Практика:

Практика создания дружелюбной принимающей среды для ребенка-инвалида в общеобразовательной школе

География реализации практики

Орловская область, г.Орел

Период внедрения практики

10 месяцев (с 01.01.2024 по настоящее время)

Целевые группы

1. Школьники в возрасте от 12 до 17 лет, с особенностями и без , обучающиеся в общеобразовательных организациях г.Орла.
2. Советники директоров общеобразовательных школ по воспитанию и взаимодействию  с общественными объединениями общеобразовательных организаций г.Орла.

Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики

1. Основная проблема данной детей с инвалидностью заключается в том, что, не смотря на создание доступных условий для получения ими образования, сообщество педагогов школы не готово принять в классе ребёнка с особенностями развития, вследствие отсутствия соответствующего опыта и компетенций.

По данным социологического опроса на тему возможности включения детей-инвалидов в учебный процесс, который проводился среди педагогов в 2023 г. сотрудниками БУ ОО «ОРЦДПОВ», 25% респондентов отметили, что не имеют опыта работы с детьми с особенностями развития; 63% не имеют образовательных компетенций по данной проблематике.

Следует подчеркнуть, что педагоги обучаются по программам дополнительного образования, которые не востребованы при инклюзивном обучении ребенка – инвалида в среде нормотипичных школьников, а также бесполезны при предоставлении услуг ребенку – инвалиду, способствующих его воспитанию, по внеурочной деятельности и дополнительному образованию.

2. Сообщество учеников образовательной организации не готово принять в классе школы ребёнка с особенностями развития, что является основополагающим условием для получения знаний ребёнком с особенностями развития в дружелюбной и комфортной среде.

По данным социологического опроса на тему возможности включения детей-инвалидов в учебный процесс, который проводился среди школьников в 2023 г. сотрудниками БУ ОО «ОРЦДПОВ», 55% респондентов считали, что дети с особенностями развития должны учиться в специализированных учебных заведениях. При этом большинство опрошенных, не имеет опыта общения с детьми с ОВЗ и инвалидностью.

Таким образом, следует уточнить, что в школах не проводится работа с обучающимися и их родителями, направленная на принятие в социум ребенка с инвалидностью. А образовательная и внеурочная жизнь школьника без особенностей развития предполагает вовлеченность в многочисленные мероприятия, которые не формируют необходимых компетенций для взаимодействия с одноклассником с инвалидностью.

3. Зачастую в образовательной организации дети-инвалиды остаются изолированными в отдельных пролонгированных классах, не взаимодействуя со своими сверстниками в рамках внеурочной жизни школы или остаются на домашнем обучении, так как родители не могут найти образовательную организацию в шаговой доступности, в которой сформирована эффективная система сопровождения ребенка, как на этапе образования, так и на этапе воспитания – вовлечения его во внеурочную деятельность.

Образовательная организация не выполняет/выполняет неэффективно программы инклюзивного образования, что приводит к снижению качества образования ребенка-инвалида.

4. Родители ребенка – инвалида вынуждены, в большинстве случаев, отдать ребенка в школу, которая находится далеко от места проживания семьи, но в которой организован специализированный – пролонгированный класс или ребенок может учиться в общеобразовательном классе в рамках полной инклюзии или же оставить ребенка на домашнем обучении.

В большинстве общеобразовательных организаций или отсутствует система сопровождения ребенка с инвалидностью или же она несовершенна, что является болевым фактором для родителей, так как родитель боится, что ребенок с особенностями может столкнуться в школе с «буллингом» или сегрегацией.

Цель практики

Создание в каждой образовательной организации г. Орла дружелюбной принимающей среды для обучения, общения, совместной творческой, досуговой деятельности детей, имеющих статус «ребенок-инвалид» и их нормотипичных сверстников, посредством обновления подходов, в том числе, к формированию дружеских отношений педагогических работников, школьников и их родителей путем реализации специализированных программ, цикла совместных мероприятий, внедрения инструментов оценки образовательного учреждения для присвоения регионального статуса - «Школа равных возможностей».

Задачи практики

  1. Создать в каждой образовательной организации г. Орла, в которых обучается 100% школьников, имеющих статус «ребенок-инвалид» и их нормотипичных сверстников, дружелюбное инклюзивное пространство.
  2. Разработать механизмы обучения педагогов и учеников без особенностей развития, посредством разработки и внедрения соответствующих программ и стандартов.
  3. Разработать инструменты оценки образовательного учреждения.
  4. Утвердить региональный статус для образовательного учреждения «Школа равных возможностей».
  5. Создать механизм мотивации для присвоения образовательному учреждению статуса  «Школа равных возможностей».

Краткое описание практики

Практика создания дружелюбной принимающей среды для ребенка-инвалида в общеобразовательной школе направлена  на решение проблемы образования и социализации ребенка – инвалида в общеобразовательном учреждении, посредством создания в каждой школе г. Орла дружелюбной принимающей среды.

