География реализации практики
«Южные» районы Ульяновской области (Павловский, Старокулаткинский, Радищевский, Николаевский районы)
Период внедрения практики
с 01.04.2021 года по настоящее время
Целевые группы
Семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, проживающие в сельской и труднодоступной местности
Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики
В «южных» районах Ульяновской области проживает 348 детей-инвалидов. Все эти дети нуждаются в своевременном получении реабилитационных услуг. В настоящее время, реабилитационные услуги детям с ОВЗ и инвалидностью и вышеуказанных районов осуществляет ОГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания «Гармония» в р.п. Павловка». До начала реализации проекта «Семейная перезагрузка», такое обслуживание доступно было лишь семьям, в основном проживающим в районных поселках. Это всего лишь 124 ребенка (35,6% от общего количества детей - инвалидов).
Специалисты Комплексного центра провели опрос среди родителей, воспитывающих детей с ОВЗ и инвалидностью. Результаты опроса показали, что родители, не имеют достаточных знаний об особенностях воспитания ребенка с ОВЗ и не всегда демонстрируют стремление к их обретению. Семьи, в которых растут дети с особенностями развития в большинстве случаев сталкиваются еще с такой проблемой, как нехватки финансовых средств. Эти факторы тянут за собой еще один - ограничение нормальной жизнедеятельности и ребенка-инвалида и его семьи. Плохо организованное жизнеобеспечение особенных детей становится также и причиной плохой самореализации его родителей.
Многие семьи, воспитывающие детей с ОВЗ и инвалидностью, и проживающие в удаленных уголках, зачастую не имеют возможности пройти полноценный курс реабилитации и абилитации в специализированном учреждении. Из-за того, что дети-инвалиды и их семьи не получают должного внимания, их жизнь зачастую становится серой и однообразной
Цель практики
Создание оптимальных условий для непрерывного процесса реабилитации, абилитации и гармоничного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в семье через повышение психолого-педагогической и воспитательной компетентности родителей (лиц, их замещающих)
Задачи практики
• Реабилитация, абилитация детей с ОВЗ и инвалидностью в режиме круглосуточного пребывания с использованием нового современного оборудования.
• Обучение родителей специальным коррекционным, методическим, трудовым и воспитательным приемам, необходимым для проведения занятий с детьми дома.
• Коррекция неконструктивных форм поведения родителя, их замена на продуктивные формы взаимоотношений в социуме.
• Формирование адекватной социальной самооценки родителя.
• Организация досуга детям-инвалидам и семьям их воспитывающих
Краткое описание практики
Семьи с детьми-инвалидами проживают в нашем Учреждении пять рабочих дней и получают реабилитационные услуги с 8.00 до 20.00.
В утреннее время дети проходят лечебные и реабилитационные процедуры. Родители вместе с детьми посещают реабилитационные занятия, где специалисты, во время занятия с детьми, обучают родителей способам реабилитации детей в домашних условиях
После тихого часа дети посещают творческие занятия и кружки. Проводятся консультации для родителей, консультации педагога психолога и т.д.
В вечернее время дети вместе с родителями принимают участие в различных досуговых мероприятиях.
Работа с семьей, в рамках проекта строится по нескольким направлениям.
Во-первых, дети с ОВЗ и инвалидностью проходят полноценный непрерывный курс реабилитации – массаж, ЛФК, логопедические занятия, занятия с педагогом-психологом, воспитателем, педагогом дополнительного образования, специалистом по реабилитационной работе, которые позволяют получить эффект в области стабилизации психологического состояния и развития некоторых физических функций. Родители вместе с детьми посещают реабилитационные занятия, где специалисты, во время занятия с детьми, обучают родителей способам реабилитации детей в домашних условиях.
Вторым направлением работы проекта является проведение мероприятий по психологической реабилитации родителей детей с инвалидностью. Проводятся обучающие занятия по практикам психологической самопомощи и индивидуальные консультации по стабилизации эмоциональных состояний у родителей, которые сами не могут справится. Результатом этой работы становится снижение конфликтности в семье и эмоциональных срывов родителей, повышение жизненного тонуса и обретение сил, обретение уверенности в себе и желание проявлять социальную активность.
Третьим видом проводимых мероприятий - это психологическая разгрузка и формирование общих позитивных семейных традиций с целью объединения семьи. На мероприятиях проводятся семейные эстафеты, игры друг с другом, театральные мини-постановки, катание на велосипедах (в зимнее время – на лыжах) и просто общение. Также на свежем воздухе проводятся объединяющие семью игры, семейные эстафеты и занятия по психологической разгрузке с помощью смеха и специальных упражнений. На таких мероприятиях родители могут обрести новых друзей и соратников, полноценно отдохнуть на природе.
В реализации проекта активное участие принимают сотрудники Павловского краеведческого музея, которые устраивают для детей и их родителей экскурсионные поездки и походы по историческим местам и достопримечательностям нашего района. Также в рамках проекта приглашаются специалисты Центра развития творчества детей и юношества МО «Павловский район», которые проводят увлекательные занятия и мастер-классы для детей и их родителей
Для реализации проекта привлекаются волонтеры из числа студентов Павловского техникума и «серебряных» волонтеров. Благодаря большому количеству волонтеров, участвующих в программе, оздоровительная, коррекционная и развивающая работа в рамках программы построена с учетом возможностей, индивидуально-психологических особенностей, способностей каждого ребенка-инвалида. Что, несомненно, позволяет эффективно реализовать реабилитационную программу для всей нашей целевой группы. Такая совместная деятельность благотворно действует на всех участников проекта, воспитывается чувство ответственности, взаимопонимания, растет самооценка детей-инвалидов, появляется уверенность их в собственных силах, постепенно вырабатывается активная жизненная позиция.
Социальные результаты
- не менее 95% благополучаиелей приобретут возможность для получения реабилитационных услуг, в том числе и в отдаленных населенных пунктах в режиме круглосуточного пребывания (статистический отчет);
- не менее 90% благополучалей. в том числе и с тяжелыми множественными нарушениями получат возможность получать реабилитационные услуги непрерывно (статистический отчет);
- для не менее 70% семей, воспитывающих детей с ОВЗ и инвалидностью, будут созданы условия для сохранения и улучшения семейной среды развития (опрос);
- не менее 85% родителей, воспитывающих детей с ОВЗ и инвалидностью, повысят свою родительскую компетенцию за счет вовлечения их в реабилитационный процесс (опрос);
- не менее 85% благополучателей избавятся от чувства одиночества, обретут новых друзей (опрос).
Этапы внедрения практики
1. Организационно-подготовительный этап. На данном этапе осуществляется документальное и методическое обеспечение практики, предварительная работа с командой практики и благаполучателями, организация питания и оборудование комнат для проживания семей.
2. Этап реализации практики. Во время этапа осуществляются мероприятия, направленные на оптимизацию жизненных показателей членов семей, воспитывающих детей с ОВЗ и инвалидностью, проживающих в сельской и труднодоступной местности. Реализуется план всех мероприятий практики (реабилитационных и досуговых)
3. Итоговый этап. В рамках этапа производится анализ обратной связи от участников, исследования показателей физического и психоэмоционального состояния, подводятся итоги и формулируются выводы об эффективности реализации и общем влиянии практики на качество жизни благополучателей
Социальная значимость практики
У семей, воспитывающих детей с ОВЗ и инвалидностью, проживающих в сельской и труднодоступной местности, появилась уникальная возможность получать непрерывный комплекс реабилитационных услуг.
Родители повышают свою родительскую компетентность за счет вовлечения их в реабилитационный процесс, приобретают новые знания и навыки для помощи своим детям в реабилитации в домашних условиях становятся более уверенными в собственных силах, ответственными, дисциплинированными, внимательными, повышается самооценка, появляется инициативность и новые смыслы.
У представителей целевой группы расширяется круг общения, появляются новые друзья, они чувствуют поддержку, внимание.
Дети получают непрерывный комплекс реабилитационных услуг, у них улучшаются некоторые физические показатели: общий уровень физической активности, крупная и мелкая моторика, укрепляется мышечный корсет.
У детей улучшается общий уровень показателей психоэмоцционального состояния: стали более открытыми, общительными.
Данная практика способствует профилактике у родителей эмоционального выгорания, депрессивных и агрессивных состояний, способствует объединению и укреплению семейных связей, формированию позитивных семейных традиций и привычек
Ресурсное обеспечение практики
Областной бюджет Ульяновской области
Грантовые средства
Организации партнёры
- Автономная некоммерческая организация «Радуга надежды»
- МУК «Историко-краеведческий музей МО «Павловский район» Ульяновской области»
- МБУДО «Павловская детская школа искусств»
- МОУ ДОД Центр развития творчества детей и юношества
- Районная газета «Искра»