Практика:

Практика «Социальный участковый»

География реализации практики

Ярославская область

Период внедрения практики

3 года (с 2021 г. по настоящее время)

Целевые группы

- семьи с детьми, находящиеся в трудной жизненной ситуации, в социально-опасном положении;

- несовершеннолетние из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении; 

- родители/законные представители несовершеннолетних из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении.

Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики

      На сопровождении специалистов социозащитных учреждений Ярославской области находятся дети и семьи в трудной жизненной ситуации, в том числе   находящиеся в социально опасном положении, которые попали в поле зрения в связи с неблагополучной обстановкой в семье.

     Имеющаяся система работы ориентирована на решение уже имеющихся у граждан социальных проблем. Такая постановка не решает вопросы профилактической направленности.

      Сложность и комплексность социальных проблем таких семей определяют необходимость осмысления уже имеющегося опыта, системного подхода, отработки четкого механизма оказания социальной помощи на территории проживания семьи, а также оптимизации процесса профилактики и выявления раннего семейного неблагополучия. С этой целью разработана практика «Социальный участковый», которая поможет: 

- перейти от преодоления имеющихся социальных проблем к предупреждению возникновения социальных рисков, созданию условий для профилактики социального неблагополучия уязвимых групп населения;

-повысить качество, расширить перечень и увеличить объем социальных услуг, предоставляемых семьям с детьми;

-обеспечить на территории проживания семей с детьми равный доступ к социальным услугам.  

Цель практики

Преодоление семьей трудной жизненной ситуации

Задачи практики

1.Качественно выстроить профилактическую работу по выявлению раннего семейного неблагополучия.

2.Определить проблемное поле семьи, межведомственной командой специалистов организовать работу на территории ее проживания, привлечь социальных партнеров к оказанию адресной помощи семье.

3.Повысить эффективность сопровождения семей за счет активизации ресурсов семьи, а также сочетания традиционных и инновационных форм и методов работы.

Краткое описание практики

Работа по участковому принципу направлена на выявление, учет и сопровождение семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в социальной поддержке и создание условий, сокращающих возможности возникновения неблагополучия. 

В рамках данной практики города и районы Ярославской области поделены на участки, за которыми закреплены специалисты отделений помощи семье и детям учреждений социального обслуживания (социальные педагоги, педагоги-психологи, специалисты по социальной работе). Они оформляют социальный паспорт участка, на основании которого строится дальнейшая работа на закрепленной территории. 

Участковые специалисты работают с семьями по индивидуальным социальным программам. Работа по участковому принципу позволяет сотрудникам учреждения лучше узнать нужды людей и более эффективно оказывать им помощь, целенаправленно планировать мероприятия по разрешению трудной жизненной ситуации; с возможностью использования заявительного и выявительного принципов работы, применением инновационных форм работы.

Функции работы специалистов по участковому принципу – это синтез функций отделения и участкового принципа работы:

1.Выявление семей, несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации.

2. Консультирование и информирование.

3. Составление социального паспорта участка.

4. Социальный патронаж семей.

5. Ведение банка данных семей.

6. Поддержка граждан в реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций.

7. Взаимодействие с другими ведомствами.

8. Осуществление просветительской деятельности о возможностях участкового принципа работы.

9. Профилактическая работа (консультативная, досуговая и другая деятельность).

 Закрепление территории за конкретным участковым специалистом позволяет:

-обозначить долю ответственности специалиста;

-повысить уровень доверия к специалисту;

-опосредованно влиять на семью (специалист знает соседей, ближайший круг общения семьи и может через них устанавливать контакт, передавать и получать необходимую информацию и т.д.);

-экономить время (специалист знает свой участок, владеет ситуацией в семьях);

-оптимизировать межведомственное взаимодействие по каждой конкретной семье.

     В ходе реализации практики:

-изучен и проанализирован опыт по проблеме организации эффективной работы по участковому принципу;

-разработан комплекс нормативно-правового обеспечения деятельности специалистов отделения помощи семье и детям;

-разработан алгоритм работы с семьей с момента выявления до снятия с учета, с отражением возможных вариантов в зависимости от категории, степени нуждаемости, возможностей семьи;

-разработана и унифицирована первичная, нормативная и отчетная документация для обеспечения работы по участковому принципу, расширено и документально обозначено межведомственное взаимодействие в работе с семьями;

-составлены социальные паспорта участков;

-организовано обучение специалистов;

-оказана необходимая методическая и практическая помощь учреждениям по внедрению практики;

-систематически собираются количественные и качественные результаты внедрения практики в т.ч. мониторинг качества и доступности государственных услуг в сфере социального обслуживания среди получателей социальных услуг. 

Работа специалистов учреждений социального обслуживания выстраивается в двух основных направлениях – это выявление и профилактика. 

Работа с семьей организуется по следующим этапам: диагностический, целевой, деятельностный, рефлексивный.

На диагностическом этапе проводится первичная социальная диагностика с целью выяснения всех значимых обстоятельств семейной ситуации. 

На целевом этапе работы с семьей по результатам социальной диагностики разрабатывается индивидуальная программа реабилитации семьи. Данная программа предлагает формы и методы работы, которые наиболее эффективны для конкретной семьи. Мероприятия, запланированные в программе, обсуждаются с членами семьи, определяются сроки выполнения мероприятий, ответственные за их выполнение. Рассматривается необходимость подключения других специалистов учреждения, социальных партнеров и межведомственного ресурса к решению проблемного поля семьи.

 Деятельностный этап включает реализацию мероприятий, запланированных в программе реабилитации данной семьи.

 Механизм реализации практики предполагает социальное сопровождение каждой семьи с использованием следующих форм работы:

-работа с сетью социальных контактов (сетевые встречи);

- социальный патронаж;

- социальный контракт;

-медиация детско-родительских конфликтов;

- семейный клуб;

-выезды бригады «Скорой социальной помощи»;

-выездные консультационные пункты;

-участие в работе советов профилактики;

- межведомственные рейды;

-социальный десант;

- домашнее визитирование;

-сопровождение   членов семьи в учреждения   и   организации,   

- консультирование;

-коррекционные занятия   с   несовершеннолетними;

- занятия   с родителями (законными представителями);

-организация досуговых мероприятий

 и другие.

        На рефлексивном этапе анализируются показатели итогового мониторинга. Для оценки результатов внедрения практики «Социальный участковый» используются количественные   качественные и показатели:

-количество семей, находящихся на сопровождении;

-количество обслуженных;

-количество несовершеннолетних, находящихся на сопровождении;

-количество семей, находящихся в социально-опасном положении;

-количество выявленных семей с признаками раннего семейного неблагополучия;

-количество семей, снятых с учета органов системы профилактики из категории «семья, находящаяся в социально-опасном положении» по причине улучшения ситуации в семье;

-количество семей, преодолевших трудную жизненную ситуацию;

- количество семей, улучшивших материальное положение в связи с заключением социального контракта;

- количество семей, в которых разрешена конфликтная ситуация;

- количество родителей/законных представителей, повысивших психолого-педагогическую компетентность;

- количество несовершеннолетних, переориентированных на здоровый образ жизни и восстановленных в статусе «ученика»;

- количество несовершеннолетних, у которых наблюдается отсутствие правонарушений и рецидивов.

Социальные результаты

Профессиональная помощь специалистов и создание поддерживающей среды вокруг семьи позволяет семьям преодолевать трудности, сохраняет семьи и сокращает количество случаев изъятия детей.

 Данный подход позволяет систематизировать профилактическую работу с семьями, имеющими детей, социально-реабилитационную работу с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации; оперативно проводить диагностику проблемного    поля семьи; внедрять эффективные формы и методы работы с несовершеннолетним и его семьёй. 

Главной ценностью является сохранение кровной семьи для ребенка, семьи функциональной, способной самостоятельно находить решения в трудных ситуациях, безопасной для ребенка.

   Практика воздействует на повышение уровня жизни благополучателей с помощью комплекса мероприятий, повышения доступности и качества услуг, их адресности с учетом индивидуальных проблем семьи. Включение членов семьи в процесс реабилитации способствует повышению их социальной адаптации, что в дальнейшем позволяет им самостоятельно решать возникающие проблемы.

      Реализация практики способствовала:

-локализации профилактической работы с семьями по территориальному принципу;

- оперативному выявлению семей на стадии раннего семейного неблагополучия;

-повышению эффективности реализации семьей своих основных функций, собственных возможностей по преодолению трудных жизненных ситуаций;

-доступности социальной помощи.

-созданию системы комплексного привлечения дополнительных ресурсов семьи или социальных партнеров.

Результатом внедрения практики стало оказание своевременной качественной комплексной помощи семьям с детьми, направленной на предупреждение и преодоление семейного неблагополучия.

Этапы внедрения практики

I.Организационно-аналитический этап

1.Организационные мероприятия: формирование рабочей группы специалистов по проблеме; привлечение социальных партнеров и представителей других ведомств системы профилактики к совместному поиску путей решения, обозначенной проблемы; составление плана мероприятий по проекту.

2.Систематизация теоретического и практического материала: анализ научной, учебной, методической литературы, создание банка форм и методов работы, а также мер, направленных на профилактику в условиях социозащитного учреждения. 

3.Отбор форм и методов профилактической и коррекционной работы с семьей и детьми для апробации в деятельности учреждения. Описание системы работы по оказанию комплексной социальной помощи несовершеннолетним и членам их семей.

II.Основной этап

1.Апробация в деятельности учреждения системы профилактических и коррекционных мер поддержки семей, в том числе несовершеннолетних.

2.Мониторинг количественных и качественных показателей реализации практики, в том числе включенности социальных партнеров и представителей системы профилактики.  Корректировка задач.  

3.Проведение обучающих мероприятий для специалистов области, работающих с семьями с детьми. 

4.Внедрение практики в деятельность социозащитных учреждений Ярославской области.

5.Мониторинг количественных и качественных показателей реализации практики. (ежеквартально)

Сопровождение специалистов, внедряющих практику.

III. Рефлексивный этап

1.Анализ эффективности практики, включение практики в системную работу социозащитных учреждений Ярославской области.

Социальная значимость практики

За период реализации практики 2021-2023 гг. в Ярославской области охвачено 24552 семьи (в них 55774 чел., 32492 несовершеннолетних), в том числе количество семей, находящихся в социально-опасном положении – 1404 (в них детей – 2845).

Качественные результаты внедрения практики:

- Выявлено семей в трудной жизненной ситуации – 608, из них 131 семья с признаками раннего семейного неблагополучия;

- Снят статус «семья, находящаяся в социально-опасном положении» в связи с улучшением ситуации – 466 семей (33%); 

- Преодолели трудную жизненную ситуацию – 17923 семьи (73%);

- Улучшилось материальное положение в связи с заключением социального контракта в 4787 семьях;

-  Разрешилась конфликтная ситуация в 70% семей;

- Переориентированы на здоровый образ жизни и восстановлены в статусе «ученика» 26% детей;

- У 78% несовершеннолетних наблюдается отсутствие правонарушений и рецидивов;

- 74% родителей/законных представителей повысили психолого-педагогическую компетентность.

       Специалисты области, применяющие данную практику, отмечают   у клиентов следующую позитивную динамику: 

создание поддерживающей среды вокруг семьи позволяет детям и родителям преодолевать трудности, улучшилась бытовая обстановка в семье, уменьшилось потребление родителями алкогольных напитков. Семьи позитивно принимают помощь и налажены социальные контакты со специалистами, осуществляющими патронаж; не совершают противоправные действия, имеют постоянное место работы или учебы, поддерживают позитивные отношения в семье и социально приемлемые интересы, занятия.

Повысился уровень родительской компетентности в вопросах воспитания, образования и развития детей, улучшились детско-родительские отношения, восстановлена безопасная среда, минимизирован риск нарушения прав ребенка.

Объединение усилий специалистов межведомственной команды и ресурсов привлеченных социальных партнеров позволило расширить профилактическое и реабилитационное пространство. Семьи получают бесплатную квалифицированную помощь на территории проживания, что позволяет снизить финансовые затраты, связанные с восстановительными мероприятиями.

Реализация данной практики позволила:

 1.Качественно выстроить профилактическую работу, направленную на формирование здоровых моделей поведения.

 2.Определить проблемы, привлечь социальных партнеров, межведомственной командой специалистов оказать помощь семьям на территории проживания.

 3.Повысить эффективность работы по предупреждению ситуаций, угрожающих жизни и здоровью детей.

 4. Повысить качество оказания комплексной помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Ресурсное обеспечение практики

Внедрение практики не требует дополнительных материальных и кадровых ресурсов, т.к. реализуется на базе существующих отделений помощи семье и детям учреждений социального обслуживания Ярославской области и силами специалистов этих отделений: заведующий отделением, социальные педагоги, педагоги-психологи, специалисты по социальной работе. Для психолого-педагогических кадров, задействованных в реализации практики, проведены организационно-методические встречи, обучающие семинары/вебинары, организовано внутрифирменное обучение, специалисты прошли курсы повышения квалификации.

Методическое обеспечение: подготовлен сборник материалов «Социальный участковый»

Организации партнёры

  • ГБУЗ ЯО «Ярославская областная клиническая наркологическая больница»
  • Благотворительный Фонд «Дорога к дому»

Фото материалы

Сведения об организации

Название организации:
Государственное казённое учреждение социального обслуживания Ярославской области Рыбинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Наставник»
Адрес (юридический или фактический):
152934, Ярославская область, г. Рыбинск, ул. Пушкина, д.61
Руководитель организации:
Геннадий Ильич Савин
Контактное лицо:
Матвеева Ирина Владимировна
E-mail организации:
Сайт организации:
Социальные сети: