География реализации практики
Практика внедряется на территории города Нижневартовска
Период внедрения практики
С 2024 года
Целевые группы
- Семьи с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья, имеющие низкий уровень дохода.
- Дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья из семей, имеющих низкий уровень дохода.
- Алкозависимые родители (законные представители), не выполняющие надлежащим образом своих обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию детей
Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики
В настоящее время у многих категорий семей по разным причинам ухудшается социально-экономическая ситуация: появление или рождение ребенка с проблемами в развитии вынуждает родителей уделять больше времени уходу или постоянному присмотру за ребенком, это приводит к социальной замкнутости семьи, снижению уровня доходов, неуверенности в своих возможностях, появлению психоэмоционального выгорания, и как результат – социальное неблагополучие: развод, увлечение вредными привычками, нарастание конфликтности в детско-родительских отношениях.
Статистика Росстата свидетельствует об увеличении числа детей с ОВЗ на 9,4 %. В 2023 году в Югре зарегистрированы 22 497 детей с ОВЗ. В городе Нижневартовске количество детей с ОВЗ составило 2753 ребенка, что составляет 12 % от общего числа детей с ОВЗ, зарегистрированных на территории округа. Количество детей с ОВЗ за последние 3 года значительно возросло, по сравнению с 2021 годом – увеличилось на 78 человек.
В Нижневартовске проживает 930 семей, воспитывающих детей-инвалидов, 65 детей из этих семей имеют паллиативный статус, 59 детей относятся к категории маломобильных, более 120 детей имеют умеренные ментальные нарушения. Не все дети, имеющие ментальные нарушения, относятся к категории «дети-инвалиды».
В 2021 году в городе Нижневартовске созданы две ресурсные школы по обучению детей с умственной отсталостью, с 2023 года данный статус присвоен еще одной школе.
Проведенный в 2023 году социологический скрининг семей с детьми с ОВЗ выявил, что с переходом ребенка из детского сада в образовательное учреждение, как правило, один из родителей вынужден прекратить свою трудовую деятельность по причине необходимости постоянного сопровождения ребенка, что ведет к снижению уровня доходов семьи. При анкетировании некоторые родители отметили, что не имеют возможности реализовать продукцию собственноручного изготовления, изделия ручной работы, что вызывает у них трудность в получении доходов, а также сталкиваются с проблемой в организации присмотра за ребенком на то время, пока сами занимаются ручным трудом. Проведенный мониторинг семей, зачисляемых на реабилитацию, выявил их неподготовленность к решению имеющихся проблем. Проблемы, связанные с материальным благополучием и бытом, финансовые трудности – это основные вызовы, с которыми сталкиваются семьи, воспитывающие детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Проблемы:
- низкий уровень дохода в семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ, в связи с необходимостью одного из родителей осуществлять за ним постоянный присмотр;
- нарушение детско-родительских отношений и нарастание конфликтности во внутрисемейных отношениях;
- психологическая неустойчивость родителей, нарушение социальных связей, что приводит к формированию зависимости у родителей; гиперопека родителей по отношению к ребенку с ОВЗ, в результате которой у него могут быть сформированы потребительское отношение к семье и обществу, отсутствие мотивации к трудовой деятельности.
Необходимость разработки Практики обоснована в том числе основными задачами региональной политики в отношении семей и детей, направленными на повышение статуса семьи и качества жизни семей с детьми
Цель практики
Повышение качества жизни детей в семьях с низким уровнем дохода
Задачи практики
1. Ресурсное, нормативное, организационное и методическое обеспечение деятельности Семейной мастерской.
2. Реализация программ работы Семейной мастерской:
- создание условий для формирования опыта продуктивной семейной деятельности;
- реализация мероприятий, способствующих конструктивному семейному взаимодействию, укреплению детско-родительских отношений;
- приобретение детьми навыков прикладной трудовой деятельности;
- оказание помощи семьям в осознании своих ресурсов, реализация мероприятий, направленных на комплексную поддержку семей с детьми социальной, профориентационной и психологической направленности.
3. Проведение информационно-просветительской работы и публичных мероприятий:
- распространение информационно-просветительских материалов для целевых групп о работе Семейной мастерской;
- проведение ярмарок с демонстрацией ремесленных изделий, произведенных в Семейной мастерской.
4. Создание модели сетевого взаимодействия с негосударственными учреждениями по принципу частно-государственного партнерства для эффективного использования потенциала семьи и выхода их на самообеспечение
Краткое описание практики
Основная идея Практики состоит в создании Семейной мастерской (далее ‒ коворкинг-центр) – специально оборудованного пространства, представленного мастерскими ремесленного рукоделия и арт-гостиной – пространством для коммуникации и творчества семей с детьми, имеющих низкий уровень дохода.
Практика реализуется при участии Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, предусматривает реализацию 3 модулей:
1. Модуль профессионального роста: реализация профориентационных мероприятий в мастерских прикладного творчества; обучение подростков и родителей в зоне свободного общения маркетингу и экономической грамотности; способствует самозанятости родителей в семейных мастерских и трудозанятости подростков. Творческие мастерские представлены различными направлениями: «Мастерская полезного рукоделия», «Эко-мастерская», «Кулинарная мастерская», «Кибер-мастерская» для организации обучающих, творческих и профориентационных мероприятий для всех членов семьи.
2. Модуль коммуникации: реализация мероприятий (тренинги, мастер-классы, индивидуальные или групповые консультации), направленных на преодоление социальной изолированности, профилактику деструктивных социальных явлений и психоэмоциональной нестабильности.
3. Модуль успешности: организация участия детей и членов их семей в выставках, конкурсах, ярмарках, создание альбомов успешности семьи, их профессионального и экономического роста, обмен опытом и идеями.
Комплекс мероприятий Практики и их содержание разрабатываются на основании диагностики ребенка, детско-родительских и внутрисемейных отношений. По результатам исследований психологом составляется социальный портрет семьи, определяются приоритетные направления работы, способствующие выходу семьи из группы риска по социальному неблагополучию. Организация мероприятий Практики обеспечивается интегрированной работой двух и более специалистов, позволяющей решить одновременно несколько проблем в семье.
Комплекс мероприятий социальной, профориентационной и психологической направленности, ориентированный на комплексную поддержку семей с детьми, в соответствии с модулями включает:
модуль профессионального роста:
- профконсультирование психологом детей и подростков с ОВЗ (проведение 2 диагностик и профконсультаций для определения в профессии (продолжительность – 30 минут);
- проведение цикла психологических тренингов с детьми и подростками из целевой группы для мотивации к труду (4 психологических тренинга продолжительностью по 40 минут);
- проведение мастер-классов для детей и родителей в мастерских для обучения изготовлению изделий (в каждой мастерской по 4 мастер-класса, всего 12–16 занятий по 40 минут);
- мастер-классы для родителей по маркетингу и финансовой грамотности (3 мастер-класса с привлечением специалистов НКО продолжительностью по 40 минут);
модуль коммуникации:
- арт-гостиные для семей целевой группы (1 раз в месяц продолжительностью по 60 минут);
- психологическое консультирование (не менее 1 раз в месяц);
- встречи с волонтерами из НКО с целью расширения социального взаимодействия семей (не менее 3 встреч);
модуль успешности:
- проведение ярмарок-продаж;
- участие детей в конкурсах и выставках и др.
Технологии и формы работы:
профессиональная ориентация – проведение комплекса мероприятий, направленных на содействие ребенку с ОВЗ в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда;
мастер-класс (творческая мастерская) – вовлечение ребенка и членов его семьи в активную деятельность по освоению мастерства под контролем специалиста (инструктора по труду);
сопровождаемая трудовая деятельность подростков с ОВЗ – обеспечение трудоустройства детей с ОВЗ из малообеспеченных семей в трудовых мастерских прикладного творчества, включая сопровождаемую профессиональную подготовку, поиск работодателя, сопровождение на рабочем месте с целью его социально-трудовой абилитации и интеграции;
шеринг-мастерская – семейно-ориентированная технология по совместному использованию профессиональных инструментов и оборудования для малообеспеченных родителей;
ТРИЗ – технология, которая развивает фантазию детей, учит находить выход из различных жизненных ситуаций, эффективно решать реальные ситуации, системно мыслить с пониманием происходящих процессов;
технология социального консультирования – организованное конструктивное взаимодействие специалиста и ребенка по вопросам понимания особенностей жизненной ситуации, поиску резервных ресурсов ребенка, оказанию содействия в адаптации к социуму, реализации их законных прав и интересов детей;
арт-гостиная – модель психолого-педагогического сопровождения семьи психологом и инструктором по труду (деловые игры и упражнения, арт-терапевтические техники, психогимнастические и кинезиологические упражнения, упражнения на расслабление и релаксацию);
техника сторителлинг «Кубики историй» ‒ арт-терапевтическая практика для нормализации внутрисемейных отношений
Социальные результаты
Социальный эффект:
- повышение ресурсности семьи по преодолению бедности, тем самым обеспечение социально-экономического улучшения качества жизни;
- психоэмоциональная стабилизация ситуации в семье (выстраивание конструктивного взаимодействия родителей и детей);
- увеличение возможности трудовой занятости или самозанятости родителей, воспитывающих детей целевой группы.
Качественные показатели:
- созданы условия для формирования опыта продуктивной семейной деятельности, реализованы мероприятия, способствующие конструктивному семейному взаимодействию, укреплению детско-родительских отношений;
- детьми приобретены навыки прикладной трудовой деятельности;
- оказана помощь семьям в осознании своих ресурсов, способствующих преодолению бедности;
- сформирована модель сетевого взаимодействия по принципу частно-государственного партнерства для организации социальной трудовой занятости подростков;
- улучшена социально-экономическая ситуации в семье за счет расширения ее ресурсности;
- выход семьи из группы риска по социальному неблагополучию, психоэмоциональная стабилизация семьи;
- расширены возможности трудовой занятости и самозанятости родителей
Этапы внедрения практики
Организационный этап:
- Разработка нормативного, организационного и методического обеспечения, регламентирующего создание и реализацию программы по организации комплексных мероприятий в специально созданном универсальном пространстве (коворкинг-центр).
- Создание оптимального обеспечения деятельности коворкинг-центра (материально-технические, кадровые, методические ресурсы).
- Разработка комплекса мероприятий социальной, профориентационной и психологической направленности, ориентированных на комплексную поддержку семей с детьми.
Практический этап:
- Реализация комплекса мероприятий коворкинг-центра, направленного на формирование конструктивного взаимодействия родителей и детей, развитие опыта продуктивной семейной деятельности, приобретения детьми прикладных трудовых навыков.
- Разработка и реализация плана информационной кампании по сопровождению Практики на каждом этапе реализации.
- Создание модели сетевого взаимодействия с негосударственными учреждениями по принципу частно-государственного партнерства для эффективного использования потенциала семьи и выхода их на самообеспечение.
Аналитический этап:
- Проведение анализа эффективности реализации Практики;
- Диссеминация успешного опыта реализации Практики
Механизм контроля качества услуг
Контроль качества выполнения мероприятий в процессе социального сопровождения семьи включает:
- оценку эффективности проведенных мероприятий в рамках индивидуальной программы, в которой учтены потребности семьи;
- проведение промежуточного контроля результативности реализации индивидуальной программы социального сопровождения;
- внесение изменений и дополнений в программу с учетом мнения семьи;
- получение обратной связи от получателей социальных услуг по прохождении курса реабилитации в рамках реализации Практики посредством проведения анкетирования по удовлетворенности качеством предоставленных услуг.
Мониторинг результатов
Мониторинг результатов реализации индивидуальной программы и положения семьи. Результаты рассматриваются коллегиально на заседаниях рабочей группы и оформляются заключением о необходимости дальнейшего социального сопровождения или его прекращения
Социальная значимость практики
Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключаются в том, что сопровождение семей позволит своевременно оказать содействие в получении всесторонней помощи семьям, находящимся в трудной кризисной ситуации, а также выявить на раннем этапе социальное неблагополучие и осуществить профилактику обстоятельств, обусловливающих нуждаемость семей в социальном обслуживании.
Мероприятия Практики позволят осознать ценность труда, сформировать навыки сотрудничества внутри семьи, найти объединяющее их хобби и, возможно, новый источник дохода, связанный с ним.
Кроме того, мероприятия Практики способствуют совместной созидательной деятельности детей и родителей, объединенных общим делом, направленной на гармонизацию внутрисемейного взаимодействия, выходу из кризисных периодов семьи
Ресурсное обеспечение практики
Кадровые ресурсы: общая численность сотрудников учреждения – 167 человек. Организация и руководство Практики: 5 сотрудников (директор, заместитель директора, 3 заведующих отделениями). Практика осуществляется на базе 2-х отделений с участием 18 сотрудников: 4 психолога; 5 инструкторов по труду; 2 специалиста по социальной реабилитации; 2 культорганизатора.
Материально-технические ресурсы: учреждение представлено 2 корпусами общей мощностью 230 человек в смену. Материально-техническая база учреждения позволяет реализовать Практику без значительных финансовых затрат. В учреждении имеются достаточно оснащенные и оборудованные помещения. На базе 1 корпуса развернуты следующие мастерские: «Кибермастерская», «Столярная», «Прикладное творчество» – оборудование для которых приобретено за счет грантовой поддержки учреждения. В каждом корпусе учреждения имеется музыкальный зал, кабинет социально-бытовой адаптации, кабинет психологической коррекции и психоэмоциональной разгрузки. Во всех корпусах оказывается реабилитация детям в режиме групп полного или неполного дня.
Методические ресурсы: методическое обеспечение осуществляется командой специалистов учреждения, участвующих в реализации мероприятий Практики:
- кейс видеоматериалов и презентаций выступлений специалистов по обобщению и тиражированию эффективного опыта на разных уровнях;
- пул технологий, обеспечивающих реализацию мероприятий психолого-педагогической, профориентационной направленности;
- методические разработки для специалистов и родителей, диагностические и коррекционно-развивающие методики.
Информационные ресурсы: интернет-ресурсы, информационно-методические ресурсы (разработки для специалистов и родителей, диагностические методики). Официальные аккаунты учреждения; (официальный сайт учреждения https://xn----7sbfbmfnfjizbcr3ahlp9f.xn--p1ai/, официальные группы в ВК https://vk.com/nvreabilcentr, ОК https://ok.ru/nvreabilcentr Распространение успешного опыта через предоставление информации в СМИ. Буклеты, брошюры, памятки
Организации партнёры
- КУ «Нижневартовский центр занятости населения»
- Региональная общественная организация ХМАО ‒ Югры «Центр поддержки семьи»
- Муниципальное автономное учреждение «Центр развития образования»
- АНО «Центр социальных услуг пожилым людям и инвалидам «Творцы без границ»