География реализации практики
Муниципальное образование город Абакан
Период внедрения практики
Май 2024 года, далее - ежегодно
Целевые группы
Обучающиеся общеобразовательных учреждений города Абакана, Республики Хакасия, в том числе:
- учащиеся школы № 7 и школы № 32 г. Абакана, Хакасской национальной гимназии-интерната им. Н.Ф. Катанова», Калининская и Расцветской школ Усть-Абаканского района;
- несовершеннолетние, находящиеся в конфликте с законом (воспитанники Государственного бюджетного общеобразовательного учебно-воспитательного учреждения Республики Хакасия «Боградская специальная школа-интернат открытого типа»;
- несовершеннолетние с ограниченными возможностями здоровья (обучающиеся Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Республики Хакасия «Школа-интернат для детей с нарушениями зрения» и Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Республики Хакасия «Школа-интернат для детей с нарушениями слуха»
Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики
Основными проблемами целевых групп, решаемых в ходе применения практики, являются:
- недостаточный уровень социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе вследствие ограниченного круга общения, пониженного уровня мобильности;
- недостаточный уровень общекультурного развития, трудности в адаптации у несовершеннолетних, совершивших правонарушения.
Несовершеннолетние обучающиеся целевых групп имеют потребность в расширении круга общения, разнообразии повседневного режима, расширении кругозора
Цель практики
Повышение общекультурного развития, патриотическое воспитание, содействие процессу социализации и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, других обучающихся
Задачи практики
Основные задачи:
- ознакомление обучающихся с памятными и знаковыми местами города Абакана, их историей;
- формирование интереса к истории родного края;
- расширение круга общения несовершеннолетних разных категорий;
- формирование позитивных установок в процессе социализации несовершеннолетних обучающиеся целевых групп
Краткое описание практики
Проект реализован Администрацией города Абакана с учетом инициативы Хакасского республиканского совета ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов.
В рамках проекта реализованы следующие мероприятия:
торжественный митинг в Георгиевском саду (Парк культуры и отдыха города Абакана) у памятника Защитнику Отечества, посвященный старту городского проекта «Маршруты Победы» (с участием Главы города Абакана, председателя Хакасского республиканского совета ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов и других лиц);
посещение участниками проекта мест и мемориалов, где увековечена память об истории нашего государства, региона, города, в том числе об участниках и событиях Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, расположенных на территории города Абакана, в соответствии с запланированными маршрутами:
- маршрут № 1 – Государственное автономное учреждение культуры Республики Хакасия «Хакасский национальный краеведческий музей им. Л.Р. Кызласова», Мемориальный комплекс памяти погибших воинов Хакасии (южный склон горы Самохвал);
- маршрут № 2 – Привокзальная площадь г. Абакана, Железнодорожный музей на станции Абакан, Мемориальный комплекс «Парк Победы»;
- маршрут № 3 – Музей военной славы Познанской железнодорожной бригады, Мемориальный памятник воинам Пирятинской дивизии;
- маршрут № 4 – Музей МВД по Республике Хакасия, Мемориальный комплекс «Парк Победы».
8 автобусов с группами обучающихся направились по 4 экскурсионным маршрутам (для каждой группы определен свой маршрут). За каждым автобусом закреплен экскурсовод, который ведет рассказ в течение поездки (экскурсоводами выступили работники образовательных учреждений, библиотек города Абакана, туристского информационного центра Хакасии. По прибытию в музеи группы детей также сопровождались экскурсоводами (работниками музеев). Все экскурсии для участников проекта проведены бесплатно.
Участниками экскурсий стали обучающиеся 7-9 классов из Абаканской школы № 7, Абаканской школы № 32, Боградской спецшколы, Хакасской национальной гимназии-интерната им. Н.Ф. Катанова, Калининской школы, Расцветской школы, Школы-интерната для детей с нарушениями зрения, Школы-интерната для детей с нарушениями слуха
Социальные результаты
Участниками проекта «Маршруты Победы» стали 160 несовершеннолетних из числа обучающихся общеобразовательных учреждений.
Школьники получили знания о местах увековечения памяти Героев Отечества, познакомились с экспозициями музеев, расположенных на территории города Абакана.
По результатам опроса, проведенного среди участников проекта, более 96% отметили, что получили позитивные эмоции и испытали интерес к полученной информации. 94% школьников готовы принимать участие в подобных проектах в дальнейшем и порекомендовать такие экскурсии своим сверстникам. 84% участников указали, что им было интересно участвовать в экскурсиях с детьми из других образовательных учреждений.
Данная практика способствовала воспитанию патриотических чувств, интереса к родному краю и его истории
Этапы внедрения практики
- разработка экскурсионных маршрутов, согласование с музеями, экскурсоводами (апрель 2024)
- формирование целевых групп участников проекта (апрель 2024);
- реализация мероприятий, предусмотренных в рамках практики (май 2024);
- оценка эффективности практики (май 2024)
Социальная значимость практики
В настоящее время высок запрос общества на патриотическое воспитание подрастающего поколения. Важной задачей государства в условиях имеющихся вызовов, является ознакомление несовершеннолетних с историей страны, формирование интереса к родному краю и к подвигам героев-земляков, уважительного отношения к завоеваниям предыдущих поколений.
Проект «Маршруты Победы» показал себя как интересная для детей форма патриотического воспитания. Также данный проект способствовал удовлетворению потребности детей различных категорий в расширении круга общения, разнообразии повседневного режима жизни, расширении их кругозора
Ресурсное обеспечение практики
Кадровые ресурсы: педагоги образовательных учреждений, библиотек города Абакана, экскурсоводы музеев, туристского информационного центра Республики Хакасия.
Материально-технические ресурсы:
- аудиоаппаратура Управления культуры, молодежи и спорта Администрации г. Абакана;
- 8 автобусов, принадлежащих МБОУ «СОШ № 7» и МБОУ «СОШ № 32 г. Абакана, ГБОВУ РХ «Боградская спецшкола», ГБОУ РХ «Хакасская национальная гимназия-интернат им. Н.Ф. Катанова», МБОУ «Калининская СОШ» и МБОУ «Расцветская СОШ» Усть-Абаканского района, ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями зрения», ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями слуха»;
- музейные экспозиции Хакасского национального краеведческого музея им. Л.Р. Кызласова, Железнодорожного музея на станции Абакан; Музея военной славы Познанской железнодорожной бригады, Музея МВД по Республике Хакасия
Организации партнёры
- Хакасский республиканский совет ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов; Министерство образования и науки Республики Хакасия; Хакасский национальный краеведческий музей им. Л.Р. Кызласова; Музей военной славы Познанской железнодорожной бригады; Музей истории МВД по Республике Хакасия; Музей истории Красноярской железной дороги им. В.С. Чекчурина