Практика:

Реабилитационная работа с семьями детей-инвалидов в условиях полустационарного обслуживания «Мы – одна семья»

География реализации практики

Республика Хакасия

Период внедрения практики

3 года 8 месяцев, с 2021 года по настоящее время

Целевые группы

Семьи, имеющие детей-инвалидов в возрасте от 4 до 18 лет с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики

  Семья, воспитывающая ребёнка-инвалида – это семья, особенности и проблемы которой определяются не только личностными характеристиками всех её членов и взаимоотношениями между ними, но, в большей степени, специфическим положением в семье ребёнка-инвалида, которое обусловлено его болезнью, закрытостью семьи для внешнего мира, дефицитом общения с окружающей средой.          Особенности семей, воспитывающих детей-инвалидов, обусловлены межличностными отношениями членов семьи, морально-психологическими ресурсами родителей и родственников, а также материальными и жилищными условиями семьи. Большинство проблем в процессе воспитания ребенка-инвалида возникает из-за непринятия появление в семье такого ребенка, отсутствия у родителей психолого-педагогических знаний, недостаточной осознанности данной ситуации, эмоционального выгорания, отсутствия понимания нахождение путей решения этой проблемы. Поэтому такие семьи нуждаются в поддержке и определенной помощи специалистов в вопросах развития, реабилитации и абилитации детей-инвалидов.

Цель практики

Создание единого пространства реабилитации ребенка-инвалида, благоприятных условий для преодоления изолированности семей, воспитывающих детей-инвалидов, их социальной адаптации и интеграции в общество.

Задачи практики

  • Получение ребенком-инвалидом комплекса необходимых социальных услуг и реабилитационных мероприятий;
  • Создание условий включения родителей (законных представителей) в процессы реабилитации и абилитации детей, жизнедеятельность Учреждения;
  • Организация комплексного социального, психолого-педагогического сопровождения семьи, повышения  компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития, реабилитации и абилитации детей-инвалидов;
  • Социализации и адаптации ребенка-инвалида в социуме, обеспечение возможности родителям вести полноценный образ жизни.

Краткое описание практики

  В ГБУ РХ «Республиканский дом-интернат для детей  «Теремок» функционирует отделение полустационарного обслуживания, предоставляющее социальные услуги в полустационарной форме. Данное отделение позволяет организовать комплексную поддержку семьям детей-инвалидов и совершенствовать процесс реабилитации и интеграции в общество таких детей и семей.   

  На базе отделения полустационарного обслуживания с режимом работы пять дней в неделю функционируют группы дневного пребывания (7 групп по 12-13 человек). Режим работы с 7.00 до 19.00. Кроме того, дети-инвалиды в сопровождении родителей посещают группу кратковременной реабилитации (более 100 человек в год, срок -21 день). Группа работает с 13.00 до 16.00.

     Большое внимание уделяется организации взаимодействия с родителями детей-инвалидов:

    Обучение родителей методам организации взаимодействия с детьми, способам и приемам ухода и реабилитации ребенка:

  • Обучение осуществляется в ходе развивающих занятий с детьми. Такие занятия дают родителям возможность увидеть стиль общения педагога с детьми, самим «включиться» в образовательную деятельность.
  • Обучение без детей. Родителей обучают различным методам и приемам коррекции и развития детей, которые можно использовать в домашних условиях. 

       Домашнее визитирование. Его целью является знакомство с семейной обстановкой, в которой растет и развивается ребенок, изучение развивающей среды, организованной в домашних условиях, и оказание психолого-педагогической поддержки родителям(консультирование).

     Просвещение. Направленно на ознакомление с основными закономерностями развития ребенка, с его индивиду­ально-психическими особенностями, с разнообразными формами, методами и приемами работы с детьми. Ежемесячно выпускаются стендовые консультации и разрабатываются буклеты, памятки с рекомендациями для родителей, проводятся беседы, круглые столы, родительские собрания.

    «Дни открытых дверей». В эти дни родители, а также другие близкие ребенку люди, имеют возможность свободно посетить учреждение; пройти по всем его помещениям, ознакомиться с жизнью ребенка в учреждении, увидеть, как ребенок занимается и отдыхает, пообщаться с сотрудниками.

     Коллективные творческие дела. Проведение совместных праздничных, трудовых и культурно-массовых мероприятий. 

             Для решения актуальных проблем в воспитании и развитии ребенка, для быстрого обмена информации работают «Горячая линия» и родительский чат «Мы вместе», которые помогают родителям найти ответы на имеющиеся вопросы, полу­чить ряд рекомендаций в онлайн-режиме. 

       "Передышка". Предоставление ребенку-инвалиду кратковременной стационарной реабилитации с круглосуточным проживанием, проведением  реабилитационных мероприятий, без сопровождения родителей (законного представителя) на 21 день. Возможность родителям отдохнуть и решить сложившиеся трудные семейные ситуации.

     

Социальные результаты

  • 90 % семей включены в единое реабилитационное пространство.
  • 100 % семей преодолели изолированность, улучшились показатели жизнедеятельности.
  • у 87 % детей положительная динамика психофизического развития, навыков самообслуживания, активности и коммуникативных способностей.
  • 78 % родителей повысили уровень психолого-педагогической компетентности. 

Этапы внедрения практики

  1. Ознакомительный этап (или адаптационный). На этом этапе происходит знакомство с семьей ребенка-инвалида (анкетирование, беседа, изучение документов на ребенка), изучается история болезни ребенка, выявляются проблемы семьи, назначается необходимый комплекс реабилитационных мероприятия и определяются направления работы с родителями.
  2. Подготовительный этап. Разработка индивидуальных планов реабилитации и абилитации ребенка, разработка планов работы с родителями, документационное обеспечение деятельности для внедрения практики, составление учебно-методических материалов.
  3. Основной этап. Проведение комплекса необходимых социальных услуг и реабилитационных мероприятий для реализации ИПРа ребенка-инвалида. Непосредственная работа с родителями.
  4. Заключительный этап. Проведение мониторинга уровня психофизического и речевого развития воспитанников, формирование навыков самообслуживания, анализ уровня выполнения мероприятий реализации ИПРа ребенка-инвалида. На этом этапе родители входят в состав Родительского  совета Учреждения. родительский совет, предлагает и реализует план совместных действий по оказанию помощи семьям, нуждающимся в поддержке. Родители делятся опытом в воспитании ребенка, помогают в проведении совместных праздничных, трудовых и оздоровительных мероприятиях.

Социальная значимость практики

·         Созданные благоприятные условия  в отделении и единого реабилитационного пространства способствовали, положительной динамике психофизического и психоэмоционального развития воспитанников. У детей-инвалидов сформировалось позитивное отношения к самому себе и другим людям, развилось чувство уверенности в себе, доверие к окружающим, возможность быть полноценным членом общества.  Родители детей-инвалидов повысили свою психолого-педагогическую компетентности, научились принимать своих детей такими, какие они есть, радоваться и гордиться достижениям и успехам своих детей, стали жить полноценной жизнью  (работать,   заниматься общественной деятельностью, общаться, отдыхать, расширился круг социальных контактов). Все это  существенно повысило их качество жизни, дало им уверенность в своих силах, снизило внутрисемейную напряженность.

