География реализации практики
г. Казань
Период внедрения практики
с марта 2023 года по настоящее время
Целевые группы
родители, воспитывающие детей с ОВЗ
Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики
Рождение ребенка с отклонениями в развитии-серьезное испытание для всех членов семьи. Многие семьи оказываются в трудной жизненной ситуации. Родители, в интересах ребенка, направляют все свои ресурсы и внимание на организацию лечения и реабилитации. В этой ситуации на свое психологическое благополучие у них не остается времени и сил. По данным Т.Н. Высотиной, стрессовая ситуация появления в семье ребенка с отклонениями в развитии (аутизм с умственной отсталостью) приводит к изменению эмоционального фона у 80 % матерей и отцов (повышенная раздражительность, страх перед будущим), соматическим нарушениям. По данным исследований, проведенных О.В. Пионтковской и М.В. Марковой (г. Харьков) 80,8 % обследуемых семей отмечали наличие напряженности в семейных отношениях, усиление семейных конфликтов, которые были связаны как с лечением ребенка, так и с эскалацией ранее существовавших межличностных и супружеских проблем, что приводило к дистанцированию и понижению внутрисемейного ресурса. Как следствие, это неизбежно приводит к разрушению целостности семьи.
Социальная адаптация ребенка с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью напрямую зависит от правильного родительского (прежде всего материнского) поведения. Рождение ребенка с особенностями в развитии нарушает весь ход жизни семьи, независимо от характера и сроков его заболевания или травмы.
Семьи, столкнувшись с данными особенностями и сложностями, не всегда имеют достаточного опыта и знаний в области сохранения своего психологического благополучия и безопасности семьи.
Цель практики
увеличение доступности психологической поддержки родителям, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), проживающих в г. Казани.
Задачи практики
1. Организовать и систематизировать психологическую работу с семьями, имеющими детей с ОВЗ, с учетом особенности потребностей;
2. Создать доступную информационную площадку инклюзивной практики для родителей и заинтересованных лиц, с подробными инструкциями и рекомендациями по развитию ресурсности, сохранения семейного благополучия;
3. Провести досуговую и мотивационную психологическую работу с родителями, имеющих детей с ОВЗ. Составить индивидуальные планы реализации инициатив.
Краткое описание практики
Родителям, воспитывающих детей с ОВЗ было предложено стать участником социального проекта, в рамках которого каждая семья приобретала возможность получения бесплатной психологической помощи по таким видам деятельности как: индивидуальные консультации с психологом; группа поддержки для родителей и участие в досуговых мероприятиях. Каждая семья имела возможность выбрать форму взаимодействия с психологами (онлайн или офлайн), вид мероприятия и длительность участия в нем. В 2024 году практика получила поддержку от Министерства по делам молодежи в виде субсидий, победив в конкурсе грантов для физических лиц. Это позволило увеличить охват целевой группы и разнообразить виды мероприятий, направленных на создания ресурсного состояния родителей, а также способов сохранения семьи в целом. Так, были проведены: конкурс творческих инициатив с использованием как индивидуальных номинаций, так и семейных; семейные фотосессии, семейная туристическая поездка, а также в данный момент идет подготовка в организации выставки «Особая сила семьи», где будут представлены фотокартины семей, воспитывающих детей с ОВЗ. За период реализации практики созданы информационные и методические материалы, позволяющие родителям на ранних стадиях разрушения своего психологического здоровья и семейного благополучия в целом, самостоятельно произвести действия, позволяющие решить спорные моменты, сохранить личное и семейное здоровье.
Социальные результаты
За 2023 год 69 родителям была предоставлена информационная и психологическая помощь, переданы знания для формирования навыка самопомощи. 8 семей находились под сопровождением психолога. Проведено 20 индивидуальных онлайн консультаций. В работе практики были задействованы два психолога.
За 2024 год 102 родителям была предоставлена информационно-психологическая помощь, сформированы навыки самопомощи и психологического благополучия. 18 семей находились на годовом сопровождении психологом. Создано 15 уникальных фотопортретов семьи с особыми потребностями. Создана ресурсная книга. В работе практики были задействовано пять психологов.
Этапы внедрения практики
1. Приобретение договоренностей с партнерами практики. Выход на целевую аудиторию.
2. Анализ портрета целевой группы. Определение направления качественных изменений. Составление плана мероприятий.
3. Организация и проведение плановых мероприятий.
4. Анализ эффективности реализации практики. Внесение корректировок. Подведение итогов.
Социальная значимость практики
Рождение ребенка с отклонениями в развитии вызывает серьезное стрессовое состояние у родителей и ставит семью в психологически сложную ситуацию, которую необходимо облегчить и поддержать. Практика позволяет создавать гибкую систему поддержки родительства, что приводит не просто к сохранению целостности семьи, но и укреплению ее изнутри. Участвуя в мероприятиях, каждая семья получает возможность без стеснения говорить о том, что их тревожит, занимать активную позицию в их жизненной ситуации, быть в окружении других семей, столкнувшихся со схожими, но в тоже время совершенно иными особыми потребностями. Каждое мероприятие практики составлено таким образом, чтобы родители могли почувствовать свободу, вспомнить друг о друге и о том чувстве любви, которое лежит в основе их семей. По завершению участия в практике родители, воспитывающие детей с особыми потребностями, приобретают навыки семейного и личного психологического благополучия, восстанавливают жизненные ресурсы и вновь учатся мечтать, хотеть жить и быть социально активными. Фотовыставка позволяет родителям быть гордыми за себя и своих детей, увидеть красоты и гармонию семьи с особыми потребностями.
Ресурсное обеспечение практики
1. Компьютерная техника, оснащенная гарнитурой (для проведения онлайн мероприятий);
2. Оплата труда команды психологов, реализующих практику;
3. Оплата труда руководителя практики;
4. Рекламные и информационные полиграфические материалы;
5. Призы;
6. Материальное обеспечение туристической поездки, фотосессии и фотовыставки;
7. Интеллектуальный труд при создании справочного и методического материала практики.
Организации партнёры
- АНО "Добрая Казань"
- Министерство по делам молодежи РТ