Практика:

«Право быть равным»

Номинация:
Не номинирована

География реализации практики

Калужская область - 7 учреждений социального обслуживания (психоневрологические)

Период внедрения практики

4 года 9 месяцев (С 1 декабря 2019 года по настоящее время)

Целевые группы

  • Воспитанники детского дома социального обслуживания.
  • Дети-инвалиды в возрасте от 14 до 18 лет.
  • Инвалиды из числа воспитанников в возрасте до 23лет

Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики

Одной из важных и актуальных проблем, стоящих практически перед каждым детским домом, где проживают дети с умственной отсталостью, является проблема подготовки его выпускников к самостоятельной жизни в социуме. Вхождение выпускников детских домов социального обслуживания в самостоятельную жизнь сопряжено с большими сложностями, такими как,  организация быта, питания, досуга, взаимодействие с широким социумом и другие. Воспитанники с нарушением интеллекта имеют невысокий адаптационный потенциал и испытывают недостаток внутренних ресурсов для изменения как себя лично, так и ситуации, в которой оказываются. Выраженные интеллектуальные нарушения у детей – стойкие, необратимые нарушения познавательной деятельности, вызванные органическими повреждениями коры головного мозга, – ограничивают возможность приобретать новые представления и навыки, а также использовать их в жизни. Помимо позднего развития и значительного снижения интеллекта характерны грубые нарушения всех сторон психики: мышления, речи, памяти, внимания, моторики, эмоционально-волевой сферы.  Для успешной адаптации и интеграции они нуждаются в специально организованной помощи, направленной на их активное включение в социум

Цель практики

Формирование у воспитанников детского дома социального обслуживания базовых жизненных навыков, обеспечивающих независимость в быту или социуме

Задачи практики

·                   создать условия для подготовки к самостоятельной жизни, оптимального развития и социальной адаптации (социализации) детей  и подростков с ментальными нарушениями средствами технологии «тренировочная квартира»;

·                   способствовать приобретению воспитанниками практических социально-бытовых навыков самостоятельного ведения домашнего хозяйства: приготовление пищи, уборка жилых помещений, уход за собой, одеждой и обувью;

·                    способствовать приобретению практических навыков самостоятельного осуществления покупок качественного товара в соответствии с запланированным бюджетом;

преодолеть зависимости детей и  подростков с ментальными нарушениями  от других людей, активизировать их собственные внутренние ресурсы

Краткое описание практики

Практика направлена на подготовку воспитанников к дальнейшему жизнеустройству посредством учебно-тренировочной квартиры. Организация проживания детей выстраивается в соответствии с программой учебного сопровождаемого проживания.  Программа развивает у воспитанников навыки в сферах самоорганизации, коммуникации, самообслуживания, обеспечивает достижение детьми максимально возможного для них уровня самостоятельности – важнейшего условия для успешной адаптации во взрослом стационарном учреждении и фактора, определяющего качество жизни. Необходимый уровень самостоятельности позволяет также повысить шансы на включение инвалида в социальную жизнь и проживание вне стационарного учреждения. Практика  реализуется в 2 форматах:  тренировочная квартира и группа сопровождаемого взросления. 

- В тренировочной квартире дети проживают  три недели по 2 человека.

- В группе сопровождаемого взросления дети проживают на подготовительном этапе и этапе после проживания.

 Таким образом, на подготовительном этапе происходит подготовка к проживанию, сам этап проживания и закрепление полученных навыков на этапе проживания в группе сопровождаемого взросления. Развитие соответствующих навыков включено в повседневную деятельность воспитанников и может принимать разнообразные формы – кулинария, хозяйственная деятельность, закупка продуктов, и многое другое. При выполнении каждого из заданий воспитанник получает практические знания и умения, которые будут ему необходимы в дальнейшей жизни. Работа по формированию любого бытового и социального навыка, происходит в процессе самостоятельного выполнения действий, при постепенном снижении помощи со стороны. Хорошая оснащенность тренировочной квартиры приобщает детей к пользованию бытовой техникой и кухонными приборами – стиральной машиной, микроволновой печью, кухонным комбайном и т.д. Ежевечерняя уборка квартиры и еженедельные генеральные уборки способствуют закреплению навыков пользования пылесосом, применение различных моющих и чистящих средств в процессе ухода за мебелью, одеждой, цветами, содержание в чистоте и порядке жилища и личных вещей. Воспитатель обучает детей соблюдению норм личной гигиены, ухода за телом, использованию необходимых косметических средств (шампуня, мыла или геля для душа, дезодоранта и проч.), а также ручной стирке белья. В тренировочной квартире были созданы все условия для автономного проживания воспитанников. Отдельный вход. Дверь закрывалась на ключ, который находился у детей. На двери установлен звонок, и зайти в гости можно было только по приглашению детей. Созданы условия максимально приближенные к домашним. Имеется санузел, подсобное помещение, там стоит стиральная машина, сушилка для белья и инвентарь для уборки помещений квартиры, пылесос. Комната отдыха, в которой дети проводят свободное время, смотрят телевизор или занимаются творческими коллективными делами. Две спальни. Каждая спальная комната укомплектована кроватью, столом, шкафом, прикроватной тумбочкой. Кухня, оснащенная современными бытовыми приборами: электрическая варочная панель, мультиварка, микроволновка, электрический чайник, посудомоечная машина, блендер, миксер, холодильник. Особое внимание было уделено оснащению среды квартиры визуальными помощниками: визуальные правила, интерактивный календарь, экран оценки дня, визуальное расписание, график уборки, экран для выбора досуга, «чемодан».  Динамические визуальные помощники:  визуальные альбомы-инструкции (пылесос, мульти варка, микроволновка, посудомоечная машина, стиральная машина)  и визуальные рецепты с карточками продуктов, необходимых для приготовления блюда по рецепту. Каталоги «уборка», «бытовые дела», «досуг». Коллективные визуальные помощники: экран образовательной деятельности, пиктограммы дежурств: «ответственный за ключ», «дежурить по столовой», «выбросить мусор». В группе сопровождаемого взросления созданы идентичные условия проживания.  Имеются два санузла, подсобное помещение, там стоит стиральная машина, сушилка для белья и инвентарь для уборки помещений группы, пылесос.  Комната отдыха, в которой дети проводят свободное время, смотрят телевизор или занимаются творческими коллективными делами. Четыре спальни, в каждой комнате проживают по два воспитанника. Каждая спальная комната укомплектована столом, шкафом, прикроватными тумбочками. Кухня, оснащена современными бытовыми приборами: электрическая варочная панель, микроволновка, электрический чайник, блендер, миксер, холодильник. Группа сопровождаемого взросления, также оснащена различными визуальными помощниками: визуальные правила, интерактивный календарь, экран оценки дня, визуальное расписание, график уборки, экран для выбора досуга, «чемодан». Динамические визуальные помощники:  визуальные альбомы-инструкции (пылесос, мульти варка, микроволновка, посудомоечная машина, стиральная машина)  и визуальные рецепты с карточками продуктов, необходимых для приготовления блюда по рецепту. Каталоги «уборка», «бытовые дела», «досуг», «работа в саду». Коллективные визуальные помощники: экран образовательной деятельности, пиктограммы дежурств: «дежурить по столовой»

Социальные результаты

При реализации практики получены следующие социальные результаты:

1. Опыт проживания в учебно-тренировочной квартире получили 22 воспитанника; 

2. С целью распространения опыта внедрения социальной практики разработаны и размещены в открытом доступе материалы кейса учреждения, вошедшего в  сборник кейсов: Учебное сопровождаемое проживание: от идеи до результата: Сборник кейсов – СПб.: “Айсинг”, 2020 – 244 с. ББК 60.99 © Авторский коллектив, 2020 © БФ «Расправь крылья!», 2020

3. С целью популяризации формы работы с инвалидами в стационарных условиях проведен семинар для домов социального обслуживания Калужской области;

4. С целью методической поддержки внедрения социальной практики разработан и напечатан  «Сборник визуальных рецептов»;

5. Для воспитанников участие в практике - это нормализация и повышение качества  жизни воспитанников через  устойчивое развитие навыков в сфере самообслуживания, самоорганизации, коммуникации и неквалифицированного труда. Ребята стали выполнять то или иное действие по собственной инициативе без указания со стороны взрослого.  Посещение объектов социальной инфраструктуры – магазина, дало  представление о таких понятиях, как «деньги», «товар», «совершить покупку» и т.д. С внедрением визуальных помощников, качество жизни воспитанников значительно улучшилось. Повысился уровень самоорганизации. Научились пользоваться бытовыми приборами: стиральная машина, пылесос, посудомоечная машина, утюг. Получили представление о приготовлении блюд, в том числе с использованием кухонной техники: мультиварки, микроволновки и т.д.

Этапы внедрения практики

1.Подготовительный: разработка нормативно-правовых документов работы учебно-тренировочной квартиры.

2. Повышение квалификации специалистов организации: обучение с участием в 8 вебинарах, 14 видео уроках, стажировка в ЦССВ «Вера, Надежд. Любовь», а также стажировка в онлайн формате.

3. Создание материальной базы: созданы все условия для автономного проживания воспитанников в условиях учебно-тренировочной квартиры и группы сопровождаемого проживания.

4. Практическая апробация: реализация проекта «Территория Роста. РФ» (сопровождаемое проживание в условиях учебно-тренировочной квартиры), программы «Хочу.Могу.Делаю» в условиях детского дома.

5. Мониторинг реализации и достижения планируемых результатов проекта «Территория Роста. РФ» (сопровождаемое проживание в условиях учебно-тренировочной квартиры), программы «Хочу.Могу.Делаю», корректировка программы развития.

6.Дальнейшее внедрение практики с учетом внесённых рекомендаций.

7. Трансляция опыта на территории субъекта

Социальная значимость практики

В процессе учебно-сопровождаемого проживания на базе тренировочной квартиры воспитанники овладевают и закрепляют недостающие умения и навыки, необходимые для самостоятельного проживания вне стен детского дома также учебно-сопровождаемое проживание способствовать максимально возможному развитию у детей и подростков с ментальными нарушениями, базовых жизненных навыков, необходимых для самостоятельности, таких как:

·     владение навыками самообслуживания:

·     приготовление пищи;

·     соблюдение санитарно – гигиенических норм;

·     уход за одеждой и обувью;

·     совершение мелких покупок;

·     взаимодействие с объектами социальной инфраструктуры;

·     распределение имеющихся ресурсов (денежных, материальных, временных и т. д.)

·     умение вступать в контакт с незнакомыми людьми;

·     умение в повседневной жизни соблюдать социальные нормы;

·     готовность принимать самостоятельные решения;

·     способность делать осознанный  выбор;

·     способность занимать внешнюю (рефлексивную) позицию по отношению к самому себе и своей деятельности;

·     умение осуществлять самооценку и самоанализ своих действий;

·     способность предвидеть последствия своих действий и готовность принять на себя ответственность за эти последствия;

·     готовность соблюдать принятые на себя обязательства;

·     умение самостоятельно планировать свои дальнейшие действия

Таким образом, практика имеет значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем в масштабе учреждения, позволяет добиться изменений по повышению уверенности в своем будущем у воспитанников, развитие у них навыков социального взаимодействия и расширения социальных связей

Ресурсное обеспечение практики

Разработка практики велась в рамках реализации проекта «Территория роста РФ», в ней приняли участие:

§     Заместитель по учебно-воспитательной части - 1

§     Педагог - психолог- 1

§     Учитель - 1

§     Старший воспитатель - 2

§     Воспитатель - 3

§     Учитель-логопед - 1

Организации партнёры

  • В ходе реализации практики осуществлялось взаимодействие с центром содействия семейного воспитания «Вера, Надежд. Любовь», благотворительным фондом социальной помощи детям «Расправь крылья!», благотворительным фондом «Образ жизни», благотворительным фондом «Абсолют – Помощь»

Фото материалы

Приложения

Презентация

Дополнительные материалы

Сведения об организации

Название организации:
Государственного казенное учреждения Калужской области «Полотняно-Заводской детский дом социального обслуживания»
Адрес (юридический или фактический):
Калужская область, Дзержинский район, дер. Старки, дом 68
Руководитель организации:
Буланова Наталья Александровна
Контактное лицо:
Буланова Наталья Александровна
E-mail организации: