Практика:

«Семейная перезагрузка»

География реализации практики

«Южные» районы Ульяновской области (Павловский, Старокулаткинский, Радищевский, Николаевский районы)

Период внедрения практики

с 01.04.2021 года по настоящее время

Целевые группы

Семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, проживающие в сельской и труднодоступной местности

Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики

В «южных» районах Ульяновской области проживает 348 детей-инвалидов. Все эти дети нуждаются в своевременном получении реабилитационных услуг. В настоящее время, реабилитационные услуги детям с ОВЗ и инвалидностью и вышеуказанных районов осуществляет ОГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания «Гармония» в р.п. Павловка».  До начала реализации проекта «Семейная перезагрузка», такое обслуживание доступно было лишь семьям, в основном проживающим в районных поселках. Это всего лишь 124 ребенка (35,6% от общего количества детей - инвалидов).

Специалисты Комплексного центра провели опрос среди родителей, воспитывающих детей с ОВЗ и инвалидностью. Результаты опроса показали, что родители, не имеют достаточных знаний об особенностях воспитания ребенка с ОВЗ и не всегда демонстрируют стремление к их обретению. Семьи, в которых растут дети с особенностями развития в большинстве случаев сталкиваются еще с такой проблемой, как нехватки финансовых средств. Эти факторы тянут за собой еще один - ограничение нормальной жизнедеятельности и ребенка-инвалида и его семьи. Плохо организованное жизнеобеспечение особенных детей становится также и причиной плохой самореализации его родителей. 

Многие семьи, воспитывающие детей с ОВЗ и инвалидностью, и проживающие в удаленных уголках, зачастую не имеют возможности пройти полноценный курс реабилитации и абилитации в специализированном учреждении. Из-за того, что дети-инвалиды и их семьи не получают должного внимания, их жизнь зачастую становится серой и однообразной

Цель практики

Создание оптимальных условий для непрерывного процесса реабилитации, абилитации и гармоничного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в семье через повышение психолого-педагогической и воспитательной компетентности родителей (лиц, их замещающих)

Задачи практики

• Реабилитация, абилитация детей с ОВЗ и инвалидностью в режиме круглосуточного пребывания с использованием нового современного оборудования.

• Обучение родителей специальным коррекционным, методическим, трудовым и воспитательным приемам, необходимым для проведения занятий с детьми дома.

• Коррекция неконструктивных форм поведения родителя, их замена на продуктивные формы взаимоотношений в социуме.

• Формирование адекватной социальной самооценки родителя.

• Организация досуга детям-инвалидам и семьям их воспитывающих

Краткое описание практики

Семьи с детьми-инвалидами проживают в нашем Учреждении пять рабочих дней и получают реабилитационные услуги с 8.00 до 20.00.

В утреннее время дети проходят лечебные и реабилитационные процедуры. Родители вместе с детьми посещают реабилитационные занятия, где специалисты, во время занятия с детьми, обучают родителей способам реабилитации детей в домашних условиях 

После тихого часа дети посещают творческие занятия и кружки. Проводятся консультации для родителей, консультации педагога психолога и т.д. 

В вечернее время дети вместе с родителями принимают участие в различных досуговых мероприятиях.

Работа с семьей, в рамках проекта строится по нескольким направлениям.

Во-первых, дети с ОВЗ и инвалидностью проходят полноценный непрерывный курс реабилитации – массаж, ЛФК, логопедические занятия, занятия с педагогом-психологом, воспитателем, педагогом дополнительного образования, специалистом по реабилитационной работе, которые позволяют получить эффект в области стабилизации психологического состояния и развития некоторых физических функций. Родители вместе с детьми посещают реабилитационные занятия, где специалисты, во время занятия с детьми, обучают родителей способам реабилитации детей в домашних условиях.

Вторым направлением работы проекта является проведение мероприятий по психологической реабилитации родителей детей с инвалидностью. Проводятся обучающие занятия по практикам психологической самопомощи и индивидуальные консультации по стабилизации эмоциональных состояний у родителей, которые сами не могут справится. Результатом этой работы становится снижение конфликтности в семье и эмоциональных срывов родителей, повышение жизненного тонуса и обретение сил, обретение уверенности в себе и желание проявлять социальную активность.

Третьим видом проводимых мероприятий - это психологическая разгрузка и формирование общих позитивных семейных традиций с целью объединения семьи. На мероприятиях проводятся семейные эстафеты, игры друг с другом, театральные мини-постановки, катание на велосипедах (в зимнее время – на лыжах) и просто общение. Также на свежем воздухе проводятся объединяющие семью игры, семейные эстафеты и занятия по психологической разгрузке с помощью смеха и специальных упражнений. На таких мероприятиях родители могут обрести новых друзей и соратников, полноценно отдохнуть на природе.

В реализации проекта активное участие принимают сотрудники Павловского краеведческого музея, которые устраивают для детей и их родителей экскурсионные поездки и походы по историческим местам и достопримечательностям нашего района. Также в рамках проекта приглашаются специалисты Центра развития творчества детей и юношества МО «Павловский район», которые проводят увлекательные занятия и мастер-классы для детей и их родителей

Для реализации проекта привлекаются волонтеры из числа студентов Павловского техникума и «серебряных» волонтеров. Благодаря большому количеству волонтеров, участвующих в программе, оздоровительная, коррекционная и развивающая работа в рамках программы построена с учетом возможностей, индивидуально-психологических особенностей, способностей каждого ребенка-инвалида. Что, несомненно, позволяет эффективно реализовать реабилитационную программу для всей нашей целевой группы. Такая совместная деятельность благотворно действует на всех участников проекта, воспитывается чувство ответственности, взаимопонимания, растет самооценка детей-инвалидов, появляется уверенность их в собственных силах, постепенно вырабатывается активная жизненная позиция.

Социальные результаты

- не менее 95% благополучаиелей приобретут возможность для получения реабилитационных услуг, в том числе и в отдаленных населенных пунктах в режиме круглосуточного пребывания (статистический отчет);

- не менее 90% благополучалей. в том числе и с тяжелыми множественными нарушениями получат возможность получать реабилитационные услуги непрерывно (статистический отчет);

- для не менее 70% семей, воспитывающих детей с ОВЗ и инвалидностью, будут созданы условия для сохранения и улучшения семейной среды развития (опрос);

- не менее 85% родителей, воспитывающих детей с ОВЗ и инвалидностью, повысят свою родительскую компетенцию за счет вовлечения их в реабилитационный процесс (опрос);

- не менее 85% благополучателей избавятся от чувства одиночества, обретут новых друзей (опрос).

Этапы внедрения практики

1. Организационно-подготовительный этап. На данном этапе осуществляется документальное и методическое обеспечение практики, предварительная работа с командой практики и благаполучателями, организация питания и оборудование комнат для проживания семей.

2. Этап реализации практики. Во время этапа осуществляются мероприятия, направленные на оптимизацию жизненных показателей членов семей, воспитывающих детей с ОВЗ и инвалидностью, проживающих в сельской и труднодоступной местности. Реализуется план всех мероприятий практики (реабилитационных и досуговых)

3. Итоговый этап. В рамках этапа производится анализ обратной связи от участников, исследования показателей физического и психоэмоционального состояния, подводятся итоги и формулируются выводы об эффективности реализации и общем влиянии практики на качество жизни благополучателей

Социальная значимость практики

У семей, воспитывающих детей с ОВЗ и инвалидностью, проживающих в сельской и труднодоступной местности, появилась уникальная возможность получать непрерывный комплекс реабилитационных услуг.

Родители повышают свою родительскую компетентность за счет вовлечения их в реабилитационный процесс, приобретают новые знания и навыки для помощи своим детям в реабилитации в домашних условиях становятся более уверенными в собственных силах, ответственными, дисциплинированными, внимательными, повышается самооценка, появляется инициативность и новые смыслы.

У представителей целевой группы расширяется круг общения, появляются новые друзья, они чувствуют поддержку, внимание.

Дети получают непрерывный комплекс реабилитационных услуг, у них улучшаются некоторые физические показатели: общий уровень физической активности, крупная и мелкая моторика, укрепляется мышечный корсет.

У детей улучшается общий уровень показателей психоэмоцционального состояния: стали более открытыми, общительными.

Данная практика способствует профилактике у родителей эмоционального выгорания, депрессивных и агрессивных состояний, способствует объединению и укреплению семейных связей, формированию позитивных семейных традиций и привычек

Ресурсное обеспечение практики

Областной бюджет Ульяновской области

Грантовые средства

Организации партнёры

  • Автономная некоммерческая организация «Радуга надежды»
  • МУК «Историко-краеведческий музей МО «Павловский район» Ульяновской области»
  • МБУДО «Павловская детская школа искусств»
  • МОУ ДОД Центр развития творчества детей и юношества
  • Районная газета «Искра»

Фото материалы

Приложения

Визуальное представление практики

Презентация

Дополнительные материалы

Сведения об организации

Название организации:
ОГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания «Гармония» в р. п. Павловка»
Адрес (юридический или фактический):
433970, Ульяновская область, р. п. Павловка, пл. Школьная, дом 1
Руководитель организации:
Густайте Нина Ивановна
Контактное лицо:
Ладышкина Елена Павловна
E-mail организации:
Сайт организации: