География реализации практики
Липецкая область, 19 муниципальных образований
Период внедрения практики
2 года 4 месяца (с 23.05.2022 года по настоящее время)
Целевые группы
Дети и подростки от 11 до 18 лет
Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики
В условиях глобальных перемен в жизни нашего общества наряду с позитивными преобразованиями, к сожалению, усиливается и ряд негативных тенденций. Наиболее восприимчивыми к принятию негативных ценностных и поведенческих установок оказываются дети. Проблемы, на решение которых направлен проект «Арбуз»:
- низкий уровень нравственного сознания;
- эмоциональная неразвитость;
- ощущение ненужности никому, одиночество;
- недоверие ко взрослым и в семье, и в школе;
- отсутствие дружеских отношений со сверстниками.
Кроме этого, дети и подростки в силу своего возраста, особенностей развития, страха
или стресса иногда не могут сами обратиться за помощью, боятся распространения информации о произошедшей с ними ситуации, воздействии тех или иных угроз, влияющих на их психологическое и физическое состояние. Из-за этого ребенок, оказавшийся в беде, часто остается один на один со своими проблемами.
Цель практики
Целью практики является формирование психологической культуры детей, подростков, молодежи, профилактика деструктивных форм поведения несовершеннолетних, психологическая помощь и поддержка
Задачи практики
1. Повысить психологическую культуру детей в формах самовыражения, умения управлять своим состоянием, в вопросах стратегий и методов эффективного общения;
2. Создать условия психологической безопасности;
3. Обучить детей навыкам конструктивного поведения во взаимоотношениях с другими людьми;
4. Развить позитивное отношение к самим себе и к окружающему обществу,
5. Мотивировать детей на обращение за консультативной помощью и психологической поддержкой в трудных жизненных ситуациях.
Краткое описание практики
Проект «Арбуз» — это коллаборация психологов и подростков - волонтеров, которые вместе создают доброе, теплое и поддерживающее пространство. Это сообщество, в котором есть психологические ответы на важные вопросы.
Структура Проекта «Арбуз» включает в себя онлайн и офлайн площадки:
1. Онлайн-площадка Проекта в группе Telegram-канала «Арбуз». Размещение информационно-просветительских материалов психолого-педагогического, социального, формирующего, развивающего, экспертного характера на онлайн-площадке Проекта в группе Telegram-канала «Арбуз» https://t.me/aRbuzlip. Также это пространство содержит психологические тесты и опросники по разным тематикам, позитивные картинки и картинки-мотиваторы, подборку фильмов и литературы. Наполнение контента Telegram-канала «Арбуз» происходит еженедельно.
2. Очные тематические мероприятия для детей и подростков проводятся в формате психологических тренингов, игр, мастер-классов и пр. («Мир! Дружба! Жвачка!», «Мальчики и девочки: Мир да Лад», «Дружба – это важно!», праздник «Ярмарка доверия», приуроченный к Международному дню Детского телефона доверия и др.).
3. Работает чат-бот «Арбузер», где дети и подростки могут анонимно обратиться за помощью к профессиональному психологу. При получении сообщения, координатор выбирает психолога, специализирующегося по данному вопросу, и направляет ему запрос. В случае необходимости, несовершеннолетнему предлагают очный прием.
Социальные результаты
В результате участия в проекте «Арбуз» дети и подростки получают профессиональную психолого-педагогическую помощь и поддержку в разных формах, форматах, направлениях, тематиках и пр. Все это способствует формированию и развитию показателей психологической безопасности личности детей и подростков. За период реализации проекта в Telegram-канале «Арбуз» https://t.me/aRbuzlip размещено более 800 публикаций. Проведено 24 очных мероприятия. В чат-бот поступило более 200 сообщений от детей и подростков.
Этапы внедрения практики
Подготовительный: 1. Исследование запроса целевой группы (очные встречи).
2. Онлайн опрос.
3. Разработка нормативно-правовых документов Проекта.
4. Информационная кампания о реализации Проекта (информация в социальных сетях, распространение буклетов в образовательных организациях).
Основной: 5. Реализация Проекта на территории Липецкой области.
Социальная значимость практики
Социальная значимость проекта связана с направленностью оказания психологической помощи детям и подросткам, формирование их личной и социальной компетентности, т.е. развитие у них позитивного отношения к самим себе и к окружающему обществу, укрепление чувства самоуважения, развитие способности критически мыслить, умение ставить социально значимые цели и принимать решения.
Ресурсное обеспечение практики
Центр обладает необходимыми ресурсами для реализации практики, в том числе кадровыми, материально-техническими, методическими, информационными. В мероприятиях участвуют высококвалифицированные психологи. Для информирования о мероприятиях размещаются анонсы в социальных сетях Центра, анонсы распространяются в образовательных организациях, чатах класса. Разрабатываются и распространяются буклеты. Очные интерактивы проводятся в тренинговом зале Центра или площадках партнеров
Организации партнёры
- В ходе реализации Проекта осуществляется взаимодействие с управлением образования и науки Липецкой области, департаментом образования администрации г. Липецка, образовательными организациями Липецкой области, управлением культуры и туризма Липецкой области, управлением молодежной политики Липецкой области, ЛРОО «Коллегия психологов».