В рамках практики организовано обучение советников директоров школ по воспитанию и взаимодействию с общественными объединениями из общеобразовательных организаций г. Орла, которые, в свою очередь, обучают нормотипичных школьников особенностям взаимодействии с детьми и подростками с ОВЗ и инвалидностью различного генеза.

Для этого разработана и внедрена необходимая методическая база для создания дружелюбной принимающей среды в образовательном учреждении: разработаны программы для обучения педагогов-советников и школьников без особенностей развития.

Программа для обучения школьников без особенностей развития способствует формированию у них эмоционального интеллекта и компетенций с ним связанных: эмпатию, ответственность и наставничество, гражданскую активность, что позволит им эффективно взаимодействовать со своими сверстниками с особенностями развития.

В рамках проекта школьники без особенностей развития, прошедшие обучение по разработанной программе, принимают участие в качестве наставников в цикле инклюзивных тематических мероприятий патриотической, исторической направленности совместно со своими сверстниками с ОВЗ и инвалидностью различного генеза.

Таким образом, включение детей с инвалидностью в мероприятия, в том числе, патриотической, исторической направленности способствует не только получению образования, но и воспитанию патриотизма и духовно-нравственных ценностей у данной категории детей. При этом наставничество со стороны школьников без особенностей развития, может стать для них профориентационной площадкой, на которой они смогут определиться с выбором профессии, связанной с помощью и работой с людьми с особенностями развития, подготавливая будущих эмпатичных специалистов.

Простраивая образовательный процесс обучения и воспитания ребенка-инвалида, для эффективного выполнения образовательным учреждением программы инклюзивного образования, в целях повышения качества образования и воспитания ребенка-инвалида, образовательные учреждения – участники проекта пройдут независимую оценку и при эффективном выполнении всех мероприятий, смогут получить региональный статус для образовательного учреждения - «Школа равных возможностей».

В рамках практики будут разработаны и внедрены инструменты оценки образовательного учреждения, с критериями присвоения регионального статуса - «Школа равных возможностей» и создан механизм мотивации для присвоения образовательному учреждению данного статуса.

Реализация практики помогает семьям, воспитывающим ребенка-инвалида, повысить качество жизни: снизить стресс и неуверенность, связанный с процессом образования ребенка-инвалида.

Результатом реализации практики на базе образовательной организации становится создание инклюзивной среды, базирующейся на постулатах понятия «дружелюбная школа», основные параметры которой включают в себя: инклюзивность и равенство всех учеников образовательной организации; адресную поддержку лиц с различными образовательными потребностями; формирование психоэмоционального, социального и академического благополучия всех участников образовательных отношений; развитие у учеников образовательной организации практических навыков инклюзивной коммуникации.

Социальные результаты

При реализации практики получены следующие социальные результаты: 

У советников директоров по воспитанию и взаимодействию с общественными объединениями школ г. Орла сформированы необходимые знания об организации воспитательного процесса в образовательной организации в условиях инклюзивного обучения; компетенции для обучения школьников без особенностей развития, в целях формирования дружелюбной инклюзивной среды в школе и организации необходимых инклюзивных мероприятий в рамках проекта обученных школьников без особенностей развития и их сверстников с ОВЗ и инвалидностью. 

У школьников без особенностей развития из общеобразовательных школ г. Орла сформированы необходимые знания, позволяющие им эффективно, без страха взаимодействовать со сверстниками с ОВЗ и инвалидностью в рамках учебного процесса и внеурочной деятельности в течение всего периода обучения в школе. Они овладеют уникальными компетенциями наставничества при взаимодействии со школьниками с ОВЗ и инвалидностью, которые будут использованы, как в рамках инклюзивного учебного процесса, так и в рамках проведения инклюзивных мероприятий в ходе внеурочных занятий в образовательной организации, в течение всего периода обучения в школе.

Школьники с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья из общеобразовательных школ г. Орла перестанут быть изолированными в рамках школьного сообщества, становясь частью дружелюбного, инклюзивного, образовательного пространства школы и приобретут социальные навыки межличностного группового взаимодействия, смогут реализовать свой творческий потенциал и найти друзей за счет организации в школах инклюзивных активностей и мероприятий, направленных на совместное обучение, развитие и отдых всех школьников.

В общеобразовательных организациях г. Орла формируется дружелюбная принимающая среда для обучения, общения, совместной творческой, досуговой деятельности в рамках образовательной организации школьников с инвалидностью и ОВЗ и без нее. Создана необходимая методическая база для создания дружелюбной принимающей среду в образовательном учреждении

Для родителей детей – инвалидов минимизировано время на поиски  общеобразовательного учреждения, готового принять ребенка с особенностями развития.

Этапы внедрения практики

  1. Обучающий этап для педагогов:

1.1. Обучение советников директоров школ по воспитанию и взаимодействию с общественными объединениями из общеобразовательных организаций г. Орла  по программе, разработанной в рамках практики;

2. Обучающий этап для школьников без особенностей развития

2.1. Проведение в образовательном учреждении мероприятия, в рамках которого советники директоров школ по воспитанию и взаимодействию с общественными объединениями рассказывают потенциальным участникам о практике, а также проводят анкетирование участников с целью изучения потенциальной готовности к взаимодействию с одноклассником с особенностями развития.

2.2. Обучение школьников без особенностей развития по программе, разработанной в рамках практики, которая включает в себя цикл из информационно - теоретических и практических занятий, в ходе которых участники получают знания о нозологиях, особенностях взаимодействии с детьми и подростками с ОВЗ и инвалидностью различного генеза; приобретают навыки межличностного группового общения; развивают навыки коммуникации и лидерские качества.

3. Практический этап включает в себя проведение цикла инклюзивных тематических мероприятий, приуроченных к памятным и праздничным датам, установленным в РФ, различным добровольческим акциям, таких как: «Дети-детям», в которых принимают участие обученные школьники без особенностей развития и их одноклассники с особенностями развития, которые впоследствии должны проводиться на постоянной основе.

 

Социальная значимость практики

Практика направлена на создание условий формирования дружелюбной инклюзивной среды в общеобразовательной организации, базирующейся на постулатах понятия «Дружелюбная школа», основные параметры которой включают в себя: инклюзивность и равенство всех учеников образовательной организации; адресную поддержку лиц с различными образовательными потребностями; формирование психоэмоционального, социального и академического благополучия всех участников образовательных отношений; развитие у учеников образовательной организации практических навыков инклюзивной коммуникации.

Реализация практики в общеобразовательных организациях способствует повышению качества жизни семей, воспитывающих детей с инвалидностью, на их социальную адаптацию, поскольку создаются оптимальные условия для обучения и социализации особенного ребенка в общеобразовательной организации по месту регистрации семьи.

Внедрение данной практики позволяет любому ребенку, вне зависимости от состояния его здоровья и места проживания, учиться наравне с другими детьми, реализовать свой творческий потенциал и найти друзей за счет организации в школах активностей и мероприятий, направленных на совместное обучение, развитие и отдых всех ребят.

Реализация практики в общеобразовательных организациях позволяет каждой школе, в которой обучаются или планируют обучаться дети с инвалидностью, получить помощь в организации процесса обучения и сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья за счет: обновления подходов к формированию дружеских отношений педагогических работников, школьников и их родителей в школе путем реализации специализированных программ и цикла совместных мероприятий; выявления отдельных аспектов образовательного процесса, нуждающихся в улучшении с целью повышения доступности для обучения детей с инвалидностью путем проведения самооценки школы с использованием понятных критериев.

Внедрение данной практики позволяет повысить эффективность мер по обучению и социализации детей с инвалидностью, а также снизить финансовую нагрузку на бюджет, возникающую в ходе организации образовательного процесса для данной категории, за счет эффективного использования ресурсов существующих общеобразовательных организаций и повышения их привлекательности для всех типов обучающихся.

Ресурсное обеспечение практики

Практика создания дружелюбной принимающей среды для ребенка-инвалида в общеобразовательной школе может быть внедрена в любой общеобразовательной организации. Для реализации практики создана методическая база, включающая программу обучения педагогов и программу обучения школьников без особенностей развития. Кадровое обеспечение реализации практики – это обученные по программе советники директоров школ по воспитанию и взаимодействию с общественными объединениями из общеобразовательных организаций г. Орла, которые в свою очередь, обучают школьников без особенностей развития и организуют инклюзивные мероприятия для взаимодействия школьников без особенностей развития и школьников с особенностями развития. Материально-техническое обеспечение включает как стандартный набор оборудования для любой школы: кабинет для проведения занятий; столы, стулья; оборудование: экран, проектор, компьютер/ноутбук, флипчарт или доска, маркеры. Все материалы для практических занятий школьников – это набор стандартизированных в рамках обучающей программы материалов и оборудования для практических занятий по принципу «коробочное решение», предоставляемые в каждую школу г. Орла, участвующую в проекте - Фондом поддержки семейно-ориентированных инициатив «Орловский социальный кластер». Ознакомление с реабилитационный оборудованием происходит на базе БУ Орловской области «Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями».

Организации партнёры

  • Департамент социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области
  • Департамент образования Орловской области
  • БУ ОО ДПО "Институт развития образования"
  • Общеобразовательные школы г.Орла
  • Фонд поддержки семейно-ориентированных инициатив "Орловский социальный кластер"

Фото материалы

Приложения

Визуальное представление практики

Дополнительные материалы

Сведения об организации

Название организации:
Бюджетное учреждение Орловской области «Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»
Адрес (юридический или фактический):
302028, г. Орел, ул. Лескова, д.9
Руководитель организации:
Никитина Елена Валентиновна
Контактное лицо:
Никитина Елена Валентиновна
E-mail организации:
Сайт организации:
Социальные сети: