География реализации практики
Муниципальные образования «Демидовский район», «Велижский район», «Руднянский район» Смоленской области
Период внедрения практики
с 01.07.2023 г. по 31.10.2024 г.
Целевые группы
– дети-инвалиды – 40 человек;
– дети с тяжелыми множественными нарушениями развития – 4 человека;
– дети с ограниченными возможностями здоровья – 25 человек;
– дети раннего возраста (от 0 до 3 лет) с нарушениями в развитии или с высокой степенью риска появления нарушений – 6 человек;
– родители (законные представители) детей целевой группы –110 человек;
– семьи с детьми целевой группы – 75 семей (185 человек).
Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики
–проблема доступности и непрерывности реабилитационных услуг для детей – инвалидов и детей с ОВЗ;
–проблема обеспечения семей с детьми-инвалидами реабилитационным и развивающим оборудованием;
–проблема создания реабилитационной и коррекционно-развивающей среды в домашних условиях, которая способствует компенсации ограничений жизнедеятельности, социализации и гармоничному развитию ребёнка-инвалида в семье;
–проблема повышения реабилитационного, интеграционного и коммуникативного потенциала семьи, воспитывающей детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
Цель практики
Обеспечение доступности и непрерывности реабилитации и абилитации детей-инвалидов в домашних условиях.
Задачи практики
1. Нормативное и организационное обеспечение создания и деятельности специализированной социальной службы «Домашний микрореабилитационный центр».
2. Организация реабилитационного и коррекционно-развивающего пространства в домашних условиях. Подготовка специалистов.
3. Внедрение инновационных социальных практик, методов и технологий для обеспечения реализации краткосрочных программ реабилитации и абилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
4. Организация работы с родителями (законными представителями), а также ближайшим социальным окружением детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
5. Информирование представителей целевых групп о возможности получения помощи в рамках социальной службы «Домашний микрореабилитационный центр». Публичная представленность результатов деятельности службы.
Краткое описание практики
Практика предполагает создание специализированной службы «Домашний микрореабилитационный центр». Деятельность службы направлена на расширение доступа к социальным услугам для семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. В состав службы входит междисциплинарная группа специалистов – команда, объединенная общей целью, общим подходом и взаимной ответственностью для реализации общих задач. Усилия семьи, воспитывающей ребёнка-инвалида, и междисциплинарной команды специалистов, осуществляющих абилитацию и комплексную реабилитацию, объединяются и согласовываются.
Работа службы с семьёй носит плановый системный характер и включает несколько этапов:
1-ый этап – подготовительный. Он включает:
– знакомство с семьёй, установление контакта;
– первичное изучение медицинской документации;
– включение семьи в работу службы.
2-ой этап – этап реабилитационной диагностики. Он включает:
–углубленное изучение медицинской документации ребёнка, его ИПР;
– диагностическую беседу с ребёнком-инвалидом (если это возможно) и членами его семьи;
– реабилитационно-диагностическое обследование;
– социальное и социально-средовое обследование;
– психодиагностическое обследование;
– первичное реабилитационное тестирование;
– оценку реабилитационного потенциала и установление реабилитационного диагноза;
– формирование реабилитационного прогноза;
– составление индивидуальной краткосрочной программы реабилитации
3-й этап–этап реализации краткосрочной индивидуальной программы реабилитации. Он включает:
– организацию реабилитационной работы в условиях семьи:
визитирование специалистов и предоставление реабилитационных и абилитационных услуг на дому (консультирование, психологическая поддержка семьи, педагогическое сопровождение, выездные консилиумы и т.д.), в том числе силами мобильной бригады;
– предоставление реабилитационных и абилитационных услуг ребёнкуинвалиду обученными членами семьи;
– адаптацию жилья с учётом потребностей ребёнка-инвалида;
–предоставление детям-инвалидам и их родителям реабилитационных и абилитационных услуг с использованием дистанционных технологий в домашних условиях (видеозанятия с детьми и родителями);
–предоставление членам семьи ребёнка-инвалида услуг в области трудоустройства и занятости, правовых услуг;
–предоставление членам семьи ребёнка-инвалида образовательных услуг по вопросам семейных отношений, комплексной реабилитации ребёнка-инвалида, психологической поддержки ребёнка-инвалида;
–организацию индивидуальных праздников для ребёнка;
издание видеоматериалов, информационно-методических, справочных и иных материалов по вопросам комплексной реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов в условиях семьи;
–оказание поддержки семьям, имеющим детей-инвалидов, в решении бытовых, профессиональных, материальных и иных проблем;
–вовлечение и включение семей с детьми-инвалидами в групповые культурно-досуговые мероприятия на базе семейного клуба «Тёплый дом»;
–услуги по обеспечению ребёнка-инвалида техническими средствами реабилитации.
4-ый этап–этап подведения итогов. Он включает:
–итоговый мониторинг по определению достижения планируемых результатов;
–рассмотрение результатов работы на итоговом реабилитационном консилиуме, принятие решения о продолжении работы в рамках существующей программы или формировании иных форм сотрудничества с семьёй.
Работа с семьями в среднем продолжается 5 месяцев и включает 40 реабилитационных занятий (2 занятия в неделю).
Социальные результаты
–увеличение числа семей, получивших помощь в домашних условиях с использованием реабилитационного и развивающего оборудования;
–увеличение числа детей-инвалидов, детей с ОВЗ, получивших помощь на базе домашнего микрореабилитационного центра;
–увеличение число родителей (законных представителей), прошедших обучение по вопросам реабилитации и абилитации детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, повышение их родительской компетентности в вопросах обучения, ухода и воспитания особенных детей;
–создание в домашних условиях реабилитационной среды, которая учитывает специальные потребности детей-инвалидов, связанные с инвалидностью, полностью или частично компенсирует ограничения жизнедеятельности, которые они испытывают, и способствует их личностному, интеллектуальному и социальному развитию.
Этапы внедрения практики
Этапы внедрения практики:
1. Разработка и утверждение локальных нормативных актов об изменении структуры учреждения, создании и деятельности специализированной социальной службы «Домашний микрореабилитационный центр».
2. Ресурсное обеспечение службы (кадровое, информационное, материально-техническое, методическое).
3. Формирование целевой группы.
4. Создание пункта проката реабилитационного оборудования
5.Организация деятельности службы «Домашний микрореабилитационный центр» (реализация краткосрочных программ реабилитации детей целевых групп проекта).
6.Мониторинг определения достижений планируемых результатов
7. Издание методического сборника для специалистов.
8. Распространение практики в профессиональном сообществе.
9.Внесение количественных показателей работы службы «Домашний микрореабилитационный центр» в государственное задание учреждения на новый календарный год.
Социальная значимость практики
Создание социальной службы, способной проводить реабилитационные мероприятия с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ непосредственно по месту их проживания, в комфортных для них условиях. Доступность социального обслуживания для семей, проживающих в сельской местности. Непрерывность реабилитационного процесса детей-инвалидов. Родители детей-инвалидов получают реальную возможность оперативно консультироваться со специалистами по волнующим их вопросам. Рост числа представителей волонтёрских организаций и представителей социально ориентированного бизнеса, готовых оказывать различные виды помощи семьям с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ. |
Ресурсное обеспечение практики
Кадровое: штатные сотрудники (психолог, логопед, инструктор по труду, социальный педагог, мед.сестра, специалист по социальной работе), привлечённые специалисты (дефектолог, массажист).
Материально-техническое: помещения, транспорт, мебель, мультимедийное оборудование, развивающее оборудование, реабилитационное оборудование.
Финансовое: собственные средства, привлечённые благотворительные средства, средства гранта.
Методическое: коррекционно-развивающие программы, методические разработки коррекционных занятий, презентации, видеоуроки для детей и родителей.
Информационное: официальный сайт организации, группы организации в социальных сетях.
Организации партнёры
- Автономная некоммерческая организация Центр помощи детям и семьям «Горизонт»;
- Смоленское областное государственное бюджетное учреждение «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Вишенки»;
- Автономная некоммерческая организация «Центр социальных инициатив «Море добра».