                 Основной результат состоит в том, что данная практика  позволила семьям преодолеть изолированность,  семьи стали учувствовать в общественной жизни, принимать участия в фестивалях (Республиканский фестиваль «Мир кочевника-это Мир!» - 2022,2023;  Городской фестиваль детского творчества для детей с ОВЗ «Я радость нахожу в друзьях номинация  «Утенок» - ежегодно;  Республиканский фестиваль художественного творчества детей с ОВЗ «Поверь в себя» – 2022, 2023; III Республиканский фестиваль отцов «Отец…как много в этом слове!» – 2018), в конкурсах (спортивный конкурс по Адаптивному конному спорту для лиц с ПОДА – 2019; конкурс скворечников, посвященный дню птиц – 2022; Выставка-конкурс «Абакан-река дружбы» – ежегодно), в форумах (Республиканский форум для родителей детей-инвалидов – 2017,2019, 2022; III Республиканский форум «Особый взгляд» – 2023), учувствовать в благотворительной акции («Посылка солдату» – 2023), в Республиканских турнирах по Бочче –  2018, 2019, 2022.  Все это свидетельствует о том, что семьи с детьми-инвалидами социализировались в общество.

Ресурсное обеспечение практики

Кадровые ресурсы:

Заведующий отделением – руководитель практики;

Воспитатели – организаторы коллективных творческих дел (14 человек);

Специалисты (педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, социальный педагог) – преподаватели обучающих мероприятий (8 человек);

Педагоги дополнительного образования - организаторы культурно-массовых мероприятий (2 человека).

Методические материалы:

   Концепция развития Государственного бюджетного учреждения Республики Хакасия «Республиканский дом-интернат для детей «Теремок» на период 2021-2025 годы;

   Концепция развития системы работы Государственного бюджетного учреждения Республики Хакасия «Республиканский дом-интернат для детей «Теремок» с семьями, воспитывающими детей-инвалидов;

    Положение об отделении полустационарного обслуживания Государственного бюджетного учреждения Республики Хакасия «Республиканский дом-интернат для детей «Теремок»;

     Индивидуальные карты  социальной реабилитации, абилитации ребенка-инвалида  и семьи;

  Утвержденные планы по работе с родителями (законными представителями) специалистов и воспитателей групп отделения полустационарного обслуживания;

  Порядок оказания социальных услуг, социального сопровождения в полустационарной форме социального обслуживания семьям с детьми.

Материально-техническое обеспечение:

  Территория дома-интерната по периметру ограждена забором, озеленена, имеет 2 въезда. На физкультурно-спортивной зоне организованы площадки: поле для занятий футболом, мини хоккеем, игровая площадка со спортивными формами. Имеется конюшня, крытый бассейн, учебные мастерские, сенсорный сад. Игровые площадки оборудованы песочницами, малыми игровыми формами, теневыми навесами для детей, групповые комнаты с игровыми зонами и спальными комнатами.

     Имеются оборудованные кабинеты учителей-логопедов, учителей-дефектологов, 2 сенсорные темные и светлая сенсорные комнаты, комната Монтессори, сенсорный сад, арт-терапевтическая студия, сенсорно-интегрированная комната, кабинет социально-бытовой ориентировки, тренировочная квартира, музыкальный зал, компьютерный класс, мастерские, зал ЛФК.

Организации партнёры

  • • Министерство труда и социальной защиты Республики Хакасия
  • • Государственное казенное учреждение Республики Хакасия «Управление социальной поддержки населения»
  • • Абаканская Некоммерческая Организация «Центр инклюзивных проектов «Особый ракурс»
  • • Фонд поддержки семьи и детства «Перспектива» Республика Хакасия
  • • Хакасское региональное отделение Общественной организацией «Всероссийская организация родителей детей-инвалидов и инвалидов старше 18 лет с ментальными и иными нарушениями, нуждающихся в представительстве своих интересов» (РО ВОРДИ)

Фото материалы

Приложения

Визуальное представление практики

Презентация

Дополнительные материалы

Сведения об организации

Название организации:
Государственное бюджетное учреждение Республики Хакасия «Республиканский дом-интернат для детей «Теремок».
Адрес (юридический или фактический):
655009, г. Абакан, ул. Белоярская, 110 (совпадает с юридическим адресом).
Руководитель организации:
Кеберле Наталья Викторовна, директор, Телефон: 8(3902) 27-81-03
Контактное лицо:
Кеберле Наталья Викторовна, Телефон: 8 908 325 11 25
E-mail организации:
Сайт организации: