География реализации практики
Иркутская область, Ольхонский район, местность Мандархан
Период внедрения практики
С 2012 года и по настоящее время
Целевые группы
Семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики
Родителям, воспитывающим ребенка-инвалида и огромное количество времени и энергии тратящим на его реабилитацию и развитие, зачастую не хватаем возможностей для сохранения собственного психического и физического здоровья. В следствии чего распадаются семьи или семья перестает быть благоприятной средой для развития ребенка –инвалида.
Таким образом решаются следующие проблемы:
- высокий риск эмоционального выгорания родителей;
- узкий круг общения особенных родителей, изолированность семьи;
- недостаточность помощи узких специалистов;
- изолированность в общении детей-инвалидов;
-сложности в организации отпуска на природе, выезда из города всей родителям, воспитывающим ребенка-инвалида.
Практика организации реабилитационных сезонов для семей с детьми-инвалидами является частью непрерывной комплексной помощи семьям, воспитывающих детей-инвалидов, в том числе детей с ДЦП, ментальными нарушениями, РАС, генетическими заболеваниями, посредством психолого-педагогических и физических методов реабилитации.
Цель практики
Восстановление и сохранение ресурсов семьи ребенка – инвалида, благоприятного психологического климата, помощь семье в социализации и воспитании ребенка с инвалидностью.
Задачи практики
1. Снижение риска эмоционального выгорания родителей и сохранение ресурсов семьи посредством качественного летнего отдыха и оздоровления всех членов семьи;
2. Расширение контактов семьи с ребенком-инвалидом, успешная социализация;
3. Комплексная непрерывная помощь детям-инвалидам.
Краткое описание практики
Практика направлена на решение проблемы сохранности семьи, ее ресурсности, благоприятного психологического климата и эмоционального состояния членов семьи посредством организации реабилитационных сезонов на базе летнего оздоровительного лагеря «Мандархан». В рамках практики созданы условия для проведения комплексной реабилитации детей - инвалидов (физической, психологической, социальной) в рамках организации летнего отдыха для семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, проживающих в Иркутской области, а также оздоровления, восстановления ресурсов родителей, воспитывающих детей-инвалидов. Уникальность реализации данной практики заключается в том, что летний лагерь «Мандархан» организует именно семейные реабилитационные заезды: родители, ребенок с ограниченными возможностями здоровья и соматически здоровые дети (если таковые имеются). Таким образом, кроме самого ребенка - инвалида, все основные аспекты реабилитации проходят и родители этого ребенка. Зачастую в особенной семье помощь нужна не только и столько ребенку, сколько взрослым, которые остаются наедине со своими проблемами. Программа реабилитационных заездов построена таким образом, что взрослые, наряду со своими детьми, погружаются в обстановку взаимопонимания, принятия, помощи, доброжелательности, готовности прийти на помощь и проживают весь спектр положительных эмоций. В рамках реализации практики происходит социокультурное просвещение семей, воспитывающих ребенка с особенностями развития; обогащение познавательного социокультурного опыта детей – инвалидов. Родители расширяют свой круг общения, заводят новые знакомства, получают индивидуальные консультации узких специалистов (логопедов, психологов, нейропсихологов). Это позволяет им снизить эмоциональное выгорание, улучшить детско-родительские отношения.
Социальные результаты
Количественные результаты применения практики. В результате реализации практики в 2024 году комплексную бесплатную помощь получила 61 семья, воспитывающая детей - инвалидов, в возрасте от 7 до 18 лет. За два последних года эта цифра составляет 120 семей.
Качественные результаты применения практики. Результатами практики является всестороннее развитие детей, налаживание и укрепление внутрисемейных связей, оздоровление психологического климата семей в целом. Следовательно, происходит социальная адаптация семей и выход их из ситуации социальной изоляции.
Этапы внедрения практики
Организационный этап.
1.Изучение пакета нормативных документов.
2.Проблемный анализ состояния социально- психологического сопровождения в ЛЛО «Мандархан»: роль коррекционно – развивающей среды в процессе социализации детей-инвалидов, роль семьи, воспитывающей ребёнка-инвалида.
3. Определение ответственности и полномочий специалистов по сопровождению, а также по каждому из направлений: психолого-педагогическому и информационно-просветительскому.
4. Подбор диагностического программного коррекционно – развивающего инструментария.
5. Организация необходимого ресурсного обеспечения.
6. Разработка и апробация занятий сопровождения: коррекционных, развивающих и пр.
Исполнительный этап.
Диагностическая работа:
1. Изучение индивидуально-психологических особенностей детей.
2. Мониторинг результативности работы по программам.
3.Анкетирование родителей о удовлетворенности работой по психолого- педагогическому сопровождению семей, имеющих детей-инвалидов.
Консультативная работа.
1. Проведение профилактических бесед, лекций с детьми.
2. Проведение индивидуального и группового консультирования родителей.
3. Проведение консультирования воспитателей, по вопросам воспитания детей с инвалидностью (по запросу).
Коррекционно-развивающая работа.1. Индивидуальная и групповая коррекционно- развивающая работа с детьми по программам.
2.Коррекция нестабильности эмоциональной сферы, межличностных отношений и социальных контактов (консультации психологов).
3. Привлечение к участию в праздниках и мероприятиях.
Аналитико- обобщающий этап.
1.Обобщение результатов реализации программы.
2.Оценка эффективности реализации программы.
3.Разработка методических рекомендаций по совершенствованию социально - психологического сопровождения.
4.Определение направлений и задач дальнейшего развития психолого- педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с инвалидностью.
Для успешной социальной реабилитации детей-инвалидов в летнем лагере «Мандархан» применяются следующие направления:
1.Социально-средовая реабилитация (Поведенческая терапия с пошаговой трансформацией поведения ребенка и его обучения во всех областях жизнедеятельности, с использованием в обучении естественной жизненной среды. Консультирование и практические занятия с родителями по формированию навыков приемлемого поведения с дальнейшей реализацией в домашних условиях.).
2.Социально-педагогическая реабилитация (Формирование, коррекция и компенсация функций высшей нервной деятельности с использованием методов обучения, воспитания, развития в групповой и индивидуальной процессе работы у детей формируются мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение и др.), навыки работы в коллективе, умение согласовывать свои действия с действиями сверстников.
3.Групповые психологические тренинги, семейные занятия с психологом, индивидуальные консультации).
4.Социокультурная реабилитация (Занятия по коррекции эмоционально-волевой сферы и развитию зрительного, слухового и тактильного восприятия детей с РАС и другими ментальными нарушениями. Вовлечение детей с РАС и другими ментальными нарушениями в разные виды индивидуальной и совместной деятельности, формирование произвольной, волевой регуляции поведения. Организация музыкальных вечеров, показ фильмов, проведение конкурсов, караоке, игротерапия, концертов, дискотек.).
5.Социально-бытовая адаптация (Групповые занятия по развитию коммуникативных навыков у детей с ментальными нарушениями, формирование и автоматизация навыков социально-бытовой адаптации в социуме).
6.Физкультурно-оздоровительное (Коррекция двигательных нарушений, тренировка функциональных возможностей организма, сенсомоторная стимуляция. Занятия адаптивной двигательной активностью/спортивно-игровые мероприятия).
И, как итог, главной социальной значимостью данной практики является сохранение семьи, имеющей ребенка – инвалида (физическое, психологическое и эмоциональное здоровье). Весь следующий год такие семьи вновь ждут встречи с лагерем.
Практика осуществляется в рамках реализации программы воспитания, разработанной специально для семей, воспитывающих детей-инвалидов, в том числе с нарушениями опорно-двигательного аппарата, ментальными нарушениями в развитии.
http://pooirk.ru/upload/medialibrary/277/y7wp3iqp94xlq0qq2yaeptedjnyb64qm.pdf
Социальная значимость практики
Наилучшее развитие, воспитание и поддержку ребенку-инвалиду может дать только семья. Высокая социальная значимость практики заключается в том, что оздоровление родителей, психологическая помощь и поддержка, все, что дают реабилитационные сезоны, способствует сохранению семьи и ее успешной социализации. В результате реабилитационных сезонов более 60 родителей ежегодно свидетельствуют о восстановлении сил, возникновении новых позитивных знакомств и расширении круга общения. Отмечают, что в результате пребывания в оздоровительном лагере всей семьей получают огромное количество положительных эмоций, что способствует повышению ресурсов и стабильности семейной системы.Важным фактором является работа с семьей и ребенком-инвалидом узких специалистов, что позволяет сохранить непрерывность комплексной помощи и избежать регресса в реабилитации и развитии ребенка, а также поддержать родителей. Анализ эффективности реабилитационных сезонов специалистами, работающими с данной категорией семей, позволяет говорить о том, что родители после семейного летнего отдыха, организованного для них в лагере «Мандархан» в течение года проявляют большую социальную активность, посещая и организовывая мероприятия в родительских клубах и других сообществах. Отмечается прогресс в реабилитационном процессе детей с инвалидностью, также повышается их социальная активность, в частности появление новых знакомств и друзей.
Ресурсное обеспечение практики
Кадровый состав:
1. Административно – координационная группа осуществляет общий контроль и руководство реализацией программы, распределяет между собой объекты и сферы управления, руководит деятельностью рабочего коллектива, анализирует текущую ситуацию, вносит коррективы, проводит ежедневные оперативные совещания (начальник лагеря , заместитель начальника лагеря ).
2. Консультативно - методическая группа осуществляет психолого – педагогическую подготовку реализации программы (специалисты отдела медико – социальной реабилитации, старший воспитатель, педагоги – психологи ).
3. Рабочая группа – осуществляют выполнение запланированных мероприятий программы, отвечают за организацию работы в отрядах, несут ответственность за жизнь и здоровье детей (воспитатели, педагоги дополнительного образования, педагог – организатор, руководитель физического воспитания, инструктор по труду, психологи и логопеды, медицинский персонал).
4. Обслуживающий персонал выполняет свои обязанности в соответствии с должностными инструкциями (работники столовой, работники по обслуживанию зданий и сооружений, электрик, сантехник, водитель).
Материально-техническое обеспечение:
1. Столовая, одноэтажное деревянное здание, общей площадью 170 кв.м, , 100 посадочных мест. В здание расположен обеденный зал, производственные цеха и служебные помещения;
2. Медицинский пункт, одноэтажное деревянное здание, общей площадью 70,7 кв.м. В здании расположены: кабинет врача, процедурный кабинет, 2 изолятора, служебные помещения;
3. Корпуса для проживания получателей социальных услуг: 3 отдельно стоящих здания, вместимостью до 22 человек. В зданиях расположены комнаты воспитателей, спальные комнаты. Также в каждом корпусе есть благоустроенный туалет и установлена душевая кабина.
4.Культурно-досуговый центр, одноэтажное деревянное здание, общей площадью 90 кв.м.
5.Два отдельно стоящих санитарных блока, представлены умывальниками, душевыми кабинами, санитарными точками, выгребной ямой, оборудованы пандусами. Оба санитарных блока расположены на расстоянии 50 м от жилых зон и пищеблока, представляют собой деревянный благоустроенный корпус под крышей с естественной вентиляцией, снабжены держателем для туалетной бумаги и полочкой для гигиенических принадлежностей.
6.Уличные беседки, 4 шт., площадь каждой беседки 9 кв.м.
7.Спортивные площадки: волейбольная площадка, футбольное поле, баскетбольная площадка, площадка для игры в Дартс.
8.Территория лагеря огорожена, установлена система видеонаблюдения, автоматическая пожарная сигнализация, организован пропускной режим.
9. По всей территории лагеря организована доступная (безбарьерная) среда (в т.ч. туалеты), расширены деревянные тротуары, построены пандусы.
Организации партнёры
- Всероссийская Организация Родителей детей-инвалидов и инвалидов старше 18 лет с ментальными и иными нарушениями, нуждающихся в представительстве своих интересов (ВОРДИ). Региональное отделение Иркутской области.
- Иркутская областная общественная организация родителей детей с ограниченными возможностями «Радуга».
- Иркутская региональная общественная организация инвалидов «Лотос».
- Автономная некоммерческая организация родителей детей с расстройствами аутистического спектра АНО "АПЦ РАСсвет".
- Автономная некоммерческая организация центр здоровья, развития, взросления детей с ограниченными возможностями "Шаги детства".
- Иркутская областная общественная организация по социальной поддержке семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья «Интеграция».
- Общественная организация родителей детей с ограниченными возможностями "Дети-ангелы Ангарск" Ангарского муниципального образования.
- Иркутская региональная общественная организация по поддержке лиц, имеющих ограничения жизнедеятельности «Перемена».