География реализации практики
Липецкая область, 19 муниципальных образований
Период внедрения практики
4 года (с 2020 года по настоящее время)
Целевые группы
Родители (законные представители)
Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики
Социальные проблемы, на решение которых направлен проект «НеИдеальный родитель»:
- изменение представлений о традиционных духовно-нравственных и семейных ценностях;
- невысокий уровень родительских компетенций по вопросам развития, воспитания, обучения и социализации детей разных возрастов;
- наличие фактов разных видов и форм жесткого обращения в детско-родительских отношениях;
- низкий уровень родительской саморефлексии;
- недоверие общества к психологической помощи и поддержке;
- наличие противоречий между целями ребенка и задачами его родителей, реальными потребностями ребенка и представлениями родителей, достижениями, интересами ребенка и ожиданиями родителей.
Цель практики
Целью Проекта является формирование психологической культуры родителей и повышение уровня родительской компетентности в вопросах психологии развития и воспитания детей
Задачи практики
1. Пропаганда традиционных духовно-нравственных и семейных ценностей;
2. Повышение родительских компетенций по вопросам развития, воспитания, обучения и социализации детей разных возрастов;
3. Пропаганда ненасильственных методов воспитания детей;
4. Формирование и развитие родительской саморефлексии
5. Популяризации современных психологических и педагогических концепций среди родительского сообщества;
6. Формирование психологической культуры;
7. Формирование и развитие лояльности к психологической помощи и поддержке.
Краткое описание практики
Проект «НеИдеальный родитель» – это пятидневные тематические площадки; очные психологические интерактивы; лектории, семинары, тренинги, практикумы в формате вебинара; психологический кинозал; библиотека родителя; лайфхаки, чек-листы.
Мероприятия проекта «НеИдеальный родитель» проводят психологи-практики Центра «СемьЯ», а также приглашенные спикеры в области психологии и педагогики семьи и детства – известные психологи, эксперты в области психологии и педагогики семьи и детства, авторы книг по воспитанию, блогеры: Дима Зицер, Ирина Млодик, Николай Козлов, Татьяна Грабенко, Елена Николаева, Анна Быкова, Анна Левинская, Марианна Шевченко, Елена Глозман.
За время реализации Проекта работали 11 площадок:
- о ресурсах для успешного родительства, Родитель#PROсебя (июнь 2020 г.)
- об особенностях детей от 0 до 18 лет, Дети RAR: архив о детях (июль 2020 г.)
- об эмоциях и чувствах в семье, TURBO_чувства (август 2020 г.)
- о школе и обо всем, что ее касается, Школа_PRO (ноябрь 2020 г.)
- о профилактике «трудного» поведения детей, FACTOR_риска (апрель 2021 г.)
- о роли отца в жизни ребенка, #Яжепапа (июнь 2021 г.)
- об эффективных методах воспитания детей, Proстое_воспитание (ноябрь 2021 г.)
- как бережно и уверенно говорить с детьми о теле, отношениях и безопасности, «ни аист, ни капуста (Откровенный разговор)» (апрель 2022 г.)
- о балансе и гармонии в семье, «Психологическое равновесие» (декабрь 2022 г.)
- о способах эффективного общения и продуктивной коммуникации с детьми, «Семейный код общения» (апрель 2023 г.)
- все секреты успешного воспитания детей, «Маршрут следования «курс на успех» (октябрь-ноябрь 2023 г.)
В рамках работы площадок организовано 14 очных психологических интерактивов «Псиграунд»: «Ообщение или коммуникация: что в семье важнее» (чем общение отличается от коммуникации и что в семье важнее), «Я в домике: личные границы» (о том, почему формирование здоровых личных границ у детей оказывается очень непростой задачей для родителей), «Тут поймут» (техники эффективного общения и продуктивной коммуникации в семье), «Шаг за шагом: вверх по лестнице развития» (о закономерностях возрастного развития детей) и др.
На протяжении каждой недели проекта на портале «Родительство от А до Я» https://roditel48.ru/ родителям ежедневно была рекомендована популярная литература по развитию и воспитанию детей. Работал психологический кинозал, где были предложены фильмы, которые можно посмотреть самим и с детьми. Каждый участник имел возможность задать интересующий вопрос специалисту и получить ответ.
Социальные результаты
В результате участия в Проекте «НеИдеальный родитель» родители получают профессиональную психолого-педагогическую помощь и поддержку в разных формах, форматах, направлениях, тематиках и пр. В Проекте приняло участие более 10 тыс. родителей (законных представителей), по результатам за индивидуальной психолого-педагогической помощью обратилось более 1,5 тыс.
Этапы внедрения практики
Подготовительный: 1. Разработка нормативно-правовых документов Проекта (Положение);
2. Информационная кампания о реализации Проекта;
Основной: 3. Реализация Проекта на территории Липецкой области.
Социальная значимость практики
Родители учатся анализировать свои поступки в отношении детей, качественно меняют отношения с детьми. Тем самым возможно обеспечение благополучного и защищенного детства, и, как следствие, – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе традиционных духовно-нравственных и семейных ценностей, исторических и национально-культурных традиций.
Ресурсное обеспечение практики
Центр обладает необходимыми ресурсами для реализации практики, в том числе кадровыми, материально-техническими, методическими, информационными. Мероприятия проводят высококвалифицированные психологи. Также приглашаются спикеры в области психологии и педагогики семьи и детства – известные психологи, эксперты в области психологии и педагогики семьи и детства, авторы книг по воспитанию, блогеры. Для информирования о мероприятиях размещаются анонсы в социальных сетях Центра, анонсы распространяются в родительских чатах. Для родителей разрабатываются буклеты, памятки. Запись вебинаров проводится в кабинете с использованием технического оборудования, очные интерактивы в тренинговом зале Центра или площадках партнеров.
Организации партнёры
- В ходе реализации Проекта осуществляется взаимодействие с управлением образования и науки Липецкой области, департаментом образования администрации г. Липецка, образовательными организациями Липецкой области, управлением культуры и туризма Липецкой области, ЛРОО «Коллегия психологов».