География реализации практики
Тульская область, город Тула
Период внедрения практики
сентябрь 2023 - декабрь 2024
Целевые группы
Семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, имеющие детей инвалидов с расстройствами аутистического спектра (РАС), ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), нарушениями/риском нарушений развития, в том числе семей участников специальной военной операции (СВО), семей с погибшим родителем на СВО.
Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики
Социальная, психолого-педагогическая поддержка, направленная на укрепление и конструктивное функционирование семей, находящихся в ТЖС, раскрытие ресурсных возможностей семьи в период принятия и воспитания особого ребенка и в отсутствии второго родителя.
Цель практики
Создание условий для социального благополучия, укрепления семей, находящихся в трудной жизненной ситуации (ТЖС), имеющих детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), нарушениями /риском нарушений развития, детей инвалидов, в том числе семей участников специальной военной операции (СВО), семей с погибшим родителем на СВО.
Задачи практики
В зависимости от запроса и характера функционирования семей выделяется социально-психологический, психолого-педагогический и индивидуально-личностный блок.
Социально-психологический блок задач
1. Выявление семей целевой группы, обратившихся в МБУ ДО «Центр ППСС».
2. Психодиагностическое тестирования семей. Диагностика актуального уровня развития детей.
3. Повышение уровня социального благополучия семьи.
4. Предупреждение самоотстранения от окружающего мира, вовлечение в культурно-досуговые мероприятия.
5. Формирование сплоченности группы. Поиск своего места в социальном пространстве.
6. Расширение знаний о традиционных семейных ценностях.
7. Оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи.
8. Гармонизация контакта в семье, в связи с рождением ребенка с особенностями развития.
9. Возможности перспективы включения в профессиональную деятельность.
10. Возможность интеграции детей в общество, получение социальных гарантий, которые предоставляет государство.
11. Расширение знаний и представлений об окружающем мире.
12. Обучение здоровьесберегающим технологиям.
Психолого-педагогический, информационный блок задач
13. Обучение родителей навыкам коммуникации с детьми в группе.
14. Расширение и восстановление воспитательного потенциала семьи.
15. Разъяснение причин: выбора коррекционной программы для ребенка; необходимость комплексного подхода в абилитации.
16. Просветительские беседы, предоставление семье информационной поддержки.
17. Создание развивающей среды для ребенка в домашних условиях, в образовательных условиях.
18. Помощь в определении образовательного маршрута.
19. Включение детей во внешние, дополнительные образовательные структуры.
20. Адаптация ребенка в школе, преодоления трудностей школьного обучения.
21. Адаптация родителя к школьному статусу ребенка.
Индивидуально-личностный блок задач
22. Работа с эмоциональным отвержением диагноза ребенка (отрицание диагноза).
23. Минимизация психологических страданий, помощь прохождения через горе.
24. Работа с чувством вины у матерей за рождение особого ребенка.
25. Оптимизация внутренних и внешних ресурсов организма.
26. Творческая мобилизация собственных сил.
27. Повышение самооценки.
28. Укрепление психофизического здоровья детей и родителей.
29. Активизация скрытых ресурсов организма, преодоление чувства отчаяния.
30. Профилактика и преодоление кризиса супружеских отношений
Краткое описание практики
Психолого-педагогическая и коррекционно-развивающая помощь обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и их семьям имеет три вектора: технология «раннего вмешательства» (реализуется в Службе ранней помощи) и «Лекотека» (реализуется в отделении лечебной педагогики и абилитации (ОЛПиА), с организацией аутизм специфичной среды). Все дети получают психолого-педагогическое сопровождение на постоянной основе до достижения возраста 4 лет. Третий вектор - ОЛПиА, где обучающиеся от 4 до 18 лет с РАС продолжают получать психолого-педагогическое сопровождение, что способствует реализации принципов преемственности и непрерывности психолого-педагогического и социального сопровождения детей с РАС/ОВЗ, инвалидностью. Применение методов и технологий работы с детьми с ОВЗ/РАС и их родителями с научно доказанной эффективностью. Такие, как: денверская модель раннего вмешательства для детей с аутизмом; прикладной анализ поведения (ПАП); технологии структурированного обучения; системы альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS); программы оценки навыков речи и социального взаимодействия для детей с аутизмом и другими нарушениями развития (VB-MAPP); оценки базовых речевых и учебных навыков (ABLS-R); программа «Каролина»; «Зрелое родительство»; «Ранняя пташка», «Направляемый диалог», АДК (альтернативная дополнительная коммуникация) и др. В свою очередь, в рамках муниципального задания педагогами центра разработаны и реализуются 24 дополнительные общеобразовательные программы, направленные на работу с обучающимися и их семьями.
Социальные результаты
Построение крепкой системы трехсторонней поддержки (психологической, медицинской, культурной) позволяет: укрепить и сохранить семью, минимизировать разводы родителей, определить образовательные маршруты, повысить уровень социальной адаптации семей, включить членов семей в родительский коллектив Центра, общественные организации, укрепить психофизическое здоровье детей и родителей. Способствуя своевременному обращению за медицинской помощью, обеспечиваем тем самым снижение уровня инвалидизации детей группы риска. Межведомственное объединение ресурсов образования, культуры - позволять оказывать комплексную помощь вновь обратившимся за помощью семьям, находящимся в ТЖС.
Этапы внедрения практики
с 01.09. 2023 по 31.12.2023 первый этап- подготовительный - подготовка нормативно базы. дополнительных программ, заключение договоров с партнерами
с 01.02.2024 по 31.05.2024 второй этап -основной, апробация работы в группах и индивидуальных сессий
с 01.09.2024 по 31.12.2024 третий этап - заключительный - мониторинг, анализ результатов, расширение практики, трансляция опыта.
Социальная значимость практики
1. Повышение уровня социальной адаптации семьи.
2. Оптимизация социальной реализации родителей, повышение ощущения причастности к сообществу.
3. Развитие взаимопомощи среди родительского сообщества в рамках семейного клуба и за его пределами.
4. Включение членов семей в родительский коллектив Центра, общественные организации.
5. Проявления конструктивной системы взаимоотношений в семье, и в детско-родительских отношениях.
6. Укрепление традиционных семейных ценностей, сформированы семейные ритуалы.
7. Развитие навыков психологической гибкости родителей.
8. Развитие стремления к самосовершенствованию.
9. Определены образовательные маршруты для детей с РАС/ОВЗ и др. в образовательные организации.
10. Развитие способности у семей противостоять возникшим трудностям.
11. Проявление самостоятельного навыка справляться с переживаниями в период острого и хронического стресса.
12. Снижение психоэмоционального напряжения у родителей (законных представителей) и членов их семей.
13. Повышение самооценки и чувства значимости, выход из кризисных ситуаций.
14. Повышение уровня компетентности родителей в области психолого-педагогических знаний о закономерностях развития, воспитания ребенка.
15. Формирование адекватного отношения к возможностям собственного ребенка. Расширение сферы родительских чувств.
16. Эмоциональная устойчивость в проблемных ситуациях.
17. Изменение отношения к себе, ребенку и миру. Удовлетворение потребности в общении.
18. Осознание мотивов своего поведения, отношений, реакций.
19. Осознание эмоциональных и поведенческих стереотипов.
20. Уменьшение стресса и улучшение внутрисемейных отношений.
21. Изменение отношения к проблеме рождения в семье ребенка с особенностями развития.
22. Овладение новыми способами поведения в социуме и с ребенком.
23. Осознание своей ответственности за воспитание, развитие ребенка и осознание значимости коррекционных, психолого-педагогических мероприятий.
24. Снижение уровня тревожности и страхов за перспективу будущего.
25. Снижение уровня психологической защиты, уменьшение внутреннего напряжение родителей.
Ресурсное обеспечение практики
Учреждение располагает необходимыми ресурсами для реализации практики. Специалисты центра отличаются высокой профессиональной мотивацией, тесным контактом с родительской общественностью, имеют опыт в применении методов и технологий работы с детьми с ОВЗ/РАС и их родителями с научно доказанной эффективностью. Такие, как: денверская модель раннего вмешательства для детей с аутизмом; прикладной анализ поведения (ПАП); технологии структурированного обучения; системы альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS); программы оценки навыков речи и социального взаимодействия для детей с аутизмом и другими нарушениями развития (VB-MAPP); оценки базовых речевых и учебных навыков (ABLS-R); программа «Каролина»; «Зрелое родительство»; «Ранняя пташка», «Направляемый диалог», АДК (альтернативная дополнительная коммуникация) и др. В свою очередь, в рамках муниципального задания педагогами центра разработаны и реализуются 24 дополнительные общеобразовательные программы, направленные на работу с обучающимися и их семьями. Материально-технические возможности центра позволяют осуществлять индивидуальные и групповые формы работы в пределах выполнения показателей муниципального задания.
Организации партнёры
- Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств № 6» в сфере культуры. МБУ ДО «ДШИ №6».
- Государственное учреждение культуры Тульской области «Объединение центров развития культуры». ГУК ТО «ОЦРК».
- Ассоциация детских психологов и специальных педагогов в помощь детям с особенностями развития «Содействие».