География реализации практики
Иркутская область
Период внедрения практики
с 2017 года по настоящее время
Целевые группы
1. Дети с инвалидностью и ОВЗ от 0 до 3-х лет и их родители;
2. Дети с инвалидностью и их семьи дошкольного и школьного возраста
3. Подростки с инвалидностью в стадии профессионального самоопределения и подготовки к трудовой самореализации
Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики
Проблемами, на решение которых направлена практика являются:
1. Отсутствие единой методики работы, единых требований:
- к организации процесса выявления нуждающихся в услугах и процессу информирования семей об услугах и сервисах, что ведет к тому, что не все семьи своевременно получают полный комплекс услуг (особенно в случае ранней помощи).
2. Необходимость совершенствования процесса межведомственного и межсекторного взаимодействия в процессе сопровождения семьи и ребенка – инвалида, в части:
- обмена информацией (ведение клиентской базы региона)
- единообразия и качества документов (чек – листы информирования, скрипты консультаций, алгоритмы работы и т.д.)
- оценки эффективности сопровождения клиента на любом этапе и оценки бесшовности и системности его сопровождения, так как нарушение системы и прерывание помощи может нивелировать прогресс в развитии ребенка.
3. Отсутствие единой системы квалифицированной профориентации и допрофессиональной подготовки, также отсутствие системы целенаправленного трудоустройства обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, в том числе лиц с интеллектуальными нарушениями, что приводит к не востребованности данной категории граждан и резко снижает их социальную защищенность.
4. Необходимость разработки и внедрения новых технологий и сервисов помощи семьям и детям с инвалидностью, в частности, в удаленных территориях региона
Цель практики
Создание системы комплексной помощи и сопровождения семей с детьми-инвалидами от рождения до 18 –ти лет
Задачи практики
1. Развитие системы ранней помощи родителям и детям с ОВЗ и инвалидностью в Иркутской области
2. Обеспечение комплексной реабилитации и социализации детей от 0 до 18-ти лет посредством внутриведомственного, межведомственного и межсекторного взаимодействия на всех территориях региона, в том числе на дому.
3. Развитие сервисов помощи родителям, в том числе в онлайн формате
4. Развитие системы квалифицированной профориентации, допрофессиональной подготовки и целенаправленного трудоустройства обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в Иркутской области.
5. Обеспечение летнего оздоровления детям с инвалидностью и ОВЗ и их родителям.
Краткое описание практики
Практика «Особый ребенок дома» направлена на создание в Иркутской области системы – модели сопровождения ребенка-инвалида и его семьи от рождения до 18-ти лет.
Основная идея практики – выстроить внутриведомственное, межведомственное, межсекторное сопровождение семьи и ребенка таким образом, чтобы помощь ребенку и семье была своевременной, непрерывной и комплексной на всех этапах жизни ребенка-инвалида.
Кроме этого, при разработке практики проанализированы и учтены особенности Иркутской области (удаленные, малозаселенные территории), в связи с чем в практике реализуются дистанционные формы работы с детьми и родителями.
С целью обеспечения бесшовности и комплексности сопровождения семьи с ребенком-инвалидом от 0 до 18-ти лет в регионе Управления социальной защиты и социального обслуживания населения (далее УСЗиСОН) наделены функциями организаций-операторов социального сопровождения, которые отвечают за выявление семей с детьми-инвалидами, разработку перечня мероприятий ИПРА, организации межведомственного и межсекторного взаимодействия при выполнении ИПРА и предоставлении услуг семьям с детьми-инвалидами. С целью организации и оценки эффективности данной работы созданы ресурсные центры, которые отвечают за методическое сопровождение работы с семьями, обмен информацией и передачу данных о семьях с детьми–инвалидами, ведение единой базы семей, организацию межведомственного взаимодействия в сопровождении семей с детьми–инвалидами, а также курируют работу отделений (специалистов) УСЗиСОН в территориях проживания ребенка – инвалида и его семьи, обеспечивая необходимые ему услуги реабилитации и абилитации согласно ИПРА, это:
1. Региональный ресурсно-методический центр ранней помощи детям и их семьям в Иркутской области на базе РЦ г. Иркутск – ранняя помощь
2. Ресурсный центр полиформатного сопровождения базе РЦ «Сосновая горка» - дошкольный и школьный возраст.
На базе РЦ «Сосновая горка» реализуется инновационная технология «Полиформатная служба сопровождения семей с детьми-инвалидами». Целью службы является совершенствование взаимодействия учреждений социального обслуживания Иркутской области для социальной поддержки в межреабилитационный период семей, воспитывающих детей-инвалидов.
Для реализации технологии создана служба сопровождения семьи. Координаторы сопровождения семей с детьми-инвалидами информируют семьи о порядке сопровождения в межреабилитационный период, о сроках проведения консультаций, лекций, обучающих видеороликов, направленных на реализацию программы сопровождения в межреабилитационный период, а также о проведении мероприятий информационно-просветительской направленности в сети интернет, о сроках и порядке предоставления услуг личными консультантами.
Таким образом, после завершения стационарного периода реабилитации, работу с семьей продолжают специалисты учреждений социального обслуживания по месту жительства в соответствии Реабилитационным маршрутом ребенка. Кроме того, семье назначается личный консультант по вопросам реабилитации, который осуществляет консультирование семьи дистанционно, а также взаимодействует со специалистами по реабилитации по месту жительства ребенка.
Практика по профессиональному самоопределению подростков с интеллектуальными нарушениями также является частью практики по развитию служб помощи детям с инвалидностью и их семьям и реализуется в ОГБПОУСО «Иркутский реабилитационный техникум», в котором также развивается проект – социальная занятость (мастерские) и на базе летнего оздоровительного лагеря проводятся реабилитационные сезоны для семей с детьми -инвалидами, уникальностью которых является организация отдыха и для родителей совместно с детьми.
В рамках практики продолжают действовать и последовательно развиваются новые технологии и сервисы помощи семьям с детьми-инвалидами, способствующие тому, чтобы ребенок-инвалид оставался дома, получая все необходимые услуги:
службы ранней помощи;
школы для родителей по вопросам развития детей с учетом возраста и тяжести нарушений, в том числе в дистанционном формате;
ресурсные службы для родителей, воспитывающих детей с ментальными нарушениями;
родительские приемные;
службы индивидуального сопровождения родителей, воспитывающих детей с нарушением речи;
службы социального проката;
группы дневного пребывания для детей с нарушениями в развитии на базе 6 учреждений социального обслуживания
микрореабилитационные центры на дому;
междисциплинарные мобильные бригады и другие
Социальные результаты
Сегодня в Иркутской области службы ранней помощи действуют на базе медицинских, образовательных организаций, организаций социального обслуживания, социально ориентированных некоммерческих организаций.
На базе 22 учреждений социального обслуживания Иркутской области действуют службы ранней помощи, которые представляют собой организованную группу специалистов, оказывающих помощь конкретному ребенку и членам его семьи, а также детям, имеющим риск возникновения таких нарушений в более старшем возрасте и их семьям.
Службы ранней помощи открыты на базе 28 организаций, подведомственных министерству образования Иркутской области, в которых созданы и функционируют 295 консультативных центра (пункта), целью которых, в том числе является психологическое сопровождение и специальная педагогическая помощь родителям, воспитывающим детей с выраженными нарушениями и проблемами развития
На протяжении 2023 года в учреждениях социального обслуживания услуги ранней помощи получили 284 ребенка-инвалида и ребенка с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до 4 лет, что на 2 % больше, чем в 2022 году (в 2022 году – 279 детей, в 2021 году – 342 детей, в 2020 году – 139 детей). Необходимо отметить, что согласно информации ФКУ «ГБ МСЭ по Иркутской области», число детей, повторно признанных инвалидами в 2023 году в возрасте от 0 до 3 лет по сравнению с 2022 годом, уменьшилось на 279 детей (54,3 %).
Комплексная реабилитация и абилитация осуществляется при организационном и методическом сопровождении и непосредственно в самом учреждении РЦ «Сосновая горка». В реализации технологии «Полиформатной службы сопровождения семей с детьмиинвалидами» на сегодняшней день участвуют 14 учреждений социального обслуживания, предоставляющих услуги детям-инвалидам. В 2023 году технологией полиформатного сопровождения охвачено 52 семьи.
В рамках реализации практики с целью оказания помощи и поддержки родителям, воспитывающим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, на базе 9 учреждений социального обслуживания созданы «Родительские приемные». С каждым годом количество семей, охваченных работой «Родительских приемных» увеличивается. Так, в сравнении с 2022 годом, количество семей в 2023 году, получивших помощь «Родительской приемной», больше на 41,8 % (2023 год - 288 семей, 2022 год – 203 семьи, 2021 – 124 семьи).
В Иркутской области действует 38 клубов, в работе которых в 2023 году участвовали 1 994 семьи (2022 году – 1 934 семьи, 2021 году – 1648 семей). На базе 5 учреждений социального обслуживания с 2023 года действуют Ресурсные службы для родителей, воспитывающих детей с ментальными нарушениями.
Участие подростков с интеллектуальными нарушения в проекте по профессиональному самоопределению способствует профессиональной реабилитации, социально-трудовой адаптации данной категории граждан, создает предпосылки для успешной интеграции их в общество.
Летний реабилитационный отдых, когда вся семья получает возможность совместно выехать за город и получить услуги различных специалистов, расширить круг позитивного общения, способствует сохранению и повышению ресурсности семьи для воспитания ребенка -инвалида, благоприятному психо-эмоциональному климату в семье. Ежегодно реабилитационный отдых получают более 60-ти семей.
Этапы внедрения практики
1. Информационно-просветительская работа с населением (информирование о действующих мерах и услугах в отношении людей с инвалидностью, информирование о ресурсах территорий в плане досуговых, обучающих, развивающих мероприятий, социальной занятости и т.д. Разработка дистанционного контента (сайты, видео уроки, памятки, методические материалы, обучающие материалы для родителей/родственников людей с инвалидностью, скрипты по различным ситуациям и т.д.).
Процесс информирования осуществляется посредством:
- сайты трех региональных ресурсных центров размещают информацию о поставщиках услуг ранней помощи региона, комплексной реабилитации детей дошкольного и школьного возраста с адресами и контактными данными; на данных сайтах предусмотрена возможность не только получения информации но и онлайн-консультирования по возникшим вопросам https://www.orc-rrmc.ru/consultation/#gsc.tab=0; https://sosnovayagorka.ru/resursnyy-tsentr/; http://vestaan.ru/
- размещение рекламы в социальных сетях (группах и профессиональных сообществах ресурсных центров)
- изготовление и распространение памяток, буклетов, наглядных пособий для родителей региональными ресурсными центрами;
информирование и консультирование по вопросам помощи с инвалидностью от 0 до 18 специалистами учреждений социального обслуживания, в частности (УСЗ и СОН – службы ранней помощи и кураторы (отделения) сопровождения людей с инвалидностью от 3-х лет до 18);
- наглядная информация с QR-кодом на информационных стендах в учреждениях социального обслуживания и иных учреждениях региона;
- размещение информации о профподготовке, обучении, профориентационных программах и социальной занятости молодых инвалидов на сайте и в социальных группах Иркутского реабилитационного техникума https://pooirk.ru/
2. Организационная работа по выявлению семей с детьми-инвалидами и ограниченными возможностями здоровья от 0 до 18 лет (ведение региональной базы данных в отношении семей с детьми – инвалидами).
Процесс выявления получателей услуг осуществляется посредством:
1. Взаимодействие и обмен информацией о детях категории «ребенок-инвалид» с ФКУ «ГБ МСЭ» (Бюро МСЭ).
2. Получение информации в ЕЦЦП.
3. Взаимодействие и обмен информацией с медицинскими учреждениями (перинатальные центры, родильные дома, детские поликлиники) о детях по результатам профилактического медицинского осмотра отнесенным к IV либо к V группе здоровья.
4. Взаимодействие и обмен информацией с Психолого-медико-педагогическая комиссией в случае выявления у ребенка особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении.
5. Прямое обращение семьи, обеспокоенной развитием и поведением ребенка или гражданина с инвалидностью, нуждающегося в помощи.
6. Обмен информацией (передача информации) о получателях услуг между региональными ресурсными центрами от ранней помощи к комплексной реабилитации и социализации.
7. Создание единой информационной базы о получателях услуг и ресурсах Иркутской области в плане сопровождения людей с инвалидностью от 0 до 18.
3. Работа по обеспечению комплексной реабилитации и социализации детей с инвалидностью посредством внутриведомственного, межведомственного и межсекторного взаимодействия, предоставление социальных услуг на основании индивидуальной программы и маршрута социальной помощи, оказание содействия в привлечении необходимых ресурсов, содей-ствия в получении услуг в других органах и организациях, содействия в налаживании необходимой коммуникации между семьей с детьми-инвалидами и органами/организациями и т.п.
Процесс сопровождения и получения услуг реабилитации, социализации, сопровождения:
1. Структура сопровождения «Ранняя помощь». Дети с инвалидностью и ОВЗ от 0 до 3-х лет и их родители – межведомственное взаимодействие – приложение 1.
2. Алгоритм маршрутизации ребенка и семьи в процессе получения услуг ранней помощи в РЦ г. Иркутск – приложение №2.
3. Маршрутизация семьи, комплексная реабилитация и социализация детей дошкольного и школьного возраста – структура сопровождения включая межведомственное сопровождение представлена – приложение 3.
4. Структура сопровождения «Комплексная реабилитация». Дети с инвалидностью и ОВЗ от 3-х лет и их родители – межведомственное взаимодействие – приложение 4.
5. Профориентационная работа, спецкурсы (для маленьких территорий) для детей-инвалидов, обучение, профподготовка, организация социальной занятости реализуется Иркутским реабилитационным техникумом, отделение социальной занятости (направления работы отделения – приложение 5)
6. Картирование территории Иркутской области с целью построения карты ресурсов территории для осуществления эффективного сопровождения и оказания помощи людям с инвалидностью от 0 до 18.
Социальная значимость практики
Раннее выявление семьи с ребенком инвалидом и своевременная работа с ними специалистов «ранней помощи» будет способствовать снижению тревожности родителей и сохранит ребенку семью.
Также своевременная работа специалистов с ребенком с ОВЗ может уберечь его от инвалидизации, а ребенку инвалиду позволит с раннего возраста последовательно развивать навыки, способствующие его максимально возможному качеству жизни в социуме, например, возможности посещать дошкольное учреждение и т.д.
Единая система – наличие ресурсных центров, операторов в территориях, региональной базы клиентов, позволит организовать выявление и бесшовное сопровождение семьи с ребенком- инвалидом от 0 до 18-ти лет, включая полноценный летний отдых всей семьи и работу по профориентации детей-инвалидов и их допрофессиональной подготовки.
Результатом чего будет являться стабильность семьи, воспитание ребенка в семье, его развитие и социализация.
Ресурсное обеспечение практики
Учреждения социального обслуживания – основные реализаторы практики, в полной мере укомплектованы кадрами, имеющими специальное образование.
Материально-техническая база УСО обновляется ежегодно.
Организации партнёры
- ФКУ «ГБ МСЭ» (Бюро МСЭ)
- Городская Ивано-Матренинская детская клиническая больница
- АНО «Семейный творческий интеграционный центр развития «Притяжение» (общественная организация родителей детей-инвалидов)
- ВОРДИ Иркутская область
- АНО «Иркутский центр абилитации»