География реализации практики
Новосибирская область
Период внедрения практики
С 2017 года по настоящее время
Целевые группы
Неполные семьи, многодетные семьи, семьи, находящиеся в социально опасном положении; семьи, испытывающие трудности в социальной адаптации; семьи, испытывающие сложности детско-родительских отношений
Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики
Низкая родительская компетентность, выражающаяся в отсутствии базовых представлений о психических и индивидуальных особенностях ребенка, умений и воспитательных стратегий, необходимых для того, чтобы его гармонично развивать и воспитывать. Напряженные детско-родительские отношения, характеризующиеся отсутствием эмоционального контакта, уважения, безусловного принятия ребенка
Цель практики
Профилактика и сокращение случаев определения детей из кровных семей в интернатные учреждения
Задачи практики
Обучить навыкам успешного родительства и конструктивного взаимодействия с ребенком. Сформировать у родителей ответственное отношение к воспитанию детей. Научить родителей, разрешать проблемы между взрослыми; повысить уровень уверенности родителей в себе. Создать сообщество взаимной помощи и поддержки. Формировать у ребенка положительный образ кровной семьи. |
Краткое описание практики
Школа осознанного родительства (далее – ШОР) предусматривает 2 формы работы: Стационарная ШОР (на базе СРЦН «Снегири») ШОР на базе центра, общей продолжительностью 64 академических часа, проходит в вечернее время, два раза в неделю. Продолжительность одного занятия составляет 2 часа. Группы ШОР в составе 20-25 человек набираются два раза в году. Все лекционно-практические и тренинговые занятия для кровных родителей направлены на повышение родительских компетенций. Всего 8 лекционных занятий по актуальным темам: «Возрастная психология. Представление о потребностях развития ребенка»; «Психологические травмы детей. Причины и последствия»; «Жестокое обращение с детьми. Причины и последствия»; «Суицидальное поведение. Риски и последствия»; «Воспитание социальной роли и социального поведения»; «Семейная система. Родительский стиль воспитания»; «Нарушение учебной мотивации у детей»; «Буллинг. Причины и последствия»; «Зависимость от гаджетов» В конце обучения подводятся итоги и вручаются свидетельства (тем, кто посещал все занятия). Дети на занятия не приглашаются.
Выездная ШОР (на базе пансионата «Лесная сказка» г. Бердск Новосибирская область) ШОР выездного формата проходит в трехдневном интенсиве на базе пансионата с участием детей и родителей. Участие принимают от 9 до 15 семей, включая около 40 детей и около 20 родителей. Около 60% семей проходит обучение сначала в стационарной ШОР, а затем в выездной ШОР. Обычно выездная ШОР проходит летом или осенью. В первый день происходит заезд, распределение семей по номерам, ужин. Далее проходит вечер знакомств Во второй день специалисты проводят занятия и тренинги с учетом возрастных особенностей. В заключительный день ШОР специалисты проводят детско-родительский тренинг. В перерывах между занятиями проводятся индивидуальные консультации по запросу родителей. Кроме обязательных занятий для семей организуются мероприятия развлекательного характера, и определяется свободное время для общения друг с другом.
Обе формы работы ШОР предполагают несколько этапов работы: 1. Руководитель ШОР определяет состав специалистов и направление работы каждого из них. Специалисты должны иметь высшее психолого-педагогическое образование; дополнительно наличие курсов повышения квалификации в сфере профилактики социального сиротства, психолого-педагогического сопровождения семьи. 2. При взаимодействии со специалистами службы системы профилактики (отделов опеки и попечительства, комплексных центров социального обслуживания населения, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав), при участии образовательных учреждений города Новосибирска и области руководитель ШОР утверждает список участников проекта. Это семьи, испытывающие трудности в социальной адаптации, неполные семьи, находящиеся в социально опасном положении и нуждающиеся в восстановлении детско-родительских отношений. 3. Педагоги-психологи проводят первичную диагностику участников проекта с целью выявления проблем внутрисемейных отношений и проблем в адаптации в обществе. Родители заполняют Социальный паспорт семьи «Родители и дети», Анкету для родителей «Родители и дети». 4. На каждое мероприятие заполняется Лист регистрации. В рамках выездного формата перед проведением занятий и тренингов руководитель ШОР формирует 4 группы участников: дошкольники, младшие школьники, подростки и родители. 5. По окончанию проведения тренингов и занятий психологи проводят вторичную диагностику (родители повторно заполняют Анкету для родителей «Родители и дети»). Показателем улучшения способов и форм детско-родительского взаимодействия является положительная динамика, показывающая переход с неконструктивной родительской позиции на конструктивную, способствующую гармоничному развитию личности ребенка. По запросу родителей или по рекомендации специалистов, ведущих ШОР, параллельно с обучающими занятиями или после их реализации все семьи имеют возможность получить индивидуальные психолого-педагогические консультации. Участие в консультативной деятельности принимают около 40% семей от общего количества участников всех стационарных ШОР. 6. Подведение итогов. Родители (при выездном формате ШОР – родители и дети) заполняют анкеты обратной связи, пишут отзывы в книгу предложений, получают свидетельство о прохождении ШОР (для выездной формы – благодарственное письмо), памятные подарки. По итогам реализации ШОР за год, проводится мониторинг и оценка обучающих мероприятий: ценность учебно-тематического содержания и методов проведения занятий для семей. При необходимости вносятся поправки и изменения в программу стационарной ШОР, это зависит от специфики целевой аудитории |
Социальные результаты
В 54% семьях¸ участвовавших в практике произошло значительное улучшение в детско- родительских отношениях. 89 родителей повысили свою компетентность, что составляет 91% от общего количества родителей. 109 семей улучшили способы и формы детско-родительского взаимодействия и эмоциональные отношения (что составляет 90% от общего количества семей, принявших участие в 5 наборах выездной ШОР — 121 семья. При этом важно отметить наличие осознания значимости практики на региональном уровне, в 2020 году были отдельные занятия из стационарной ШОР, были включены в государственное задание. |
Этапы внедрения практики
Практика ШОР реализуется в 6 этапов: 1. Подбор специалистов. 2. Подбор участников проекта. 3. Первичная диагностика (определение проблем в детско-родительских и внутрисемейных отношениях). 4. Проведение тренингов и занятий для участников (стационарная форма, 8 занятий). 5. Проведение тренингов, досуговых занятий, для семей-участников (выездное мероприятие: семейный лагерь выходного дня). |
6. Вторичная диагностика (анализ результативности обучающих мероприятий стационарной и выездной ШОР)
Социальная значимость практики
Социальная значимость определяется прежде всего показателем улучшения способов и форм детско-родительского взаимодействия является положительная динамика во взаимоотношениях между родителями и детьми: - родители не стесняются демонстрировать любовь к своим детям; - родители в качестве воспитательного воздействия чаще используют ласку и поощрение, чем наказание и порицание; - родители больше проводят времени со своими детьми и поверили в уникальность своих детей; - дети стали больше доверять своим родителям. Все эти результаты подтверждают переход с неконструктивной родительской позиции на конструктивную, что является повышением уровня жизни получателей социальных услуг |
Ресурсное обеспечение практики
К ресурсному обеспечению проекта в первую очередь относится кадровый потенциал, представленный опытными специалистами, среди которых многие работают с семьями, оказавшимися в сложной жизненный ситуации, и подростками, имеющими проблемы социализации в обществе, свыше 10 лет. Занятия в последнее время проходят на базе санатория «Лесная сказка», расположенного на берегу Бердского залива. В нем имеются как комфортабельные номера для участников и преподавателей, так и залы для проведения групповых занятий, тренингов, семинаров; возможность проводить мероприятия, направленные на сближение членов семей, на свежем воздухе. Специалисты имеют богатое дидактическое оснащение и раздаточный материал.
Организации партнёры
- Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
- Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко
- Агентство культурно-социальной работы «МАКСОРА»
- АНО «Центр психолого-педагогической и социальной помощи семье и детям «Пространство Позитива»