География реализации практики
Пензенская область
Период внедрения практики
апрель 2010 года
Целевые группы
- семьи, нуждающиеся в помощи по организации жизнедеятельности в интересах благополучия детей;
- семьи, находящиеся в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации;
- семьи с детьми с ОВЗ и инвалидностью.
Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики
Проблемы:
- негативные тенденции в семейных отношениях,
- риск возникновения психоэмоциональной травмы у ребенка,
- риск инвалидизации ребенка,
- риск социального сиротства, жестокого обращения в семье,
- отсутствие у родителей осознанности в воспитании детей или родительских компетенций.
Потребности:
- приобретение опыта социального взаимодействия семьи и ребенка,
- приобщение семьи к культурным формам организации свободного времени,
- поиск и реализация совместных позитивных интересов членов семьи,
- повышение коммуникативного и творческого потенциалов семей,
- расширение круга общения детей-инвалидов, детей с ОВЗ, детей и семей в трудной жизненной ситуации,
- получение родителями психолого-педагогических знаний в вопросах воспитания и обучения своего ребёнка, развитие навыков продуктивного взаимодействия с ним и социумом.
Цель практики
создание комплекса условий для личностного, физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального здоровья семьи, оказание ей социально-педагогической и психологической помощи для предупреждения возникновения явлений социальной дезадаптации и проблем в развитии детей и их родителей/законных представителей.
Задачи практики
- раннее выявление неблагополучных семей,
- осуществление информационной и посреднической помощи семье «группы риска»,
- снижение количества неблагополучных семей;
- пропаганда медицинских и психолого-педагогических знаний среди родителей;
- формирование практических навыков у родителей по воспитанию, развитию. Обучению и уходу за детьми;
- создание непрерывной системы реабилитационных мероприятий;
- поддержание стремления к полноценной жизни семей с детьми с ОВЗ и инвалидностью;
- организация совместного семейного досуга;
- помощь в социализации детей.
Краткое описание практики
Значимость работы по профилактике семейного неблагополучия обусловлена тем, что семейное неблагополучие влечет за собой целый ряд проблем – это нарушения в поведении, развитии, общении и социализации детей: бродяжничество, агрессивность, кражи, аморальные формы поведения, низкая успеваемость, неуравновешенность психики, конфликтность, употребление ненормативной лексики и др., а также конфликтные отношения в семье, распад семьи, отказ от выполнения родительских обязанностей, отказ от ребенка и т.д. Первичная профилактика позволяет еще до наступления последствий семейного неблагополучия грамотно начать коррекционную работу с семьей, стимулировать активность родителей в поиске информации и желании помочь ребенку, а также наладить гармоничные отношения в семье в целом. Сотрудничество с семьей предполагает развитие осознанного родительства, активного привлечение родителей к участию в развитии и воспитании детей, к восстановлению тех или иных функций и социальных связей ребенка.
Для решения изложенных проблем на базе отделения психолого-педагогической помощи со службой «Телефон Доверия» были организованы следующие виды социального сопровождения и помощи семьям:
1. Работа «Школы для родителей» направлена на повышение психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах воспитания, развития и обучения детей. Для родителей проводятся обучающие занятия-практикумы, мастер-классы по организации коррекционно-развивающих занятий, презентации, индивидуальные и групповые практические занятия, консультации, на которых демонстрируются средства и способы общения с детьми, приемы развития эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка. За 2023 год повысили свою психолого-педагогическую компетентность 312 родителей, из них 310 родителей заметили положительные изменения в общении с ребенком и его мотивации к обучению.
2. Работа Клуба «Калейдоскоп» направлена на организацию свободного времени детей и их родителей, обучение родителей организации полезного и содержательного досуга, направленного на повышение эмоционального фона детей, поддержания их стремления к полноценной жизни, к развитию и раскрытию творческого потенциала детей и взрослых, для совместного с родителями активного, интересного отдыха и социализации семьи. В программе заседаний Клуба практикумы, консультации, сюжетно-ролевые игры, моделирование реальных ситуаций, творческие мастерские, праздники, экскурсии, посещение объектов социокультурного назначения, другие культурные мероприятия, направленные на совместную деятельность детей и их родителей. За 2023 год в мероприятиях клуба приняли участие 264 семьи, причем 259 из них отметили, что их социальные контакты расширились, у ребенка появилась тяга к общению, родителям стало легче планировать досуг.
3. Работа Семейного клуба «Устойчивая семья» направлена на развитие родительской осознанности и раннюю профилактику семейного неблагополучия. Занятия проходят в форме дискуссии с элементами психологического тренинга, на которых обсуждаются вопросы построения надежных отношений в семье. Практические упражнения направлены на укрепление традиционных семейных ценностей; профилактику насильственных методов воспитания в семье; улучшение психоэмоционального состояния родителей. В результате посещения занятий родители наладили взаимопонимание, уважение и взаимную поддержку в семье. Родители стали компетентными в решении проблем детской агрессии и грубости, преодоления негативных последствий перенесенных ребенком эмоциональных травм и др. За 2023 года участниками клуба стала 21 семья, в которой родители находились на стадии лишения родительских прав. Работа клуба позволила вернуть в родные семьи 15 детей (из 12 семей).
4. Работа Службы экстренной помощи детям с психоэмоциональной травмой направлена на оказание помощи детям в особых жизненных ситуациях, приводящих к психоэмоциональным травмам, а также их законным представителям. Основные техники психокоррекционной работы направлены на преодоление у ребенка чувства собственной неполноценности, чувства вины, а также на формирование адекватной самооценки. Работа с родителями организована как сопровождение и психологическое консультирование семьи. Индивидуальные консультации с родителями помогают им пережить стресс, связанный с психоэмоциональной травмой ребенка, выстроить систему помогающих отношений с ним. Во время занятий специалисты обучают родителей (законных представителей) новым формам взаимодействия с ребенком, между собой, с социумом. Таким образом, родители становятся реальными помощниками ребенку в преодолении психоэмоциональной травмы. По окончании занятий родители получают рекомендации от специалистов по особенностям взаимодействия с ребенком. За 2023 год была оказана помощь 116 детям с психоэмоциональной травмой, 65 родителей получили психологическую помощь по выстраиванию помогающих отношений с ребенком, 48 родителей получили рекомендации и последующее сопровождение по месту жительства на основе межведомственного взаимодействия.
5. Работа Службы дистанционного сопровождения семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья «На связи!» направлена на обеспечение непрерывной комплексной помощи семье с маломобильными детьми или семье, живущей в отдаленных районах. Педагоги-психологи, дефектологи, логопеды в дистанционном формате проводят занятия с ребенком по коррекции выявленных нарушений, а также занятия с родителями по повышению уровня компетентности в вопросах ухода, реабилитации, социализации, личностного развития детей данной категории. В результате проделанной работы наблюдались положительные изменения в развитии ребенка, в том числе, речевой, когнитивной и эмоционально – волевой сферах, улучшение общего самочувствия. У детей сформировались навыки взаимодействия, повысилась их коммуникативность. За 2023 год дистанционную помощь получили 161 семья с детьми с ОВЗ и инвалидностью, из них 158 семей отметили положительную динамику в развитии ребенка и повышение уровня родительских знаний по воспитанию и обучению ребенка.
Социальные результаты
Занятия в Школе для родителей помогли повысить психолого-педагогическую грамотность родителей в вопросах воспитания, развития и обучения детей с ОВЗ и инвалидностью. 96 % семей отметили повышение мотивации ребенка к обучению, улучшение отношений в семье, понимание реальных возможностей своего ребенка.
Мероприятия клуба «Калейдоскоп» позволили расширить социальные контакты семей с детьми с ОВЗ, инвалидностью и семей в трудной жизненной ситуации. В 94% семей родители отметили, что у ребенка появилась тяга к общению, они научились организовывать досуг семьи, появились общие интересы у членов семьи.
Занятия Семейного клуба «Устойчивая семья» помогли наладили взаимопонимание, уважение и взаимную поддержку в 57 % семей. За 2023 год в родные семьи вернулось 15 детей (из 12 семей).
Работа Службы экстренной помощи детям с психоэмоциональной травмой позволила стабилизировать эмоциональное состояние и преодолеть нежелательные последствия психотравмы у 98 % детей, а также 86 % родителей получили необходимые навыки для поддерживающего общения с ребенком в преодолении психоэмоциональной травмы.
Дистанционные занятия с семьями, воспитывающими детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья стимулировали положительную динамику в развитии ребенка и повышение уровня родительских знаний по воспитанию и обучению детей у 98 % семей.
По отзывам родителей и детей социальное сопровождение семей способствовало их социализации, развитию интеллектуальных, социально-бытовых и коммуникативных навыков, обогащению жизненного опыта, восстановлению жизненного ресурса и способности к преодолению травмирующей ситуации.
Этапы внедрения практики
1. Изучение спроса на оказание социальных услуг. (Школа для родителей, клуб «Калейдоскоп», семейный клуб «Устойчивая семья», Службы дистанционного сопровождения семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья «На связи!», Службы экстренной помощи детям с психоэмоциональной травмой)
2. Создание службы социального сопровождения семей.
3. Разработка программ курсов: «Школа для родителей», клуб «Калейдоскоп», семейного клуба «Устойчивая семья», Службы дистанционного сопровождения семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья «На связи!», Службы экстренной помощи детям с психоэмоциональной травмой.
4.Подготовка материально-технической базы для реализации практики: (компьютер, проектор, оборудование, расходные материалы и др.).
5. Раннее выявление неблагополучных семей, семей из «группы риска».
6. Информирование родителей и детей через СМИ, образовательные учреждения, Детский телефон доверия о предоставляемых услугах.
7. Организация групп родителей-участников курсов: «Школа для родителей», семейного клуба «Устойчивая семья».
8. Открытие на регулярной основе работы клуба «Калейдоскоп» со свободным посещением. Ведение базы семей, желающих посещать мероприятия, и их оповещение.
9. Подготовка грантовых заявок на открытие новых направлений деятельности: Служба дистанционного сопровождения семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья «На связи!», Службы экстренной помощи детям с психоэмоциональной травмой.
10. Реализация грантовых проектов: Служба дистанционного сопровождения семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья «На связи!», Службы экстренной помощи детям с психоэмоциональной травмой.
11. Анализ и корректировка работы клубов и служб.
12. Внедрение на постоянной основе всех направлений работы службы социального сопровождения семей.
Социальная значимость практики
Реализация практики по профилактике семейного неблагополучия, в том числе в семьях с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами позволяет предупредить негативные тенденции в семейных отношениях, риск возникновения психоэмоциональной травмы у ребенка, приобрести опыт социального взаимодействия, приобщить семьи к культурным формам организации свободного времени, сформировать совместные позитивные интересы, повысить коммуникативный и творческий потенциал семей, а также расширить круг общения детей-инвалидов, детей с ОВЗ, детей и семей в трудной жизненной ситуации. Родители получают знания в вопросах воспитания и обучения своего ребёнка, приобретают навыки продуктивного взаимодействия с ним и социумом.
Ресурсное обеспечение практики
В Центре имеется 5 оборудованных кабинетов психологов, 2 сенсорные комнаты, 2 кабинета логопеда, 2 кабинета учителя-дефектолога. В работе специалисты используют компьютерные диагностические методики, развивающие наборы «Дары Фребеля», набор для пескотерапии и акватерапии, сенсорные панели, тактильные игры, дидактические карточки, комплект терапевтических мячиков, тренажер Спираль – горизонталь «Я Могу!», пятифункциональный развивающий центр, компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи «Игры для тигры», адаптированный набор для коррекционно-развивающих игр с детьми и другое.
Специалисты Центра в работе с детьми используют:
- для расслабления мышц и нормализации кровообращения массажеры: массажер-матрас на пульте управления из мягкой и приятной ткани; деревянный массажер для тела; деревянный массажер для ног;
- для стимуляции психологического здоровья, снятия напряжения и улучшения работы головного мозга: майд-машина Rest-2017 улучшенная версия ТММ «Мираж» (Лингвостим);
- для релаксации, расслабления, эмоциональной стабилизации: панно «Кривое зеркало», детское игровое панно «Светящиеся нити», детский коврик «Млечный путь», пуфик-кресло «Груша» , висящая система «Музыкальный звон», волшебная нить с контроллером , звездная сеть с контроллером, интерактивная панель «Осенний лист», ионизатор воздуха «Снежинка», панно «Бесконечность», панно «Живая вода» , пучок «Звездный дождь» и другое.
Организации партнёры
- АНО «Мечты Ассоль»
- Благотворительный фонд «Покров»
- ГБУ ПО «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Пензенской области»
- ГБУЗ «Областная психиатрическая больница им. К.Р. Евграфова»
- Муниципальные КДН и ЗП, Муниципальные межведомственные консилиумы