География реализации практики
Ленинградская область, 15 муниципальных образований
Период внедрения практики
С 2021 года – по настоящее время
Целевые группы
Несовершеннолетние, проживающие на территории Ленинградской области, в возрасте от 7 до 18 лет, состоящие на различных видах профилактического учета у субъектов профилактики
Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики
Работа в социальной сфере – непростая. Необходимо всегда быть включенным в чужие проблемы, решать их и стараться помочь, даже если сам человек этого не особо желает. Человек должен хотеть искренне помогать людям. Но эта профессия не особо популярна среди молодежи, которые зачастую, сами нуждаются в помощи и поддержке.
Основные проблемы современного подростка: это раздражительность/агрессия/стресс, замкнутость/отсутствие друзей, комплексы, разного рода зависимости. Проводимые мероприятия в рамках технологии влекут изменения в знаниях, отношениях, поведении подростков: отношения взаимного доверия и уважения разрушают асоциальные установки у несовершеннолетних. Участие в реализации данной практики дает им возможность почувствовать, что они нужны и полезны людям и обществу. Подростки сами предлагают тематику совместных с пожилыми мероприятий, адреса престарелых одиноких людей, нуждающихся в заботе волонтеров и многое другое.
Цель практики
Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних;
повышение престижа профессии социальной сферы,
создание условий для успешной адаптации в социуме детей и подростков;
вовлечение детей и подростков в волонтерскую деятельность;
организация досуга детей и подростков группы риска;
получение детьми и подростками необходимого опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов в социальной сфере.
Задачи практики
1) создание положительного образа профессии в социальной сфере;
2) стимулирование интереса к изучению особенностей профессии;
3) развитие качеств личности подростков: милосердие, ответственность.
Краткое описание практики
В рамках технологии проводятся теоретические и практические тренировочные занятия по знакомству с профессиями специалистов социальной сферы, по формированию стремления к самопознанию, возможности распознавать личностные качества и качества окружающих, стремлению к взаимодействию с другими людьми; обучению знаниям и умениям, технологии социальной акции, позволяющим подросткам лучше понимать себя и представителей старшего поколения, формированию организаторских умений, развитию лидерских качеств, умению работать в команде.
Организуется создание условий для привлечения подростков к добровольческой (волонтерской) деятельности по оказанию моральной поддержки и помощи престарелым и одиноким людям, для сохранения и развития связи между поколениями, воспитания у подростков ценностных жизненных ориентиров;
Особое внимание должно уделяться формированию у подростков организаторских умений, развитию лидерских качеств, умению работать в команде, а также обучению выстраивания в ходе общения с людьми доверительных, дружеских и уважительных отношений.
Осуществляется развитие сплоченности детского коллектива и командного духа посредством активного применения игровых, соревновательных форм, организации совместных видео просмотров, поздравлений изменников, свободного общения и т.д.
Обеспечивается выработка тематического направления досуговой деятельности целевой группы через организацию тематических ролевых игр, кружковой деятельности (клуб любителей настольных игр/занятия посвященные профессиям/ патриотическое воспитание / т.п.);
Проводится реабилитационно-воспитательная работа с привлечением несовершеннолетних к патриотической и иной деятельности, либо направленная на проведение занятий по профориентации, способных помочь подросткам ознакомиться с профессиями, получить новые знания и т.п.
Социальные результаты
1) появление у подростков целевой группы устойчивых интересов, снижение количества совершенных ими правонарушений;
2) снятие с профилактического учета субъектов профилактики;
3) повышение правовой грамотности подростков, обеспечение досуговой деятельности;
4) повышение мотивации подростков в занятии общественно-полезной деятельностью.
Этапы внедрения практики
1 этап: Подготовительный (от 1 до 1,5 мес):
1.1.Определение целевой категории, которым будут предоставлены услуги.
1.2.Подготовка нормативной правовой базы (порядок реализации технологии, отчетные документы и т. п.)
2 этап: Организационный (1 мес):
2.1.Определение исполнителя (какие организации будут оказывать услуги, будут ли привлекаться к оказанию услуг сторонние организации и т. п.)
2.2.Выделение финансирования (определение порядка финансирования технологии, определения возможности/невозможности привлечения на платной основе сторонних организаций)
2.3.Заключение соглашений о выделении субсидий / предоставления финансирования.
3 этап: Основной:
3.1. Реализация технологии: подбор квалифицированного персонала, подготовка локальных правовых актов, формирование целевой группы.
3.2. Текущий контроль за реализацией технологии, внесение корректировки в правовые документы (при необходимости).
3.3. Осуществление мониторинга реализации технологии по итогу отчетных периодов.
3.4. Тиражирование успешной практики.
Социальная значимость практики
Реализация практики позволяет обеспечить:
1) снижение уровня безнадзорности и правонарушений в подростковой среде,
2) предотвращение проблем, связанных с депрессией, которая может возникнуть в результате чувства изоляции и оторванности от общества,
3) популяризация значимости профессий социальной сферы,
4) профилактика и снижение психоэмоционального напряжения пожилых людей.
Ресурсное обеспечение практики
Все учреждения, участвующие в реализации практики, обладают необходимыми кадровыми и материальными ресурсами:
квалифицированные специалисты организаций социального обслуживания,
привлеченные специалисты в рамках межведомственного взаимодействия,
привлеченные ресурсы негосударственных организаций,
оборудование, приобретенное и приобретаемое в рамках реализации технологии социального обслуживания, оснащения учреждений,
автоматизированная информационная система «Социальная защита Ленинградской области»
Организации партнёры
- 16 государственных организаций социального обслуживания
- ЛОГКУ «Центр социальной защиты населения"