География реализации практики
г. Чебоксары, Чебоксарский район Чувашской Республики
Период внедрения практики
1 октября 2023 года – 31 октября 2024 года
Целевые группы
Дети в особых жизненных ситуациях, формирующих психоэмоциональную травму, в том числе:
- утрата родителей (смерть, развод);
- жестокое обращение и преступные посягательства, в том числе сексуального характера (включая несовершеннолетних, ставших свидетелями);
- посттравматическое расстройство вследствие пережитых чрезвычайных ситуаций, включая острый стресс;
- дети из семей участников специальной военной операции
Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики
В настоящее время в России все больше приобретает актуальность проблема в сфере социальной реабилитации детей, перенесших психоэмоциональную травму.
Возможность получения семье вовремя оказанной, квалифицированной социально-психологической помощи, имеет критическое значение для благополучия ребенка и его окружения. Семьи, где ребенок пережил психоэмоциональную травму, нуждаются в поддержке и в комплексном сопровождении на протяжении решения проблем. Такие семьи часто сталкиваются с негативизмом детей, трудностями социальной адаптации, конфликтами с окружением как с взрослыми, таки и со сверстниками, суицидальным риском, нарушением поведения, в том числе с формированием преступного поведения и другие. Организация опорной площадки по оказанию помощи детям с психоэмоциональными травмами, позволит систематизировать и улучшить поддержку таким детям, задействовать все субъекты для формирования междисциплинарной команды, методической базы и резерва, чтобы каждая семья почувствовала себя нужной и защищенной
Цель практики
Повышение качества оказываемой помощи детям с психоэмоциональными травмами
Задачи практики
1. Нормативное и методическое обеспечение создания и деятельности региональной опорной площадки.
2. Организация обучения руководителей и специалистов по направлению деятельности региональной опорной площадки.
3. Оказание помощи детям с психоэмоциональными травмами.
4. Информирование представителей целевых групп о возможности получения помощи
5. Мониторинг качества оказания помощи детям с психоэмоциональными травмами.
6. Публичное представление результатов деятельности региональной опорной площадки.
Краткое описание практики
1. Утрата родителей (смерть, развод)
Основное количество обращений от органов опеки и попечительства, после проведенной информационной работы обращения стали поступать от школ. Дети, утратившие родителей, отличаются эмоциональной напряженностью, нарушениями межличностного взаимодействия, поло-ролевой идентификации, несформированной эмоциональностью и самоорганизации.
- При утрате обоих родителей, единственного родителя и невозможности передаче родственникам, ребенок помещается в стационарное отделение, где ему оказывают помощь специалисты разных сфер, при необходимости медицинское учреждение. Далее собираются данные от разных учреждений и от самого ребенка (в течение 3 дней). С ребенком проводится углубленная диагностика, установление контакта, налаживание доверительного общения. Далее проводится психологическая работа с ближайшим окружением: мотивационная беседа, налаживание межличностных отношений с ребенком посредством арт-терапии, песочной терапии. Проводится работа с ребенком по снятию эмоциональных барьеров в общении и снятие психоэмоционального напряжения в сенсорной комнате. Два раза в неделю проводятся групповые занятия по развитию необходимых навыков личности, посредством тренинговых упражнений, драматерапии, сказкотерапии, тематических бесед и т.п. Содействие в решение правовых вопросов при наличии, обеспечение всеми необходимыми вещами. Налаживание учебного процесса. Формирование позитивных интересов, посредством взаимодействия с НКО (в течение 1 месяца, пока родственники не оформят опеку). В г. Чебоксары опекаемый ребенок находится под сопровождением БОУ «Центр образования и комплексного сопровождения детей».
- При утрате одного из двоих родителей или при разводе, с согласия родителя семья находится под социально-психологическим сопровождением. Проводится комплексная психодиагностика ребенка и родителя. Проводится работа с ребенком по снятию эмоциональных барьеров в общении и снятие психоэмоционального напряжения в сенсорной комнате. Также групповые занятия родителя с ребенком по восстановлению связей в семье посредством арт-терапии, песочной терапии, игровых упражнений. Проведение семейных консультаций. Содействие в получение юридической помощи. Формирование позитивных интересов, укрепление детско-родительских отношений посредством взаимодействия с НКО. Также проводится консультация родителя семейным психологом, при необходимости с бывшим супругом, с целью увеличения ресурса родителя и мотивирование на дальнейшую работу. Включение в группу поддержки для родителей «За полшага до счастья», развитие родительской компетенции, научение навыкам разрешения конфликтных ситуаций и т.п. Включение в группу еженедельных встреч для детей «Место, где тебя ждут», для развития личностного потенциала, развития познавательной сферы, налаживания психоэмоционального состояния (в течение 1 года).
