География реализации практики
Ярославская область
Период внедрения практики
3 года 8 месяцев (с 02 декабря 2020 года по настоящее время)
Целевые группы
Дети дошкольного и младшего школьного возраста от 3 до 11 лет с ОВЗ и дети-инвалиды
Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики
В настоящее время одной из актуальных проблем коррекционной педагогики является нарушение речи и, в частности, проблема дизартрии, коррекция которой имеет важное медико-педагогическое и социальное значение. Увеличивается количество детей, у которых речевое расстройство связано с органическим поражением центральной нервной системы, поэтому особую актуальность приобретает создание оптимальной системы комплексной помощи таким детям, которая помогает им в подготовке к школьному обучению.
Традиционные методики коррекционно-логопедической работы не всегда достаточно эффективны, что обуславливает поиск новых путей коррекции, использование инновационных методик. Мы взяли за основу использование приёмов нейростимулирования.
Цель практики
Оптимизация процесса развития артикуляционной моторики у детей с дизартрией приёмами нейростимуляции
Задачи практики
- разработать систему развития артикуляционной моторики у детей с дизартрией, используя приёмы нейростимуляии; комплекс упражнений артикуляционной гимнастики с функциональной нагрузкой; комплекс упражнений артикуляционной гимнастики с применением элементов биоэнергопластики;
- внедрить приёмы нейростимуляции в практику специалистов центра и в комплексную реабилитацию детей с дизартрией в Рыбинском РЦ «Здоровье».
Краткое описание практики
Существует множество подходов по развитию артикуляционной моторики при дизартрии. Изучив теоретические и практические подходы, мы разработали авторскую систему работы по развитию артикуляционной моторики у детей с дизартрией с помощью приёмов нейростимуляции. Работа ведется поэтапно, прорабатывая все функциональные блоки мозга, от «простого к сложному». Развитие артикуляционной моторики происходит: пассивно, пассивно-активно, статически, с функциональной нагрузкой, с биоэнергопластикой. Мы считаем, что данная система работы способствует развитию мозговых структур с помощью усиления афферентных ощущений тактильно-кинестетических связей. Приемы нейростимуляции на логопедических занятиях развивают произвольное и непроизвольное внимание, переключаемость и концентрацию, разные виды мышления, улучшают сенсомоторный контроль.
Социальные результаты
Представленная система работы по развитию артикуляционной моторики с помощью приёмов нейростимуляции у детей с дизартрией направлена на всех участников образовательных отношений:
- для детей с дизартрией оптимизирован процесс развития артикуляционной моторики приёмами нейростимуляции;
- для специалистов разработаны методические, дидактические материалы для комплексной коррекционно-логопедической работы с детьми и семьями воспитанников;
-для родителей (законных представителей) воспитанников обеспечены условия для активного вовлечения их в коррекционно-логопедический процесс, предлагается практический инструментарий для занятий в домашних условиях; подобраны информационно-методические материалы, которые помогут взрослым в настоящий момент;
- в учреждении создана доступная развивающая среда для комплексной реабилитации детей с дизартрией.
Этапы внедрения практики
Подготовительный этап - создание условий для развития артикуляционной моторики приёмами нейростимуляции у детей с дизартрией, активизация мотивационной заинтересованности у детей, с использованием нетрадиционных приёмов.
1 этап - внедрение практики, разработка и апробирование образовательной модели по системе развития артикуляционной моторики у детей с дизартрией.
2 этап - анализ эффективности реализации практики (логопедическое обследование)
Социальная значимость практики
Для специалистов - система работы будет полезна для профилактической и реабилитационной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
Для родителей – повышение компетенции в речевом развитии детей с ОВЗ и детей-инвалидов в домашних условиях.
Ресурсное обеспечение практики
Учреждение обладает необходимыми ресурсами для реализации практики: кадровыми, материально-техническими, методическими (обучающие занятия проходят в триаде «логопед- ребёнок-родитель», с целью повышения «родительской компетентности». Проводится индивидуальное консультирование, с целью обмена мнениями и практическими рекомендациями, групповые практикумы. Среди родителей распространяются памятки, буклеты, с целью обучения способам и приемам активизации всех компонентов речевой системы детей. Организовано дистанционное обучение родителей, с целью обеспечения систематической информированности о ходе коррекционно-логопедической работы: онлайн-консультации, цикл обучающих видеороликов специалиста, обратная связь (видеоролики родителей о выполнении занятий в домашних условиях). Информационный ресурс (фото и видео практики выставляется в сообществе Рыбинского РЦ «Здоровье» и на официальном сайте
Организации партнёры
- Муниципальное учреждение "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Центр помощи детям "