместной системной деятельности с партнерской негосударственной организацией
2. Подготовительный. Сбор информации об участниках практики. Документальное и методическое обеспечение практики.
3. Основной этап реализации практики. Проведение мероприятий с целевой аудиторией. Индивидуальное и групповое сопровождение. Сбор информации, наблюдение, сбор обратной связи.
Заключительный этап. Анализ обратной связи, результатов реализации практик. Проведение мероприятий по оценке результативности и эффективности практики.
Социальная значимость практики
У детей сформировано понимание толерантного отношения к людям с особенностями здоровья, освоены понятия «милосердие» «эмпатия», «благотворительность». Дети стали более внимательны, чувствительны к проблемам и сложностям, с которыми сталкиваются незрячие и слабовидящие люди.
Освоили на практических занятиях правила и этикет общения с незрячими людьми, речевые и поведенческие нормы взаимодействия.
У детей снизился уровень тревожности, социальной уязвимость – повысилась самооценка, проявились такие качества как целеустремленность, терпение, ответственность, дисциплина.
Дети вовлечены в волонтерскую деятельность, получили соответствующие новые знания и освоили социально значимые навыки
Дети раскрыли творческие способности, освоили навыки декоративно-прикладного искусства, улучшили некоторые показатели психоэмоционального состояния: внимание, усидчивость, память, воображение, аккуратность.
Реализация данной практики способствовала более тесному взаимодействию с партнерской организацией, укреплению взаимопонимания и стремления к сотрудничеству, а ее качественные результаты послужили стимулом для перспективного планирования и новых проектов и практик.
Ресурсное обеспечение практики
Собственные помещения, оборудование и специалисты ОГКУСО РЦ «Восхождение»
Организации партнёры
- Областное государственное бюджетное учреждение культуры «Ульяновская областная специальная библиотека для слепых»
- Школа-интернат для слепых и слабовидящих детей дошкольное отделение
- Ульяновская областная организация Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское Ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»