География реализации практики
Вилючинский городской округ
Период внедрения практики
2 года (с 01.09.2022 по настоящее время)
Целевые группы
Воспитанники старшего дошкольного возраста (5-7 лет), родители (законные пркдставители) воспитанников, педагоги учреждения.
Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики
Укрепление престижа и роли семьи в обществе. Воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к гармоничному взаимодействию с другими людьми. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к работе в среде сверстников. Пропаганда здорового образа жизни.
Цель практики
Создание условий для развития и реализации организаторского, творческого и интеллектуального потенциала социально-активных участников образовательных отношений: педагогов, детей 5-7 лет и их родителей (законных представителей).
Задачи практики
1.Вовлечение воспитанников детского сада и их родителей в проекты, связанные с профилактикой вредных привычек, сохранение собственного здоровья, охраной окружающей среды. 2.Внедрение социальных проектов, социальных программ, мероприятий, акций и участие в них. 3.Воспитание у обучающихся активной гражданской позиции, формирование лидерских и нравственно-эстетических качеств, чувства патриотизма. 4.Закрепление на практике у юных добровольцев умение сказать "Нет!"5. Приобщение социальных партнеров и спонсоров к совместному решению поставленных задач.
Краткое описание практики
Выбор практики "Развитие добровольчества среди семей детей дошкольников-добровольческое движение "Солнечные зайчики" обусловлен тем, что важными особенностями добровольческого движения являются неновязчивость и необычность. С помощью проектов, мероприятий, акций можно содержательно и довольно быстро донести до большого количества людей нужную информацию. Значимость и ценность добровольческого движения состоит в том, что: 1. С помощью добровольческого движения формируется активная жизненая позиция; 2. Участвуя в добровольческом движении ребенок не просто запоминает правила поведения в окружающем мире, а преобразовывает свои знания и опыт. 3.В добровольческом движении принимают участие все субъекты образовательных отношений (дети, родители, педагоги, социальные партнеры). Через участие в добровольческом движении, у дошкольников формируется их гражданская позиция, умение ориентироваться в социуме, жить среди людей и возможность помогать им.
Социальные результаты
Участие детей в добровольческом движении поможет им освоить основную компетентность - коммуникативную. Дети приобретут элементарные навыки: вступать в контакт со сверстниками и взрослыми, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать позицию товарища, вести дискуссию; решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных. У детей сформируются духовно-нравственные качества, негативное отношение к плохому, готовность к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, позитивные установки на добровльческую деятельность.
Этапы внедрения практики
Организация добровольческого движения "Солнечные зайчики" осуществлялась в три этапа. Первый этап - социально-психологическая подготовка добровольцев. На этом этапе у взрослых участников формируются представления о роли и месте добровольчества в современном обществе, а детям дается понятие "Доброволец". Второй этап-развитие добровольческого движения "Солнечные зайчики", проведение акций и мероприятий. На этом этапе происходит тренировка эффективных навыков уоммуникации, развитие уверенности в себе, разработка атрибутов добровольческого движения. Третий этап - определение перспектив дальнейшего развития добровольческого движения. На этом этапе происходит разработка, подготовка и проведение просветительско-профилактических мероприятий, привлечение общественности родительского и педагогического контингента к поддержке развития добровольческого движения.
Социальная значимость практики
Добровольческое движение "Солнечные зайчики" направлено на развитие нравственных качеств ребенка в образовательной среде, способствующее формированию у детей адекватной самооценки; навыков общения и социальной гибкости к меняющимся внешним социальным условиям, помощь таким социальным категориям граждан как: престарелые, младшие дошкольники, люди с ограниченными возможностями (инвалиды), помощь бездомным животным. Добровольцы знают, что в детском саду они главные помощники, и готовы прийти на помощь младшим во всех режимных моментах в течение дня. Тем самым дети - добровольцы получают отличную возможность почувствовать себя взрослыми и нужными. Дети старших групп вместе с малышами играют в различные игры: сюжетно-ролевые, музыкальные, театрализованные, подвижные, проводят фольклорные праздники и развлечения. Добровольцы могут научить не только малышей, но и своих бабушек различным способам действия в лепке, художественном труде, рисовании или аппликации, играть в настольно-печатные и дидактические игры. Дети-добровольцы создают красоту своими руками. В это доброе дело входит облагораживание окружающего пространства: посадка деревьев, рассады цветов, уход за растениями на участке. Ребята выступают в качестве героев-персонажей на праздниках у малышей, дарят им книжки-малышки, игрушки, подарки к праздникам. Воспитанники участвуют в экологических акциях. В акции по сбору кормов для бездомных животных, дети проявляют заботу о братьях наших меньших, они учатся не проходить мимо голодного и замерзающего котенка, помогать и не бросать в беде друзей и незнакомых людей. Помогая пернатым, обитающим в наших краях, ребята приносят пользу лесу, деревьям, проявляют заботу о природе. Дети участвуют в различных акциях, как детского сада, так и общегородских.
Ресурсное обеспечение практики
МБДОУ "Детский сад № 5" обладает необходимыми ресурсами для реализации практики, в том числе кадровыми, материально-техническими, методическими, информационными – сайт и официальная группа в ВКонтакте и Одноклассники. Для реализации практики большую роль играет наличие профессионального кадрового обеспечения, умение налаживать связи с социальными партнерами. Педагоги ДОУ владеют приемами мотивации для привлечения родителей с детьми и социальных партнеров к участию в работе добровольческого движения. Для информирования используются буклеты, памятки, презентации. Для родителей разработаны буклеты про основные формы работы добровольческого движения. Совместные мероприятия проводятся как в помещениях ДОУ, так и в помещениях социальных партнеров.
Организации партнёры
- В ходе реализации практики осуществляется взаимодействие с такими социальными партнерами ВГО как: детская музыкальная школа, центральная детская библиотека, центр физической культуры и спорта, средние общеобразовательные школы, центр развития детей и юношества, воинские части, приюты для животных, некомерческие организации.