География реализации практики
г. Астрахань, Астраханская область
Период внедрения практики
3 года (с 1 апреля 2021 г. по настоящее время: внедрение практики продолжается в ходе реализации проекта «Создание выездной службы ранней помощи «Домашний консультант» (грант Фонда))
Целевые группы
Дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья.
Семьи, воспитывающие детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья.
Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики
Содействие формированию позитивных взаимоотношений детей и родителей (законных представителей) в семье; повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания ребенка. Создание специальной интерактивной среды, которая будет способствовать формированию у родителей навыков эффективного взаимодействия с ребенком с особыми потребностями.
Цель практики
Повышение уровня включенности родителей (законных представителей) в реализацию программ реабилитации и абилитации детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи практики
1. Повышение информированности и компетентности родителей.
2. Обучение родителей навыкам продуктивного игрового взаимодействия с детьми в домашних условиях.
3. Оказание своевременной информационной и консультативной помощи.
4. Повышение реабилитационного потенциала семьи.
5. Расширение круга общения среди родителей учреждения.
6. Содействие оптимальному развитию и формированию психического здоровья и благополучия детей, их социализации и адаптации в обществе.
Краткое описание практики
Региональная интерактивная школа родительской компетентности «СемьЯ» предусматривает:
- цикл обучающих мероприятий об особенностях развития, воспитания ребенка и взаимодействия с ним;
- создание родительских сообществ;
- дистанционные формы оперативного консультирования родителей;
- организацию семейной приёмной.
Проведение экспериментальных площадок для родителей: «Живые системы: музей ребенка», «Кафе экспериментариУма», «Магазин профессиональных советов».
В рамках площадки «Живые системы» педагоги – психологи, медицинский психолог, специалист по развитию движений, учителя дефектологи в рамках абилитационной программы проводят занятия с родителями в интерактивной форме (с использованием специализированных макетов, муляжей, схем, видеопортретов). Занятия организуются для конкретной семьи, в соответствии с теми сложностями, с которыми столкнулись родители при воспитании ребенка с ментальными нарушениями, так и для группы родителей. Специалисты обучают родителей способам преодоления сложных ситуаций, на конкретно их примере. Занятия разрабатываются на основе запроса родителей и с учетом метода, в рамках которого данное занятие проводится.
В рамках площадки «Кафе экспериментариУма» ежемесячно, по актуальным запросам родителей проводиться тематические «Завтраки», «Комплексные обеды», «Ужины», предполагающие вкусное (интересное) и полезное меню (в том числе информационное, методическое, дидактическое) для родителей. Это своеобразные мастер-классы по приготовлению блюд специализированной диеты (безглютеновой, безкозеиновой и т.п.), а также со специальными рекомендациями по тому, как приобщить ребенка к такому меню, как разнообразить рацион особого ребенка. Это мастер-классы по сенсорной интеграции, нейрокоррекции, работе с нежелательным поведением с конкретными рекомендациями по взаимодействию с ребенком в домашних условиях.
«Магазин профессиональных советов» включает в себя специально-организованное реабилитационное пространство, которое позволяет родителям получить консультации и рекомендации по взаимодействию с ребенком в домашних условиях.
Региональная интерактивная школа родительской компетентности «СемьЯ» предусматривает:
- реализацию технологии социального сопровождения семей с детьми «Виртуальная региональная интерактивная школа родительской компетентности «СемьЯ»;
- создание электронных сервисов для детей-инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов: внедрение дистанционных форм оперативного консультирования родителей (законных представителей), воспитывающих детей целевой группы: Семейная приемная; коучинг для родителей; виртуальный микрореабилитационный центр, ЭкспериментариУм для родителей; создание информационно-просветительского портала для детей-инвалидов, детей с ОВЗ, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, детей с ОВЗ;
- разработку мобильных приложений для родителей.
Социальные результаты
При реализации практики получены следующие социальные результаты:
- повышения информированности и компетентности родителей;
- обучение родителей навыкам продуктивного игрового взаимодействия с детьми в домашних условиях;
- оказание своевременной информационной и консультативной психолого-педагогической помощи;
- повышение реабилитационного потенциала семьи;
- содействие оптимальному развитию и формированию психического здоровья и благополучия детей, их социализации и адаптации в обществе.
Этапы внедрения практики
1. Подготовительный этап: разработка нормативно-правовых документов деятельности Региональной интерактивной школы родительской компетентности «СемьЯ».
2. Информационная кампания о деятельности Региональной интерактивной школы родительской компетентности «СемьЯ».
Основной этап: 3. Практическая апробация деятельности Региональной интерактивной школы родительской компетентности «СемьЯ» на территории субъекта.
4. Трансляция опыта на территории субъекта.
Заключительный: 5. Мониторинг реализации и достижения планируемых результатов деятельности Региональной интерактивной школы родительской компетентности «СемьЯ», корректировка программы развития.
Социальная значимость практики
Практика направлена на повышение качества жизни детей-инвалидов, детей с ОВЗ и их семей, путем создания условий доступности и непрерывности комплексной реабилитационной помощи. Организация деятельности «Виртуальной региональной интерактивной школы родительской компетентности «СемьЯ» позволяет создать возможность получения инновационных услуг семьям, воспитывающим детей-инвалидов, проживающим в отдаленных районах. Это делает социальные услуги более доступными.
Специалисты оказывают консультативную, диагностическую, методическую и коррекционно-развивающую помощь семьям, а также консультируют специалистов, непосредственно работающих с детьми и семьями, входящими в целевую группу по вопросам инновационных технологий реабилитации. Роль родителей (опекунов) в реабилитации детей-инвалидов – ключевая. Родители – это глаза и руки специалистов, проводник знаний и умений.
Ресурсное обеспечение практики
Учреждение обладает необходимыми ресурсами для реализации практики, в том числе кадровыми, материально-техническими, методическими, информационными – сайт и официальная группа в ВКонтакте.
Команда специалистов сформирована по принципу междисциплинарности: педагог-психолог, специалист по социальной работе, учитель-логопед, учитель-дефектолог, специалист по реабилитации инвалидов, врач-невролог, врач-психиатр. Все специалисты имеют базовое высшее образование и регулярно повышают свою квалификацию, участвуют в обучающих семинарах, проходят обучение на базах профессиональных стажировочных площадок Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Интернет ресурсы в работе с семьями детей, находящихся на реабилитации в учреждении. Ресурсы и обратная связь для родителей: «Internet - коучинг для родителей» и «Сетевой workshop» (психологическая мастерская для родителей). Договор с организацией об удалённом использовании программ для электронных вычислительных машин компании через веб-класс.
Для информирования используются буклеты, брошюры, методические пособия, разрабатываются наглядные пособия, игры, презентации. Разработаны:
-Методические рекомендации для специалистов «Основные направления дистанционного сопровождения родителей, воспитывающих детей с инвалидностью и оценка их эффективности»;
-Мобильная служба инновационных услуг для семей, имеющих детей с ограниченными возможностями: методический сборник / сост.: Н.Ю. Сязина, И. Н. Рахманина, Ю. В. Деникина, И. В. Ковалева. – Астрахань: Астраханский государственный университет, Издательский дом «Астраханский университет», 2014. – 52 с.;
-Электронный сборник «Системный подход к оказанию комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях реабилитационного центра»: [Электронный ресурс]: сб. научн. тр. / под общ. ред. Н.Ю. Сязиной, Д.А. Яковец. – Электрон. текстовые, граф. дан. (3,3 Мб). – Астрахань: ГАУ АО «НПЦРД «Коррекция и развитие», 2021. – 198с. – Режим доступа: 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): 12 см. – Загл. с экрана.;
-Электронный сборник Микрореабилитационный центр - новый формат оказания поддержки семьям, воспитывающим детей с различными особенностями развития [Электронный ресурс] : сборник статей Всероссийской научно-практической конференции (г. Астрахань, 28-29 сентября 2022 г.) / составители: И. Н. Рахманина, М. А. Голинько, Н. Ю. Сязина. – Астрахань : Астраханский государственный университет имени В. Н. Татищева, 2022. – 198 с. – 1 CD-ROM. – Систем. требования: Adobe Reader. – Загл. с титул. экрана. – Текст : электронный и др.
Организации партнёры
- Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Министерство социального развития и труда Астраханской области Государственное казённое учреждение социального обслуживания населения Астраханской области «Комплексный центр социального обслуживания населения, Лиманский район, Астраханская область» Государственное казённое учреждение социального обслуживания населения Астраханской области «Комплексный центр социального обслуживания населения, Красноярский район, Астраханская область» Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения Астраханской области «Комплексный центр социального обслуживания населения, Володарский район, Астраханская область» ГАУ СОН «КЦСОН, Наримановский район, Астраханская область» Государственное казенное учреждение социального обслуживания населения «КЦСОН, Камызякский район,Астраханская область» Государственное казенное учреждение социального обслуживания населения «КЦСОН, Икрянинский район, Астраханская область»