Практика:

Практика «Я могу сам!» по формированию самостоятельности детей-инвалидов в быту и повседневной жизни

Номинация:
Не номинирована

География реализации практики

Городской округ Архангельской области «Котлас»

Период внедрения практики

1 год (с 01.01.2023г. по настоящее время)

Целевые группы

Дети-инвалиды от 7 до 18 лет.

Семьи, воспитывающие детей - инвалидов

Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики

Комплексная реабилитация, максимальное развитие функциональных возможностей и  уменьшение ограничений жизнедеятельности  ребенка-инвалида, подготовка и включение детей с нарушениями в развитии в социальную среду в качестве полноправных членов общества, повышение уровня самостоятельности и качества жизни детей-инвалидов и семей (законных представителей)

Цель практики

Оказание помощи детям-инвалидам в максимальной реализации своих возможностей в быту и иной жизнедеятельности, а также социальная адаптация и интеграция в общество

Задачи практики

- создание условий для формирования у детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями бытовых и необходимых навыков жизнедеятельности, умения ориентироваться в окружающем социуме; 

-обучение родителей (законных представителей) эффективным технологиям и методикам социальной адаптации детей-инвалидов; 

- формирование самостоятельности детей-инвалидов в быту и повседневной жизни, активное приспособление ребёнка к социальной среде

Краткое описание практики

Одним из приоритетных направлений в комплексной реабилитации центра является социальная реабилитация и адаптация, способствующая развитию  функциональных возможностей ребенка, подготовке и включению детей с нарушениями в развитии в социальную среду в качестве полноправных членов общества.

Статистика показывает, что дети, проходящие реабилитацию в нашем учреждении, испытывают сложности в формировании навыков социально-бытовой адаптации. Отмечаются низкие показатели:

-в самообслуживании (умение самостоятельно принимать пищу, одеваться, гигиенические навыки);

- в помощи родителям по ведению домашних дел (уборка помещений, приготовление пищи, совершение покупок и пр.);

- в социальном взаимодействии (умение  результативно общаться в соответствии с ситуацией).

      К основным причинам сложности в формировании навыка можно отнести особенности детей. Анализируя контингент детей, посещающих наше учреждение, выявлено, что большая часть детей с инвалидностью имеет ментальные, тяжёлые и множественные нарушения в развитии. В связи с особенностями в развитии дети отличаются выраженной недостаточностью мотивационной и познавательной сферы, что обуславливает их низкую работоспособность и трудности в овладении знаниями и умениями. 95% детей воспитываются в семьях. Несмотря на то, что все родители хотят, чтобы их дети выросли самостоятельными, обычно происходит обратное. Выполняя ежедневный уход за «особым» ребенком, они взваливают все заботы по дому на себя. Такая чрезмерная забота и гиперопека со стороны близкого окружения является одной из причин, препятствующей развитию социально-бытовых навыков у детей с инвалидностью.

 Для многих детей-инвалидов первичная положительная социализация начинается в условиях нашего центра. Именно у нас, в центре, закладываются многие важные качества, знания и умения для последующей самостоятельной жизни ребенка. В связи с вышеперечисленными фактами, специалисты нашего учреждения поставили цель разработки подходов оказания помощи «особым» детям: повышение уровня самостоятельности в быту и повседневной жизни.

       Для достижения этой цели в учреждении реализуется практика «Я могу сам!» в реабилитации  детей-инвалидов в возрасте от 8 до 17 лет. Ежегодно более 30 детей получают социальные услуги в рамках практики  в соответствии с индивидуальной программой предоставления услуг. Продолжительность обучения зависит от индивидуальных особенностей ребенка и соответствует продолжительностью курса реабилитации.  

    Практика предполагает проведение мероприятий по социально-бытовой адаптации, обучение детей навыкам поведения в быту и общественных местах, формирование позитивных интересов (в том числе в сфере досуга).

Ещё одним важным направлением практики является использование средств альтернативной коммуникации: визуальные правила,  визуальные листы (таблицы, схемы, карты) – своего рода визуальные помощники,  способствующие социальному взаимодействию и общению детей, испытывающих сложности в планировании деятельности и коммуникации.

       Мероприятия по программе проводят социальные педагоги и учителя-дефектологи. Программа включает в себя занятия в групповых комнатах, кабинетах специалистов, занятия в комнате социально-бытовой реабилитации, повседневную деятельность детей, домашние задания, а также обучающие мероприятия (экскурсии) в общественные места за пределами учреждения. Разделы программы разнообразны и могут варьироваться в зависимости от индивидуальных потребностей ребенка и семьи, например:  «Личная гигиена», «Одежда и обувь», «Мой дом», «Уборка в доме и бытовые предметы», «Питание», «Магазин», «Досуг», и др.

       При формировании самостоятельности в социально-бытовых навыках специалисты совместно с семьей учитывают такие факторы, как:

-  интересы ребенка (обучение не должно вызывать негативного отношения к процессу);

 - индивидуальные возможности ребенка (необходимо определить, что сможет ребенок делать самостоятельно, а где нужна помощь взрослого);

- физические возможности ребенка и степень ограничений (оценка доступности среды, инвентаря, мебели и помещения и др.).

Социальные результаты

Опыт применения практики показал, что при правильно выстроенной работе и совместной помощи семьи можно добиться положительных результатов:

- в повышении уровня сформированности социально-бытовых навыков у детей-инвалидов, перенос полученных знаний и навыков в реальную жизнь;

- в повышении уровня коммуникативных и социальных навыков у детей-инвалидов;

- в повышении самооценки ребенка-инвалида, уверенности в своих силах;

- в повышении уровня удовлетворенности семей улучшением ситуации по развитию самостоятельности детей-инвалидов в быту и общественных местах.

Этапы внедрения практики

Подготовительный этап: определение задач индивидуальной работы и работы в группе, стимулирование заинтересованности детей-инвалидов. 

Практический этап: формирование социально-бытовых знаний, умений и навыков в процессе реабилитации. 

Заключительный этап: закрепление приобретенных знаний, умений и навыков (отработка в повседневной/домашней обстановке). 

Трансляция опыта на территории субъекта.

Социальная значимость практики

Социальная значимость практики заключается в помощи детям-инвалидам и их семьям (законным представителям) в освоении детьми навыков самостоятельности в быту и повседневной жизни. Расширяется социальное функционирование ребенка-инвалида, появляется способность к самообслуживанию и общению. Данная практика возможна для применения специалистами различных организаций, оказывающих услуги детям-инвалидам.

Ресурсное обеспечение практики

Учреждение обладает необходимым ресурсом для реализации практики, в том числе кадровым, материально-техническим, методическим и информационным (сайт и официальная группа в ВКонтакте). Реализация практики осуществляется с использованием имеющегося оборудования в учреждении (групповые комнаты, кабинеты специалистов, комната социально-бытовой реабилитации, компьютерное и мультимедийное оборудование, технические средства реабилитации (средства альтернативной коммуникации), буклеты, статьи, брошюры, методические рекомендации и разработки (анкеты, конспекты занятий и т.д.), наглядные материалы (презентации, видеофильмы, обучающие видеоуроки) и др.). Для реализации практики в учреждении создана доступная, безбарьерная среда. Имеющееся оборудование, предполагаемое к использованию при реализации практики, приобретено учреждением ранее в рамках государственных программ.

Фото материалы

Приложения

Визуальное представление практики

Сведения об организации

Название организации:
Государственное бюджетное учреждение Архангельской области социального обслуживания детей с ограниченными возможностями «Котласский реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями» ( ГБУ АО «Котласский РЦ»)
Адрес (юридический или фактический):
165300, Архангельская область, г. Котлас, ул. 70 лет Октября, д. 34
Руководитель организации:
Пятлина Евгения Сергеевна
Контактное лицо:
Волкова Галина Сергеевна
E-mail организации:
Сайт организации:
Социальные сети: