География реализации практики
Орловская область, г.Орел
Период внедрения практики
10 месяцев (с 01.01.2024 по настоящее время)
Целевые группы
1. Школьники в возрасте от 12 до 17 лет, с особенностями и без , обучающиеся в общеобразовательных организациях г.Орла.
2. Советники директоров общеобразовательных школ по воспитанию и взаимодействию с общественными объединениями общеобразовательных организаций г.Орла.
Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики
1. Основная проблема данной детей с инвалидностью заключается в том, что, не смотря на создание доступных условий для получения ими образования, сообщество педагогов школы не готово принять в классе ребёнка с особенностями развития, вследствие отсутствия соответствующего опыта и компетенций.
По данным социологического опроса на тему возможности включения детей-инвалидов в учебный процесс, который проводился среди педагогов в 2023 г. сотрудниками БУ ОО «ОРЦДПОВ», 25% респондентов отметили, что не имеют опыта работы с детьми с особенностями развития; 63% не имеют образовательных компетенций по данной проблематике.
Следует подчеркнуть, что педагоги обучаются по программам дополнительного образования, которые не востребованы при инклюзивном обучении ребенка – инвалида в среде нормотипичных школьников, а также бесполезны при предоставлении услуг ребенку – инвалиду, способствующих его воспитанию, по внеурочной деятельности и дополнительному образованию.
2. Сообщество учеников образовательной организации не готово принять в классе школы ребёнка с особенностями развития, что является основополагающим условием для получения знаний ребёнком с особенностями развития в дружелюбной и комфортной среде.
По данным социологического опроса на тему возможности включения детей-инвалидов в учебный процесс, который проводился среди школьников в 2023 г. сотрудниками БУ ОО «ОРЦДПОВ», 55% респондентов считали, что дети с особенностями развития должны учиться в специализированных учебных заведениях. При этом большинство опрошенных, не имеет опыта общения с детьми с ОВЗ и инвалидностью.
Таким образом, следует уточнить, что в школах не проводится работа с обучающимися и их родителями, направленная на принятие в социум ребенка с инвалидностью. А образовательная и внеурочная жизнь школьника без особенностей развития предполагает вовлеченность в многочисленные мероприятия, которые не формируют необходимых компетенций для взаимодействия с одноклассником с инвалидностью.
3. Зачастую в образовательной организации дети-инвалиды остаются изолированными в отдельных пролонгированных классах, не взаимодействуя со своими сверстниками в рамках внеурочной жизни школы или остаются на домашнем обучении, так как родители не могут найти образовательную организацию в шаговой доступности, в которой сформирована эффективная система сопровождения ребенка, как на этапе образования, так и на этапе воспитания – вовлечения его во внеурочную деятельность.
Образовательная организация не выполняет/выполняет неэффективно программы инклюзивного образования, что приводит к снижению качества образования ребенка-инвалида.
4. Родители ребенка – инвалида вынуждены, в большинстве случаев, отдать ребенка в школу, которая находится далеко от места проживания семьи, но в которой организован специализированный – пролонгированный класс или ребенок может учиться в общеобразовательном классе в рамках полной инклюзии или же оставить ребенка на домашнем обучении.
В большинстве общеобразовательных организаций или отсутствует система сопровождения ребенка с инвалидностью или же она несовершенна, что является болевым фактором для родителей, так как родитель боится, что ребенок с особенностями может столкнуться в школе с «буллингом» или сегрегацией.
Цель практики
Создание в каждой образовательной организации г. Орла дружелюбной принимающей среды для обучения, общения, совместной творческой, досуговой деятельности детей, имеющих статус «ребенок-инвалид» и их нормотипичных сверстников, посредством обновления подходов, в том числе, к формированию дружеских отношений педагогических работников, школьников и их родителей путем реализации специализированных программ, цикла совместных мероприятий, внедрения инструментов оценки образовательного учреждения для присвоения регионального статуса - «Школа равных возможностей».
Задачи практики
- Создать в каждой образовательной организации г. Орла, в которых обучается 100% школьников, имеющих статус «ребенок-инвалид» и их нормотипичных сверстников, дружелюбное инклюзивное пространство.
- Разработать механизмы обучения педагогов и учеников без особенностей развития, посредством разработки и внедрения соответствующих программ и стандартов.
- Разработать инструменты оценки образовательного учреждения.
- Утвердить региональный статус для образовательного учреждения «Школа равных возможностей».
- Создать механизм мотивации для присвоения образовательному учреждению статуса «Школа равных возможностей».
Краткое описание практики
Практика создания дружелюбной принимающей среды для ребенка-инвалида в общеобразовательной школе направлена на решение проблемы образования и социализации ребенка – инвалида в общеобразовательном учреждении, посредством создания в каждой школе г. Орла дружелюбной принимающей среды.
В рамках практики организовано обучение советников директоров школ по воспитанию и взаимодействию с общественными объединениями из общеобразовательных организаций г. Орла, которые, в свою очередь, обучают нормотипичных школьников особенностям взаимодействии с детьми и подростками с ОВЗ и инвалидностью различного генеза.
Для этого разработана и внедрена необходимая методическая база для создания дружелюбной принимающей среды в образовательном учреждении: разработаны программы для обучения педагогов-советников и школьников без особенностей развития.
Программа для обучения школьников без особенностей развития способствует формированию у них эмоционального интеллекта и компетенций с ним связанных: эмпатию, ответственность и наставничество, гражданскую активность, что позволит им эффективно взаимодействовать со своими сверстниками с особенностями развития.
В рамках проекта школьники без особенностей развития, прошедшие обучение по разработанной программе, принимают участие в качестве наставников в цикле инклюзивных тематических мероприятий патриотической, исторической направленности совместно со своими сверстниками с ОВЗ и инвалидностью различного генеза.
Таким образом, включение детей с инвалидностью в мероприятия, в том числе, патриотической, исторической направленности способствует не только получению образования, но и воспитанию патриотизма и духовно-нравственных ценностей у данной категории детей. При этом наставничество со стороны школьников без особенностей развития, может стать для них профориентационной площадкой, на которой они смогут определиться с выбором профессии, связанной с помощью и работой с людьми с особенностями развития, подготавливая будущих эмпатичных специалистов.
Простраивая образовательный процесс обучения и воспитания ребенка-инвалида, для эффективного выполнения образовательным учреждением программы инклюзивного образования, в целях повышения качества образования и воспитания ребенка-инвалида, образовательные учреждения – участники проекта пройдут независимую оценку и при эффективном выполнении всех мероприятий, смогут получить региональный статус для образовательного учреждения - «Школа равных возможностей».
В рамках практики будут разработаны и внедрены инструменты оценки образовательного учреждения, с критериями присвоения регионального статуса - «Школа равных возможностей» и создан механизм мотивации для присвоения образовательному учреждению данного статуса.
Реализация практики помогает семьям, воспитывающим ребенка-инвалида, повысить качество жизни: снизить стресс и неуверенность, связанный с процессом образования ребенка-инвалида.
Результатом реализации практики на базе образовательной организации становится создание инклюзивной среды, базирующейся на постулатах понятия «дружелюбная школа», основные параметры которой включают в себя: инклюзивность и равенство всех учеников образовательной организации; адресную поддержку лиц с различными образовательными потребностями; формирование психоэмоционального, социального и академического благополучия всех участников образовательных отношений; развитие у учеников образовательной организации практических навыков инклюзивной коммуникации.
Социальные результаты
При реализации практики получены следующие социальные результаты:
У советников директоров по воспитанию и взаимодействию с общественными объединениями школ г. Орла сформированы необходимые знания об организации воспитательного процесса в образовательной организации в условиях инклюзивного обучения; компетенции для обучения школьников без особенностей развития, в целях формирования дружелюбной инклюзивной среды в школе и организации необходимых инклюзивных мероприятий в рамках проекта обученных школьников без особенностей развития и их сверстников с ОВЗ и инвалидностью.
У школьников без особенностей развития из общеобразовательных школ г. Орла сформированы необходимые знания, позволяющие им эффективно, без страха взаимодействовать со сверстниками с ОВЗ и инвалидностью в рамках учебного процесса и внеурочной деятельности в течение всего периода обучения в школе. Они овладеют уникальными компетенциями наставничества при взаимодействии со школьниками с ОВЗ и инвалидностью, которые будут использованы, как в рамках инклюзивного учебного процесса, так и в рамках проведения инклюзивных мероприятий в ходе внеурочных занятий в образовательной организации, в течение всего периода обучения в школе.
Школьники с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья из общеобразовательных школ г. Орла перестанут быть изолированными в рамках школьного сообщества, становясь частью дружелюбного, инклюзивного, образовательного пространства школы и приобретут социальные навыки межличностного группового взаимодействия, смогут реализовать свой творческий потенциал и найти друзей за счет организации в школах инклюзивных активностей и мероприятий, направленных на совместное обучение, развитие и отдых всех школьников.
В общеобразовательных организациях г. Орла формируется дружелюбная принимающая среда для обучения, общения, совместной творческой, досуговой деятельности в рамках образовательной организации школьников с инвалидностью и ОВЗ и без нее. Создана необходимая методическая база для создания дружелюбной принимающей среду в образовательном учреждении
Для родителей детей – инвалидов минимизировано время на поиски общеобразовательного учреждения, готового принять ребенка с особенностями развития.
Этапы внедрения практики
- Обучающий этап для педагогов:
1.1. Обучение советников директоров школ по воспитанию и взаимодействию с общественными объединениями из общеобразовательных организаций г. Орла по программе, разработанной в рамках практики;
2. Обучающий этап для школьников без особенностей развития
2.1. Проведение в образовательном учреждении мероприятия, в рамках которого советники директоров школ по воспитанию и взаимодействию с общественными объединениями рассказывают потенциальным участникам о практике, а также проводят анкетирование участников с целью изучения потенциальной готовности к взаимодействию с одноклассником с особенностями развития.
2.2. Обучение школьников без особенностей развития по программе, разработанной в рамках практики, которая включает в себя цикл из информационно - теоретических и практических занятий, в ходе которых участники получают знания о нозологиях, особенностях взаимодействии с детьми и подростками с ОВЗ и инвалидностью различного генеза; приобретают навыки межличностного группового общения; развивают навыки коммуникации и лидерские качества.
3. Практический этап включает в себя проведение цикла инклюзивных тематических мероприятий, приуроченных к памятным и праздничным датам, установленным в РФ, различным добровольческим акциям, таких как: «Дети-детям», в которых принимают участие обученные школьники без особенностей развития и их одноклассники с особенностями развития, которые впоследствии должны проводиться на постоянной основе.
Социальная значимость практики
Практика направлена на создание условий формирования дружелюбной инклюзивной среды в общеобразовательной организации, базирующейся на постулатах понятия «Дружелюбная школа», основные параметры которой включают в себя: инклюзивность и равенство всех учеников образовательной организации; адресную поддержку лиц с различными образовательными потребностями; формирование психоэмоционального, социального и академического благополучия всех участников образовательных отношений; развитие у учеников образовательной организации практических навыков инклюзивной коммуникации.
Реализация практики в общеобразовательных организациях способствует повышению качества жизни семей, воспитывающих детей с инвалидностью, на их социальную адаптацию, поскольку создаются оптимальные условия для обучения и социализации особенного ребенка в общеобразовательной организации по месту регистрации семьи.
Внедрение данной практики позволяет любому ребенку, вне зависимости от состояния его здоровья и места проживания, учиться наравне с другими детьми, реализовать свой творческий потенциал и найти друзей за счет организации в школах активностей и мероприятий, направленных на совместное обучение, развитие и отдых всех ребят.
Реализация практики в общеобразовательных организациях позволяет каждой школе, в которой обучаются или планируют обучаться дети с инвалидностью, получить помощь в организации процесса обучения и сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья за счет: обновления подходов к формированию дружеских отношений педагогических работников, школьников и их родителей в школе путем реализации специализированных программ и цикла совместных мероприятий; выявления отдельных аспектов образовательного процесса, нуждающихся в улучшении с целью повышения доступности для обучения детей с инвалидностью путем проведения самооценки школы с использованием понятных критериев.
Внедрение данной практики позволяет повысить эффективность мер по обучению и социализации детей с инвалидностью, а также снизить финансовую нагрузку на бюджет, возникающую в ходе организации образовательного процесса для данной категории, за счет эффективного использования ресурсов существующих общеобразовательных организаций и повышения их привлекательности для всех типов обучающихся.
Ресурсное обеспечение практики
Практика создания дружелюбной принимающей среды для ребенка-инвалида в общеобразовательной школе может быть внедрена в любой общеобразовательной организации. Для реализации практики создана методическая база, включающая программу обучения педагогов и программу обучения школьников без особенностей развития. Кадровое обеспечение реализации практики – это обученные по программе советники директоров школ по воспитанию и взаимодействию с общественными объединениями из общеобразовательных организаций г. Орла, которые в свою очередь, обучают школьников без особенностей развития и организуют инклюзивные мероприятия для взаимодействия школьников без особенностей развития и школьников с особенностями развития. Материально-техническое обеспечение включает как стандартный набор оборудования для любой школы: кабинет для проведения занятий; столы, стулья; оборудование: экран, проектор, компьютер/ноутбук, флипчарт или доска, маркеры. Все материалы для практических занятий школьников – это набор стандартизированных в рамках обучающей программы материалов и оборудования для практических занятий по принципу «коробочное решение», предоставляемые в каждую школу г. Орла, участвующую в проекте - Фондом поддержки семейно-ориентированных инициатив «Орловский социальный кластер». Ознакомление с реабилитационный оборудованием происходит на базе БУ Орловской области «Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями».
Организации партнёры
- Департамент социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области
- Департамент образования Орловской области
- БУ ОО ДПО "Институт развития образования"
- Общеобразовательные школы г.Орла
- Фонд поддержки семейно-ориентированных инициатив "Орловский социальный кластер"