2. Жестокое обращение и преступные посягательства, в том числе сексуального характера (включая несовершеннолетних, ставших свидетелями)
Основное количество обращений от следственных органов и полиции. Дети, пережившие жестокое обращение, отличаются нарушениями в поведении, они могут испытывать сильный гнев и проявлять агрессию без видимых причин, либо напротив быть чрезмерно пассивным. Проявляется сильная педагогическая запущенность, дисгармония в межличностном общении. Первоначально решается вопрос о безопасном нахождении ребенка, оценка риска нарушения прав и законных интересов ребенка, при необходимости помещение в стационар или кризисное отделение для женщин. Часто родители не хотят взаимодействовать со специалистами, поэтому на первом этапе важно выстроить доверительные отношение, как с родителями, так и с ребенком, провести мотивирование родителя. Оказание экстренной психологической помощи и в сопровождение в правоохранительные органы при необходимости. Также сопровождение на медицинское освидетельствование. Содействие в получении юридической помощи. Если были выявлены в семье признаки острого социального неблагополучия, семья ставится на учет как находящаяся в социально опасном положении, за ней закрепляется специалист и составляется индивидуальная программа реабилитации семьи (в течение 1 года).
С ребенком проводится комплексная психологическая реабилитация, включая психологическое консультирование, коррекционные занятия, групповые занятия, семейные консультации. Проводится работа с ребенком по снятию эмоциональных барьеров в общении и снятие психоэмоционального напряжения в сенсорной комнате. Также групповые занятия родителя с ребенком по восстановлению связей в семье посредством арт-терапии, песочной терапии, игровых упражнений. Содействие в получение юридической помощи. Формирование позитивных интересов, укрепление детско-родительских отношений посредством взаимодействия с НКО. Два раза в неделю проводятся групповые занятия по развитию необходимых навыков личности, посредством тренинговых упражнений, драматерапии, сказкотерапии, тематических бесед и т.п. Налаживание учебного процесса (в течение от 3 до 6 месяцев).
3. Посттравматическое расстройство вследствие пережитых чрезвычайных ситуаций, включая острый стресс
Основное количество обращений от родителей несовершеннолетних. Детей, переживших острый стресс, может беспокоить нарушения сна, ощущения напряжения и тревоги, притупление эмоция, социальная депривация, асоциальное поведение. При обращении родителя ему оказываются срочные социальные услуги, такие как психологическая, юридическая, при возможности поддержка бытовыми принадлежностями. Оказывается правовая помощь, получение документов и т.д. Оказывается помощь в трудоустройстве, поиске жилья и т.п. При необходимости привлекаются учреждения НКО
Ребенку оказывается психологическая помощь (1 раз в неделю), проводится комплексная психодиагностика, посредством психологического консультирования с использованием арт-терапии, песочной терапии, метафорических карт и т.п. Налаживание психоэмоционального состояния посредством сенсорной комнаты, проводятся семейные встречи с целью налаживания детско-родительских отношений. При необходимости психологическая работа ведется совместно с психотерапевтической помощью в медицинском учреждении. Формирование позитивных интересов, посредством взаимодействия с НКО (в течение от 3 месяцев до 1 года). Включение в группу еженедельных встреч для детей «Место, где тебя ждут», для развития личностного потенциала, развития познавательной сферы, налаживания психоэмоционального состояния.
4. Дети из семей участников специальной военной операции
Основное количество обращений от родителей несовершеннолетних. Дети, из семей участников военной операции также переживают стресс, их также может беспокоить нарушения сна, ощущения напряжения и тревоги, агрессивное поведение, из-за состояния неопределенности. При обращении родителя ему оказываются срочные социальные услуги, такие как психологическая, юридическая, при возможности поддержка бытовыми принадлежностями. Оказывается правовая помощь, получение документов и т.д. При необходимости привлекаются учреждения НКО. Также проводится консультация мамы семейным психологом, с целью увеличения ресурса родителя и мотивирование на дальнейшую работу. Включение в группу поддержки для родителей «За полшага до счастья», развитие родительской компетенции, научение навыкам разрешения конфликтных ситуаций и т.п. (в течение 1 года).
Ребенку оказывается психологическая помощь (1 раз в неделю), проводится комплексная психодиагностика, посредством психологического консультирования с использованием арт-терапии, песочной терапии, метафорических карт и т.п. Налаживание психоэмоционального состояния посредством сенсорной комнаты, проводятся семейные встречи с целью налаживания детско-родительских отношений. Формирование позитивных интересов, посредством взаимодействия с НКО. Включение в группу еженедельных встреч для детей «Место, где тебя ждут», для развития личностного потенциала, развития познавательной сферы, налаживания психоэмоционального состояния (в течение от 3 месяцев до 1 года)
Социальные результаты
1. Утрата родителей (смерть, развод)
За время реализации проекта оказана помощь 20 детям. Из них 9 получили помощь в форме сопровождения, 11 – в стационарной форме, так как остались без попечения. Все 11 детей были переданы родственникам, за время работы между ними наладились межличностное общение, стабилизировалось психоэмоциональное состояние ребенка, преодолели трудности в социализации. Нежелательное поведение корректировалось. Снизился уровень травматизации семьи. Повысился уровень доступности внутренних и внешних ресурсов помощи
2. Жестокое обращение и преступные посягательства, в том числе сексуального характера (включая несовершеннолетних, ставших свидетелями)
За время реализации проекта оказана помощь 15 детям. Из них 2 получили помощь в форме сопровождения, 13 – в стационарной форме, так как решался вопрос о безопасном нахождении ребенка. У всех детей стабилизировалось психоэмоциональное состояние, преодолели трудности в социализации. Нежелательное поведение корректировалось. Снизился уровень травматизации семьи. Повысился уровень доступности внутренних и внешних ресурсов помощи.
3. Посттравматическое расстройство вследствие пережитых чрезвычайных ситуаций, включая острый стресс
За время реализации проекта оказана помощь 12 детям. Из них 12 получили срочную психологическую помощь, далее дети находились под социально-психологическим сопровождением. У всех детей стабилизировалось психоэмоциональное состояние, преодолены трудности в социализации. Нежелательное поведение корректировалось. Снизился уровень травматизации семьи. Повысился уровень доступности внутренних и внешних ресурсов помощи
4. Дети из семей участников специальной военной операции
За время реализации проекта оказана помощь 15 детям. Из них 10 получили помощь в форме сопровождения, 5 – в стационарной форме, так как решался вопрос об ограничение матери родительских прав. У всех детей стабилизировалось психоэмоциональное состояние. Проведена коррекция поведения, преодолены трудности социализации
Этапы внедрения практики
1. Разработка и подготовка проекта «Двери к доверию»: разработка методических материалов, систематизация маршрута оказываемой помощи, взаимодействие с другими субъектами региона, которые задействованы в проекте, формирование междисциплинарной команды «Мобильная бригада», согласование всех действий
2. Проведение работ требующих для создания уютного и функционального кабинета социально-психологической помощи, создание «Сенсорной комнаты», закупка необходимого оборудования.
3. Обучение специалистов, междисциплинарной команды навыкам установления доверительного контакта с ребенком и его семьей, навыкам мотивирования, включения в работу социально-психологического сопровождения, работе по типу клиентоориентированности.
4. Разработка и запуск в работу новых технологий социально-психологического сопровождения семьи.
5. Апробация и внедрение в работу новых видов социальных услуг, таких как клубы для родителей и детей, занятия для всей семьи, коррекция психоэмоционального состояния в сенсорной комнате, в том числе введение в работу дистанционного формата помощи.
6. Анализ внедрения практики, внесение коррективов.
7. Трансляция опыта проекта «Двери к доверию»
Социальная значимость практики
Внедренная практика проекта «Двери к доверию» позволила повысить уровень оказываемой социально-психологической помощи, задействовать и систематизировать все субъекты профилактики Чувашской Республики. Также позволила еще на раннем этапе включать семей в социально-психологическое сопровождение, чтобы проблема не начала разрушать жизнь ребенка и его окружение. Выявление проблемы, раннее вмешательство и сопровождение на протяжении решения – главные значимые показатели проекта «Двери к доверию».
Ресурсное обеспечение практики
Материальные ресурсы
- Финансирование учреждения осуществляется за счет средств республиканского бюджета, предоставляемых министерством труда и социальной защиты населения Чувашской Республики в виде субсидий на выполнение государственного задания.
- Выезды осуществляются на транспортном средстве учреждения, для организации приема граждан применяется цифровое оборудование — моноблоки, принтеры.
- Для организации дистанционного сопровождения применяются – ноутбук, планшет, наушники с микрофоном
- Для оснащения сенсорной комнаты было закуплено оборудование: Волшебный шатер, пузырьковая панель, интерактивная песочница, фибриоптический тоннель, фибриоптический ковер, световая каскадирующая рубка, тактильные панели
- Для организации социально-психологического сопровождения необходимы: ноутбук, комплект психодиагностических методик, арт-терапевтические комплексы, набор психологических игр.
Кадровые ресурсы
-Выезды осуществляются межведомственной бригадой специалистов (специалисты Семейного МФЦ, психолог, специалисты отдела опеки и попечительства, органы ПДН другие).
-Комплексное социально-психологическое сопровождение семьи осуществляет: специалист «Мобильной бригады», закрепленный за ребенком, психолог, специалист по работе с семьей с функциями социального педагога, заведующая отделением, при необходимости дефектолог
Управленческие ресурсы
Планирование, контроль, мониторинг и другие процедуры, направленные на эффективное и рациональное использование ресурсов и снижение риска в деятельности организации осуществляет директор учреждения.
Организации партнёры
- Уполномоченный по правам ребенка в Чувашской Республике
- Администрация Московского района г. Чебоксары (включая отдел опеки и попечительства, комиссию по делам несовершеннолетних)
- Образовательные учреждения г. Чебоксары (школы, взаимодействие с педагогами)
- Некоммерческие организации г. Чебоксары
- Медицинские организации г. Чебоксары