География реализации практики
26 муниципальных образований и городских округов Тюменской области (без автономных округов).
Период внедрения практики
Практика реализуется с 2005 года по настоящее время.
Целевые группы
Наркозависимые и алкозависимые граждане, проживающие на территории Тюменской области, достигшие возраста 18 лет и несовершеннолетние, имеющие опыт употребления психоактивных веществ, находящиеся под наблюдением врача-нарколога и имеющие рекомендацию от врача-нарколога на прохождение курса социальной реабилитации
Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики
Для взрослого населения:
- Организация социальной реабилитации для пациентов в стационарной форме, с привлечением медицинского сопровождения
- Организация индивидуальной работы с ближайшим социальным окружением зависимых пациентов
- Оказание содействия в решении бытовых, правовых и социальных вопросов, восстановление нарушенных прав пациентов, трудоустройство, восстановление документов и др.
- Разработка и реализация индивидуального плана постреабилитационного сопровождения резидентов в постреабилитационный период
Для подростков:
- Организация реабилитации подростков в стационарной форме
- Разработка индивидуального плана сопровождения несовершеннолетних по месту их жительства в постреабилитационный период
- Содействие в разработке и реализации мероприятий системного, эффективного взаимодействия субъектов системы профилактики, направленного на оказание необходимой помощи подросткам в решении их проблем с целью продления процесса ремиссии
- Обеспечение в ходе реабилитации непрерывного образовательного и воспитательно-педагогического процесса для успешной социализации несовершеннолетних в обществе
- Организация летнего отдыха указанной категории несовершеннолетних на базе реабилитационного центра через систему оздоровительно-трудового лагеря.
Цель практики
Содействие решению социально значимых проблем маргинализации и деструктуризации современного общества путем организации стабильной и эффективной социальной реабилитации взрослых граждан, несовершеннолетних, зависимых от психоактивных веществ, и их семей, а также за счет внедрения системной профилактической работы с потенциальными зависимыми слоями населения с помощью различных профилактических мероприятий.
Подцели:
1. В рамках проекта «Феникс»: Профилактика распространения наркомании и алкоголизма путем реабилитации зависимых граждан, их социальной адаптации, в том числе родителей, имеющих на иждивении несовершеннолетних детей, и участников СВО.
2. В рамках проекта «Ступени»: Возвращение несовершеннолетних, склонных к употреблению психоактивных веществ, к жизни в обществе за счет прохождения процесса восстановления физического и психологического здоровья, отказа от употребления психоактивных веществ; воссоздания их личностного и социального статуса, обретения установок к ведению здорового и социально позитивного образа жизни.
Задачи практики
В рамках реализации проекта «Феникс»:
1. Мотивировать больных наркоманией и алкоголизмом на прохождение курса реабилитации.
2. Предоставить помощь пациенту в преодолении постабстинентных состояний.
3. Организовать социальную реабилитацию для пациентов в стационарной форме (в том числе организация медицинского сопровождения).
4. Организовать индивидуальную работу с ближайшим социальным окружением зависимых пациентов.
5. Разработать и реализовать план индивидуального сопровождения резидентов в постреабилитационный период.
В рамках реализации проекта «Ступени»:
1. Организовать процесс реабилитации подростков, имеющих опыт употребления психоактивных веществ, в стационарной форме на базе специализированного реабилитационного центра с целью обеспечения их последующей позитивной социализации.
2. Разработать индивидуальный план сопровождения несовершеннолетних по месту их жительства в постреабилитационный период.
3. Содействовать в разработке и реализации мероприятий системного, эффективного взаимодействия субъектов системы профилактики, направленных на оказание необходимой помощи подросткам в решении их проблем с целью продления процесса ремиссии.
4. Обеспечить в ходе реабилитации непрерывный образовательный и воспитательно-педагогический процесс для успешной социализации несовершеннолетних.
5. Организовать летний отдых указанной категории несовершеннолетних на базе реабилитационного центра через систему оздоровительно-трудового лагеря.
Краткое описание практики
Алко- и наркозависимость работоспособного населения и несовершеннолетних является одной из острых социальных проблем современности.
В Тюменской области по состоянию на 01.01.2024 года на диспансерном учете врача психиатра-нарколога ГБУЗ ТО «Областной наркологический диспансер» состоит более 14 тыс. человек, более 36 тыс. человек имеют сопутствующие социально опасные, хронические и острые заболевания, связанные с злоупотреблением наркотиков и алкоголя.
Успешная реализация действующей практики способствует повышению качества жизни зависимых граждан и членов их семей, а при достижении позитивных результатов реабилитации, их успешной социализации и интеграции в общественную жизнь улучшению качества здоровья и увеличению жизни бывших зависимых и членов их семей, увеличению числа работоспособного населения, что приведет к улучшению экономических и демографических показателей страны в целом.
Реализация практики осуществляется с 2005 года в государственном автономном учреждении Тюменской области «Областной центр профилактики и реабилитации» с целевой аудиторией наркозависимых и алкозависимых граждан, проживающих на территории Тюменской области, достигших возраста 18 лет и несовершеннолетних, имеющих опыт употребления психоактивных веществ, находящихся под наблюдением врача-нарколога .
Ключевая концепция практики – содействие решению социально значимых проблем маргинализации и деструктуризации современного общества путем организации стабильной и эффективной социальной реабилитации взрослых граждан, несовершеннолетних, зависимых от психоактивных веществ, и их семей, а также внедрение системной профилактической работы с потенциальными зависимыми слоями населения путем их вовлечения к организации и участию в различных мероприятиях.
5 основных этапов внедрения практики:
1. Техническо-хозяйственный и организационно-методический этап.
2. Мотивационный этап.
3. Основной этап.
4. Заключительный этап (аналитический).
5. Этап постреабилитационного сопровождения и профилактики.
Действующая практика ежегодно объединяет не менее 300 получателей социальных услуг и 50 компетентных сотрудников учреждения в процессе совместной деятельности (в рамках реализации целей проектов), участия в мероприятиях по реабилитационному процессу зависимых и организации профилактической деятельности с населением, имеющим потенциал к развитию зависимости.
В целом, данное направление совместной деятельности несет ряд позитивных изменений в реализации личного потенциала пациентов, развитии общественной и гражданской жизни людей с наркотической и алкогольной зависимостью (отражено в количественных и качественных показателях реализации практики).
Социальные результаты
Реализация практики способствует:
- повышению качества жизни самих зависимых и членов их семей при достижении позитивных результатов реабилитации и последующего процесса выздоровления;
- улучшению качества здоровья и длительности жизни резидентов при условии позитивных результатов реабилитации и последующего процесса выздоровления;
- увеличению числа работоспособного населения, что в перспективе ведет к улучшению экономического и демографического показателей страны;
- содействию межведомственного процесса решения социальных проблем путем сокращения количества маргинального населения (преступность, нагрузка на систему медицинской помощи, социальное сиротство, приобретённые хронические заболевания физиологические и психические, низкий уровень гражданской и социальной ответственности, несчастные случаи и прочее).
Этапы внедрения практики
1.Техническо-хозяйственный и организационно-методический этап. На данном этапе формируется необходимая база для эффективной реализации практики (материально-технические ресурсы для достойного содержания реабилитантов на базе учреждения, кадровые ресурсы медицинских, психологических, педагогических, административных и обслуживающих специалистов, методические материалы, план-сетки мероприятий в рамках реализации проектов, методика проведения профилактических мероприятий).
2. Мотивационный этап. На данном этапе реализуется межведомственная практика мотивации на добровольное согласие прохождения курса социальной реабилитации зависимых от психоактивных веществ. Взрослые приходят в центр добровольно (как правило, после первичной консультации со специалистами, с целью прохождения курса социальной реабилитации после лечения или предотвращения надвигающегося срыва, закрепления наметившейся ремиссии); после общения с психологом службы семейного консультирования; по рекомендации специалистов ведомств системы профилактики.
Все несовершеннолетие направляются для прохождения социальной реабилитации только по направлению врача психиатра-нарколога.
3.Основной этап. На данном этапе осуществляется эффективная социальная реабилитация зависимых от психоактивных веществ взрослых лиц или несовершеннолетних, привлекаются компетентные специалисты для разработки и ведения индивидуального реабилитационного плана и осуществления самого реабилитационного процесса каждого реабилитанта. Данный этап предполагает непосредственную реализацию мероприятий в соответствии с планом-сеткой проектов, индивидуального плана реабилитации.
4. Заключительный этап. На заключительном этапе подводятся итоги реализации мероприятий, предусмотренных индивидуальным планом реабилитации, выдаются рекомендации по дальнейшей работе специалистов на территории по месту проживания реабилитанта. Осуществляется анализ и мониторинг эффективности реализации практики, описываются качественные и количественные результаты социальной практики. Проводится интервью с целевой аудиторией с целью получения обратной связи, что в дальнейшем учитывается при дальнейшей организации работы сотрудников учреждения (психологов, педагогов, консультантов).
5. Этап постреабилитационного сопровождения и профилактики. На данном этапе после завершения программы стационарной реабилитации пациент включается в программу поддерживающей реабилитации, профилактические программы, направленные на усиление мотивов личностного и социального роста, на профилактику рецидивов заболевания, а также осуществляется внедрение системной профилактической работы с потенциальными зависимыми слоями населения путем их вовлечения к организации и участию в различных мероприятиях.
Социальная значимость практики
1. Проект «Ступени», разработанный и успешно апробированный в учреждении, является эффективной моделью вторичной профилактики подростков, в результате внедрения которой в практику на территории Тюменской области создана система восстановления и поддержки указанной категории несовершеннолетних. Самый главный результат работы по проекту – это появление команды единомышленников на всей территории области, обученной и замотивированной на работу с подростками «группы риска», а также многочисленных помощников из числа наших бывших подопечных, ведущих здоровый образ жизни, получающих педагогическое образование, которые, в том числе создают свои эффективные программы профилактики.
2. Проект «Феникс» разработан и успешно апробирован в учреждении. В настоящее время работать по проекту могут люди, некогда реально столкнувшиеся с проблемой наркомании и алкоголизма и успешно решившие ее с помощью реабилитации, на сегодня уже находящиеся в длительной ремиссии. Это значительно повышает эффективность мероприятий третичной профилактики. В результате внедрения данной модели в практику на территории Тюменской области создана система восстановления и поддержки указанной категории зависимых. Опыт показал, что одних усилий квалифицированных специалистов в области наркологии недостаточно, поэтому, когда реабилитанты видят перед собой человека, который сам был на их месте, но смог преодолеть зависимость, имеет продолжительную ремиссию, трудоустроен, пользуется авторитетом в обществе, у них усиливается мотивация к работе над собой, появляется надежда, выстраивается перспектива их развития.
Действенность практики доказана восемнадцатилетним стажем реализуемых программ, благодаря которым многие реабилитанты получили возможность преодолеть зависимость и находится в продолжительной ремиссии, успешно социализироваться.
Ресурсное обеспечение практики
Сформирован полный штат сотрудников, задействованных в реализации практики: руководители службы семейного консультирования, руководитель проектов «Феникс» и «Ступени», специалист по семейному консультированию, консультанты, психологи, врачи психиатры-наркологи, психотерапевты, медицинские сестры, мастера производственного обучения, специалист по социальной работе, физрук, инструктор тренажерного зала, методист, специалист по воспитательной работе, культорганизатор, воспитатели и специалисты (помощники воспитателей).
Имеется необходимая материально — техническая база для эффективной реализации практики: материально-технические ресурсы для достойного проживания реабилитантов на базе учреждения (4 благоустроенных корпуса, в которых одномоментно могут проживать 50 несовершеннолетних и 60 взрослых граждан), кадровые ресурсы медицинских, психологических, педагогических, административных и обслуживающих специалистов, методические материалы, план-сетки мероприятий внутри деятельности проектов, методики проведения профилактических, педагогических, воспитательных и культурных мероприятий.
Организации партнёры
- ГБУЗ ТО «Областной наркологический диспансер» (г. Тюмень), территориальные наркологические кабинеты сельской территории
- Автономная некоммерческая организация «Центр социальной реабилитации «Тюменский»
- Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
- Государственное казённое учреждение «Центр занятости населения» Тюменской области
- Автономная некоммерческая организация «Центр развития социальных проектов Тюменской области «Милосердие»
- Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тюменской области «Центр профилактики и борьбы со СПИД»
- Для достижения максимального результата реабилитационного процесса среди пациентов, находящихся на социальной реабилитации, ведется стабильная работа с привлечением представителей межведомственных ресурсов, приглашенных экспертов, представителей СО НКО и общественных объединений, отдельных волонтеров, специалистов – представителей различных профессий и др.