География реализации практики
Курганская область
Период внедрения практики
с апреля 2024 года
Целевые группы
1) родители (законные представители) детей, находящихся в ГБУ "Шадринский детский дом-интернат для умственно отсталых детей";
2) дети, находящиеся в ГБУ "Шадринский детский дом-интернат для умственно отсталых детей";
3) дети, составляющие ближайшее социальное окружение.
Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики
Практика показывает, что в большинстве семей, воспитывающих ребенка с нарушением интеллекта, наблюдаются проблемы, связанные с психоэмоциональными стрессами в семье, неустроенностью быта. Поэтому сопровождение семей воспитанников детского дома-интерната дает возможность мобилизовать ресурсы такой семьи, своевременно оказать психолого-педагогическую, социально-правовую помощь. Создавшуюся проблему можно оптимизировать путем повышения педагогической и социально-психологической компетенции родителей и включения семьи в коррекционно-развивающее пространство детского дома-интерната.
Коррекционно-развивающий процесс будет эффективным только в том случае, если специалисты и родители (законные представители) станут союзниками, что позволит им лучше узнать «особого» ребенка, увидеть его в разных ситуациях.
Цель практики
Восстановление и укрепление семейных и родственных связей детей с инвалидностью, находящихся в ГБУ "Шадринский детский дом-интернат для умственно отсталых детей"
Задачи практики
1) повышение у родителей социальной и родительской компетентности;
2) привлечение родителей и других кровных родственников к судьбе ребенка с нарушением интеллекта;
3) создание благоприятной обстановки для общения детей и родителей, укрепление детско-родительских отношений
Краткое описание практики
Специалисты учреждения через комплекс мероприятий и взаимодействие с социальными службами и структурами оказывают адресную помощь родителям воспитанников, активно проявляющим свою родительскую позицию; содействуют самостоятельному преодолению родителями жизненных трудностей и проблем и осуществляют психолого-педагогическое сопровождение детей, помещенных в детский дом-интернат.
Программа сопровождения ребенка с нарушением интеллекта и его кровной семьи направлена на поддержку связи с родителями (законными представителями), в том числе и в дистанционном формате; организацию и проведение досуговых мероприятий в семейном формате; разработку и распространение информационно-просветительских материалов (буклеты, брошюры); освещение информации о деятельности «Семейной гостиной» и оказываемых ею услугах в специально созданных разделах на официальных сайтах учреждения и организаций-соисполнителей мероприятий проекта, в печатных СМИ.
Социальные результаты
- Укрепление родственных связей и детско-родительских отношений (45 детей);
- повышение социально-правовой грамотности родителей (законных представителей), потенциальных опекунов (усыновителей);
- формирование психолого-педагогической и эмоционально-ценностно-смысловой компетентности родителей (законных представителей), потенциальных опекунов (усыновителей).
Этапы внедрения практики
-
Нормативное, ресурсное и методическое обеспечение создания и деятельности Семейной гостиной.
- Разработка программы работы Семейной гостиной. Реализация мероприятий, направленных на сохранение и восстановление семейных и родственных связей. Проведение мероприятия по открытию Семейной гостиной. Включение добровольцев, наставников в реализацию мероприятий Семейной гостиной. Информирование общественности о деятельности Семейной гостиной, включая родителей (законных представителей), потенциальных опекунов (усыновителей).
Социальная значимость практики
Сохранение ценности семьи; укрепление детско-родительских отношений; формирование жизненных компетенций детей-инвалидов; оказание родителям (законным представителям) социально-правовой и консультативной помощи, психологической поддержки.
Ресурсное обеспечение практики
Кадровое: руководитель проекта, команда проекта (социальный педагог, педагог-психолог, дефектолог, логопед, старший воспитатель, педагог-организатор, воспитатели, методист, привлеченные специалисты);
Материально-техническое: помещения, оснащенные мебелью, бытовой техникой, предметами интерьера, оснащенные компьютерным, мультимедийным оборудованием и оргтехникой, игровое оборудование, спортивный инвентарь;
Методическое: учебно-методические документы.
Организации партнёры
- АН «Орбита 72»
- ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»