География реализации практики
Г. Иркутск, Иркутская область.
Период внедрения практики
2022-2023 гг.
Целевые группы
· Несовершеннолетние, пострадавшие от жестокого обращения и преступных посягательств;
· несовершеннолетние, проявляющие насилие по отношению к другим детям;
· родители, не выполняющие надлежащим образом своих обязанностей по отношению к детям;
· специалисты, осуществляющие профилактику детской агрессивности, социальную реинтеграцию, физическую и психологическую реабилитацию детей, пострадавших от жестокого обращения и преступных посягательств.
Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики
Программа профилактики детской агрессивности и коррекции эмоциональной сферы несовершеннолетних, пострадавших от жестокого обращения и преступных посягательств разработана в рамках Комплекса мер, Иркутской области «Особое внимание», направленного на оказание помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения, обеспечение безопасности детей, на 2022-2023 годы. Актуальность Программы обусловлена с одной стороны, растущим количеством детей, подвергшимся жестокому обращению, а с другой, государственной политикой в этом вопросе.
В условиях глобального экономического кризиса возрастают социальная и экономическая нестабильность в стране. Это, в свою очередь, приводит к росту напряженности, агрессивности и конфликтности среди людей, что проявляется в разных формах насилия в обществе. Многие дети живут и развиваются в негативных социально-психологических условиях, в неблагополучных и социально опасных семьях. У других детей и подростков отмечается отсутствие эмоционального контакта со значимыми взрослыми, обида на их безразличие и непонимание. Ребенок может столкнуться с насильственными действиями в разных ситуациях: в школе, на улице, в семье, хотя данный социальный институт призван обеспечивать безопасность ребенка для его нормального развития.
Практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения, пережили психическую травму, результатом которой являются нарушения в развитии личности и поведении. Программа рассчитана на оказание помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения и преступных посягательств и направлена на коррекцию их эмоциональной сферы непосредственно в общеобразовательных организациях, где дети проходят обучение.
Поскольку в школьных детских коллективах часто встречаются конфликты среди обучающихся, в Программе предусмотрен раздел, направленный на профилактику детской агрессивности в общеобразовательной организации.
Часто родители, практикующие жестокое обращение с детьми, являются эмоционально нестабильными, живут в ситуации стресса. В Программе предусмотрен раздел работы с родителями, включающий диагностическую, консультационную и тренинговую психокоррекционную работу с родителями.
Цель практики
Повышение качества оказания помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения и преступных посягательств, формирование безопасной среды для развития детей в общеобразовательных организациях.
Задачи практики
1. Раскрыть содержание основных направлений работы психолого-педагогической службы образовательной организации по оказанию помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения и преступных посягательств.
2. Обозначить специфику деятельности специалистов в рамках каждого направления.
3. Обеспечить педагогов-психологов образовательных организаций материалами и ресурсами, необходимыми для качественного оказания помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения и преступных посягательств.
4. Содействовать эффективной профилактике детской агрессивности в образовательных организациях.
Краткое описание практики
Разработана программа профилактики детской агрессивности и коррекции эмоциональной сферы несовершеннолетних, пострадавших от жестокого обращения и преступных посягательств. Сформирован календарно-тематический план реализации программы.
I Блок. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся
Диагностическое направление представлено методиками: «Домики» для диагностики эмоциональной сферы и прогноза адаптации учащихся; «Вектор» для диагностики развития группы и технологии формирования коллектива; фрустрационный тест Розенцвейга для выявления стратегий стресс-реагирования; «Анализ потребностей и скрытых мотивов» для выявления причин неуспеваемости и способов мотивации к эффективной деятельности; тест Тулуз-Пьерона для диагностики ММД.
Профилактическое направление представлено групповыми мероприятиями, которые проводятся в школе один раз в четверть: занятие в рамках недели профилактики в школе «Права, обязанности и ответственность несовершеннолетних», классный час «Мир без конфликтов», квест-игра «Как противостоять жестокости и насилию», занятие «Стресс и способы его преодоления».
Коррекционное направление представлено программами групповых занятий: 1. Знакомство»; 2. «Личное пространство»; 3. «Начало»; 4. «Я спокоен»; 5. «Чувства»; 6. «Мои эмоции»; 7. «Я и другие»; 8. «Трудные жизненные ситуации»; 9. «Кризис – выход есть»; 10. «Конфликт»; 11. «Дороги»; 12. «Мое будущее» и индивидуальных занятий: «Мои эмоции»; «Я и другие»; Эмоциональный арт-конструктор (работа в программе «ИМАТОН»); Комплекс «Эффектон студио» (работа в программе «ИМАТОН»).
II Блок. Психолого-педагогическое сопровождение родителей
Диагностическое направление представлено методиками: цветовой тест для диагностики эмоционального состояния, стрессоустойчивости, внутриличностных конфликтов, отражающихся на состоянии и взаимоотношениях между родителем и ребенком; методика «ИДИКС» для диагностики причин негативных проявлений стресса и факторов риска; фрустрационный тест Розенцвейга (взрослый вариант) выявляет различные стратегии стресс-реагирования, в том числе неконструктивные.
Профилактическое направление представлено родительским лекторием на темы: «Права и обязанности ребенка»; «Влияние особенностей детско-родительских отношений на формирование и развитие личности ребенка» и тренингом повышения родительской компетентности по темам: «Эффективное родительство»; «Будь хозяином своих эмоций».
Коррекционное направление предусматривает индивидуальную коррекционную работу с родителями в рамках консультаций по темам: 1. «Мой стиль родительства»; 2. «Детство»; 3. «Понимать и быть понятым»; 4. «Дорога домой»; 5. «Секретный вопрос»; 6. Эмоциональный арт-конструктор (работа в программе «ИМАТОН»); 7. Комплекс «Эффектон студио» (работа в программе «ИМАТОН»).
III Блок. Взаимодействие с педагогическими сотрудниками
Диагностическое направление представлено методиками: «Ориентир» для экспресс-диагностики профессиональных склонностей; методика «ИДИКС» для выявления факторов риска трудовой организационной среды, деструктивной симптоматики острых и хронических стрессовых состояний у педагогического коллектива; цветовой тест.
Профилактическое направление представлено семинарами-практикумами и тренингами на темы: «Психолого-педагогическая компетентность педагога»;
«Снятие эмоциональной напряженности и усталости»; «Конфликты и пути их разрешения»; «Профилактика жестокого обращения с детьми».
Коррекционное направление представлено индивидуальной коррекционной работой с педагогами в рамках консультаций при работе в программе ИМАТОН, а также тренингом в рамках следующих тем: 1. «Поведение и действия педагога в кризисных ситуациях»; 2. «Первая помощь»; 3. «Проблемные ситуации и их решение»; 4. «Алгоритм действий педагогического коллектива в ситуации жестокого обращения с ребенком».
IY Блок. Взаимодействие с субъектами профилактики
Диагностическое направление представлено методиками: «Сигнал» (с 16 лет) для экспресс-диагностики и профилактики суицидального риска; тест детской апперцепции (CAT) для глубинной диагностики личности ребенка в целях профилактики проблем связанных с трудностями взаимоотношений между родителем и ребенком в период младшего школьничества; Тест Тулуз-Пьерона; Тест Векслера.
Профилактическое направление предусматривает мониторинг социальных сетей с целью выявления вовлеченности несовершеннолетних в запрещенные социальные аккаунты, а также консультации в рамках методологического сопровождения участников образовательного процесса и консультации узкими специалистами по вопросам особенностей развития и обучения детей, имеющих трудности в обучении и воспитании.
В рамках коррекционного направления описаны: функции субъектов профилактики, цели и задачи взаимодействия с ними; алгоритм действий субъектов профилактики
по взаимному информированию о фактах жестокого обращения и преступных посягательств в отношении несовершеннолетних. Алгоритмы действий: специалистов
органов и учреждений системы профилактики при обнаружении явных признаков жестокого обращения с ребенком; специалистов образовательных учреждений; специалистов органов опеки и попечительства; сотрудников учреждений здравоохранения; специалистов органов и учреждений социальной защиты населения; специалистов комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав; сотрудников органов внутренних дел. Социально-педагогическое сопровождение обучающихся и семьи в образовательной организации.
Пособие содержит приложения, необходимые для организации эффективной работы по профилактике детской агрессивности и коррекции эмоциональной сферы несовершеннолетних, пострадавших от жестокого обращения и преступных посягательств.
Социальные результаты
В разработке и реализации программы приняли участие три общеобразовательных организации г. Иркутска: МБОУ СОШ № 21, 28 и 57. В течение 2022 и 2023 гг. через программу в данных школах прошли 127 учащихся с подозрением на жестокое обращение и их родители. В педагогических коллективах школ проведена работа, направленная на профилактику жестокого обращения с детьми.
В г. Иркутске 24 августа 2022 года состоялся семинар-практикум «Законодательные основания и роль социального педагога образовательной организации в сопровождении несовершеннолетних и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении».
14 декабря 2022 г. на базе МБОУ г. Иркутска СОШ №2 им. М.С. Вишнякова состоялся семинар «Социально-педагогическая помощь несовершеннолетним, находящимся в кризисных ситуациях». Специалисты поделились опытом организации практикумов по отработке алгоритма действий в случае суицидальной угрозы и провели такой практикум на аудитории семинара; алгоритма работы социального педагога в случае выявления факта жестокого обращения с несовершеннолетним.
3 апреля 2023 года была проведена областная дискуссионная площадка «Организация деятельности служб профилактики подростковых конфликтов и психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних, пострадавших от жестокого обращения и преступных посягательств: особенности деятельности в образовательных организациях и учреждениях социального обслуживания».
Разработано методическое пособие «Программа профилактики детской агрессивности и коррекции эмоциональной сферы несовершеннолетних, пострадавших от жестокого обращения и преступных посягательств». Программа была распространена среди образовательных организаций города Иркутска, теперь каждая школа может использовать ее в своей работе.
30 мая 2023 года в рамках программы «Взаимообучение городов» дистанционной дискуссионной площадки «Практика организации деятельности служб психолого-педагогического сопровождения, как фактор профилактики социально-негативных явлений в подростковой среде» программа была распространена на федеральном уровне.
Этапы внедрения практики
1 этап - формирование целевой группы несовершеннолетних, пострадавших от жестокого обращения и преступных посягательств в трех общеобразовательных организациях г. Иркутска;
2 этап – нормативное, методическое и ресурсное обеспечение реализации программы профилактики детской агрессивности и коррекции эмоциональной сферы несовершеннолетних, пострадавших от жестокого обращения и преступных посягательств;
3 этап - разработка методического пособия для специалистов образовательных организаций;
4 этап - реализация в трех общеобразовательных организациях программы профилактики детской агрессивности и коррекции эмоциональной сферы несовершеннолетних, пострадавших от жестокого обращения и преступных посягательств;
5 этап – распространение программы профилактики детской агрессивности и коррекции эмоциональной сферы несовершеннолетних, пострадавших от жестокого обращения и преступных посягательств в общеобразовательных организациях г. Иркутска и Иркутской области;
6 этап – распространение программы профилактики детской агрессивности и коррекции эмоциональной сферы несовершеннолетних, пострадавших от жестокого обращения и преступных посягательств в общеобразовательных организациях на федеральном уровне;
Важно продолжить распространение практики.
Социальная значимость практики
Социальные последствия жестокого обращения с детьми могут рассматриваться в двух аспектах: вред для жертвы и для общества.
Дети и подростки являются наиболее уязвимой, незащищенной частью нашего общества. Жестокое обращение с ними наносит непоправимый вред их физическому и психическому здоровью. Дети, пережившие любой вид насилия, испытывают трудности социализации: у них нарушены взаимоотношения со взрослыми и детьми. Решение своих проблем дети-жертвы насилия зачастую находят в криминальной, асоциальной среде, у них может сформироваться пристрастие к алкоголю, наркотикам, они начинают воровать и совершать преступления. Кроме того, дети, подвергшиеся жестокому обращению, не усваивают норм социально-положительных отношений в общении с людьми, не могут в дальнейшем адаптироваться к нормальной к жизни, создать семью, жестоко относятся к своим детям, легко решаются на применение насилия к другим людям, доведенные до крайней степени унижения, могут превратиться из жертвы в преступника.
Общественные потери от насилия над детьми включают: потери человеческих жизней в результате убийств детей и их самоубийств; потери в будущем производительных членов общества в результате нарушений физического и психического здоровья, низкого образовательного уровня, криминального поведения; воспроизводство жестокости в обществе. Поэтому защита детей и подростков от разных негативных явлений современной жизни является приоритетной задачей общества.
Профилактические мероприятия, реализуемые в общеобразовательных организациях способствуют улучшению психологической комфортности образовательной среды, в том числе, уменьшение числа конфликтных ситуаций.
У детей, пострадавших от жестокого обращения и преступных посягательств происходит улучшение эмоционального благополучия.
Ресурсное обеспечение практики
Объем средств гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации – 1 626 600 рублей.
В школах-партнерах размещены комплексы для диагностики и коррекции эмоционального состояния человека, включающие:
1) автоматизированное рабочее место для организации работы психолога (ноутбук с установленным экземпляром программного обеспечения по психологическому диагностированию Effecton Studio «Психология в школе», Модулем Социометрия) – 1 шт.;
2) социометрия – 1 шт.;
3) классикор. Компьютерный психологический комплекс – 1 шт.;
3) методика Л. А. Ясюковой в трех частях – 1 шт.;
4) эмоциональный арт-конструктор – 1 шт.;
5) методика «Домики» - 1 шт.;
6) методика «Ориентир» - 1 шт.;
7) методика «Вектор» - 1 шт.;
8) проективный тест мотивации – 1 шт.;
9) методика «Сигнал» - 1 шт.;
10) цветовой тест – 1 шт.;
11) тест Ландольта – 1 шт.;
12) тест Тулуз-Пьерона – 1 шт.;
13) методика «ИДИКС» - 1 шт.;
14) фрустрационный тест Розенцвейга (взрослый и детский вариант) – 1 шт.;
15) тест детской апперцепции – 1 шт.;
16) тест Векслера (детский и взрослый варианты) – 1 шт.
Организации партнёры
- МБОУ г. Иркутска СОШ № 21
- МБОУ г. Иркутска СОШ № 28
- МБОУ г. Иркутска СОШ № 57