География реализации практики
город Вологда
Период внедрения практики
10 лет. С апреля 2014 года и по настоящее время
Целевые группы
Воспитанники Центра, в том числе и дети-инвалиды от года до четырех лет, волонтеры (наставники), родители (кровные, приемные).
Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики
Установление длительных отношений с конкретным ребенком, в основе которых будет сформированы избирательность, постоянство и незаменимость; реализация права ребенка жить и воспитываться в семье; помощь приемным семьям в решении проблемных ситуаций и прохождения адаптационного периода после устройства ребенка в семью.
Цель практики
Целью практики является улучшение качества жизни детей, оставшихся без попечения родителей, через индивидуальное сопровождение волонтером (наставником) до устройства в семью.
Задачи практики
1. Формирование длительной устойчивой привязанности между ребенком и близким взрослым через организацию индивидуальных встреч.
2. Повышение уровня компетенции волонтеров (наставников).
3. Объединение добровольческих возможностей для более продуктивной деятельности.
Краткое описание практики
В целях повышения качества жизни воспитанников Центра, которые еще не успели обрести семью, в учреждении с 2014 года ведется проектная деятельность «Шаг навстречу», реализуемым фондом «Дети наши» с 2009 года.
На начальном этапе особое внимание уделяется отбору волонтеров и далее обучению взаимодействию с ребенком через «Школу волонтера», так как желание помочь детям может привести в практику самых разных людей: невозможно выделить какой-то один типаж “правильного” волонтера, вместе с тем, не с каждым волонтером сотрудничество сложится так, как хотелось бы.
Основной и самой важной формой работы являются индивидуальные встречи с ребёнком. Задача волонтера (наставника) – дать ребенку опыт такого общения со взрослыми, которое, насколько это возможно, компенсирует отсутствие близких, научит ребенка определять границы «близкого круга». В период, когда совместные встречи невозможны, организуется общение по видеосвязи или трансляция видео обращений волонтера к ребенку. Помимо индивидуального общения, в реализации наставничества используется и совместная деятельность. Проводятся различные досуговые мероприятия, интегрированные занятия с психологом, экскурсии и др. Важной составляющей для развития личности волонтеров является их участие в мероприятиях, проводимых учреждением, городских конкурсах и акциях, направленных на популяризацию семейного воспитания.
На всех этапах практики волонтеров сопровождает куратор, привлекается психолог и другие специалисты, которые помогают найти доступные пути решения возникших проблем.
Данная практика реализуется в учреждении уже более 10 лет, не теряет своей актуальности и предлагает новые формы работы, такие как постпроектное сопровождение волонтером приемной (кровной) семьи в качестве семейного наставника.
Социальные результаты
При реализации практики получены следующие социальные результаты:
- эмоциональное благополучие воспитанников Центра через включение их в систему социальных отношений;
- готовность ребенка к последующей успешной адаптации в условиях семьи (кровной, приемной);
- удовлетворенность семей (кровной, приемной) в дальнейшем наставничестве из числа близких взрослых ребенка;
- реализация личных потребностей волонтеров в общественнозначимой деятельности.
За 10 лет работы 69 волонтёров поучаствовало в проекте, 132 малыша были согреты их заботой и вниманием, 93 ребёнка обрели новую семью, 25 детей вернулись в родные семьи, 8 волонтёров стали приемными родителями для малышей, 2 волонтёра стали приёмными мамами своих близких малышей с серьёзными патологиями развития, 5 приемных семей впустили волонтера в свою жизнь, как наставника.
Этапы внедрения практики
Подготовительный: разработка нормативно-правовых и методических материалов; отбор кандидатов в волонтеры (наставники) – анкетирование, индивидуальные беседы с куратором и психологом.
Основной: реализация практики – подготовка волонтера (Школа волонтёра), системное сопровождение ребенка от момента взятия в проект до окончания адаптации его в приемной семье, популяризация семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
Заключительный: мониторинг реализации и планируемых достижений деятельности практики за 1 год, корректировка и пролонгация на следующий период.
Социальная значимость практики
Дети, находящиеся в стационарных учреждениях, представляют группу риска по развитию симптомов расстройств привязанности, возникающих, когда ребенку не хватает личного внимания взрослых. Отсутствие «близкого круга» у воспитанников приводит к закомплексованности, не уверенности в себе, уязвимости. Не имея родительской опоры, они чувствуют себя незащищенными, привыкают никому не доверять. Реализация практики способствует становлению эмоционального благополучия ребенка, закладывает его дальнейшую успешную адаптацию при устройстве в семью (кровную, приемную). Создает условия, дающие волонтеру возможность реализовать себя как личность, проявить творчество и новаторство.
Ресурсное обеспечение практики
Учреждение обладает необходимыми ресурсами для организации практики: кадровыми, информационно-методическими, материально-техническими, информационными (официальный сайт и группа ВКонтакте). Дополнительного финансового обеспечения практика не требует. Все мероприятия проводятся в рамках текущей деятельности учреждения. На начальном этапе определяющую роль сыграл информационный ресурс. Через официальную группу ВКонтакте удалось быстро привлечь необходимое количество заинтересованных граждан, готовых стать волонтерами (наставниками). Важнейшим компонентом ресурсного обеспечения является наличие профессиональных кадров, готовых погрузиться в данную практику (координатор, педагоги, психологи, логопеды, специалист по социальной работе, юрист). Для методической поддержки разрабатываются буклеты, рекомендации и материалы, презентации, предоставляются наглядные пособия. Обеспечение деятельности практики осуществляется с использованием материально-технических возможностей Центра: сенсорная комната, физкультурный и музыкальный зал, групповые помещения, прогулочные участки, имеющееся оборудование, игрушки. Для процесса самоорганизации группы волонтеров (наставников) выделено помещение, оснащенное необходимыми техническими средствами и оборудованием. При проведении групповых мероприятий за пределами учреждения используется автобус Центра, сопровождает мероприятия куратор.
Значимые события практики освещаются в группе ВКонтакте.
Организации партнёры
- МАУК «Парки города Вологды»
- Физические лица (социальные партнеры Центра).