Практика:

Приёмы нейростимуляции при развитии артикуляционной моторики у детей с дизартрией

Номинация:
Не номинирована

География реализации практики

Ярославская область

Период внедрения практики

3 года 8 месяцев (с 02 декабря 2020 года по настоящее время)

Целевые группы

Дети дошкольного и младшего школьного возраста от 3 до 11 лет  с ОВЗ и дети-инвалиды

Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики

В настоящее время одной из актуальных проблем коррекционной педагогики является нарушение речи и, в частности, проблема дизартрии, коррекция которой имеет важное медико-педагогическое и социальное значение. Увеличивается количество детей, у которых речевое расстройство связано с органическим поражением центральной нервной системы, поэтому особую актуальность приобретает создание оптимальной системы комплексной помощи таким детям, которая помогает им в подготовке к школьному обучению.

Традиционные методики коррекционно-логопедической работы не всегда достаточно эффективны, что обуславливает поиск новых путей коррекции, использование инновационных методик. Мы взяли за основу использование приёмов нейростимулирования.

Цель практики

Оптимизация процесса развития артикуляционной моторики у детей с дизартрией приёмами нейростимуляции

Задачи практики

- разработать систему развития артикуляционной моторики у детей с дизартрией, используя приёмы нейростимуляии; комплекс упражнений артикуляционной гимнастики с функциональной нагрузкой; комплекс упражнений артикуляционной гимнастики с применением элементов биоэнергопластики;

- внедрить приёмы нейростимуляции в практику специалистов центра и в комплексную реабилитацию детей с дизартрией в Рыбинском РЦ «Здоровье».

Краткое описание практики

Существует множество подходов по развитию артикуляционной моторики при дизартрии. Изучив теоретические и практические подходы, мы разработали авторскую систему работы по развитию артикуляционной моторики у детей с дизартрией с помощью приёмов нейростимуляции. Работа ведется поэтапно, прорабатывая все функциональные блоки мозга, от «простого к сложному». Развитие артикуляционной моторики происходит: пассивно, пассивно-активно, статически, с функциональной нагрузкой, с биоэнергопластикой. Мы считаем, что данная система работы способствует развитию мозговых структур с помощью усиления афферентных ощущений тактильно-кинестетических связей. Приемы нейростимуляции на логопедических занятиях развивают произвольное и непроизвольное внимание, переключаемость и концентрацию, разные виды мышления, улучшают сенсомоторный контроль.

Социальные результаты

Представленная система работы по развитию артикуляционной моторики с помощью приёмов нейростимуляции у детей с дизартрией направлена на всех участников образовательных отношений:

- для детей с дизартрией оптимизирован процесс развития артикуляционной моторики приёмами нейростимуляции;

- для специалистов разработаны методические, дидактические материалы для комплексной коррекционно-логопедической работы с детьми и семьями воспитанников;

-для родителей (законных представителей) воспитанников обеспечены условия для активного вовлечения их  в коррекционно-логопедический процесс, предлагается практический инструментарий для занятий в домашних условиях; подобраны информационно-методические материалы, которые помогут взрослым в настоящий момент;

- в учреждении создана доступная развивающая среда для комплексной реабилитации детей с дизартрией.

Этапы внедрения практики

Подготовительный этап - создание условий для  развития артикуляционной моторики приёмами нейростимуляции у детей с дизартрией, активизация мотивационной заинтересованности у детей, с использованием нетрадиционных приёмов.

1 этап - внедрение практики, разработка и апробирование образовательной модели по системе развития артикуляционной моторики у детей с дизартрией.

2 этап - анализ эффективности реализации практики (логопедическое обследование)

Социальная значимость практики

Для специалистов - система работы будет полезна для профилактической и реабилитационной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

Для родителей – повышение компетенции в речевом развитии детей с  ОВЗ и детей-инвалидов  в домашних условиях.

Ресурсное обеспечение практики

Учреждение обладает необходимыми ресурсами для реализации практики: кадровыми, материально-техническими, методическими (обучающие занятия проходят в триаде «логопед- ребёнок-родитель», с целью повышения «родительской компетентности». Проводится индивидуальное консультирование, с целью обмена мнениями и практическими рекомендациями, групповые практикумы. Среди родителей распространяются  памятки, буклеты, с целью обучения способам и приемам активизации всех компонентов речевой системы детей. Организовано дистанционное обучение родителей, с целью обеспечения систематической информированности о ходе коррекционно-логопедической работы: онлайн-консультации, цикл обучающих видеороликов специалиста, обратная связь (видеоролики родителей о выполнении занятий в домашних условиях). Информационный ресурс (фото и видео практики выставляется в сообществе Рыбинского РЦ «Здоровье»  и на официальном сайте 

Организации партнёры

  • Муниципальное учреждение "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Центр помощи детям "

Фото материалы

Приложения

Визуальное представление практики

Дополнительные материалы

Сведения об организации

Название организации:
Государственное казенное учреждение социального обслуживания Ярославской области Рыбинский реабилитационный центр "Здоровье" для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья
Адрес (юридический или фактический):
Ярославская область, г. Рыбинск, ул. 50 лет ВЛКСМ, д.52
Руководитель организации:
Алла Германовна Разживина
Контактное лицо:
Полина Сергеевна Захарова
E-mail организации:
Сайт организации: