География реализации практики
Асиновский и Первомайские районы Томской области
Период внедрения практики
с 2021 года по настоящее время
Целевые группы
родители (законные представители), воспитывающие детей-инвалидов и детей с ОВЗ, дети-инвалиды и дети с ОВЗ.
Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики
проблемы и потребности семей с детьми-инвалидами носят комплексный и многоплановый характер. Проблема социально-бытовой и социально-коммуникативной адаптации детей-инвалидов к условиям жизни в обществе является одной из важнейших задач нашего учреждения. Проблема образования ребёнка заключается в трудностях, связанных с подготовкой ребёнка к школе и сложностях в его обучении, особенно при обучении на дому. Среди проблем семьи, имеющей ребенка-инвалида, следует отметить психологические проблемы. Не менее важной является проблема, связанная с формированием негативного общественного мнения по отношению к лицам, имеющим инвалидность. Родители детей-инвалидов испытывают трудности в разрешении проблем семьи, связанных с необходимостью постоянного нахождения с ребенком (отсутствие свободного времени, «эмоциональное выгорание», нарушение внутрисемейных взаимоотношений и др.); отсутствие / недостаточная сформированность умений и навыков реабилитации детей-инвалидов; дефицит общения, социальная изолированность. Со многими из рассмотренных проблем ребенок и семья не могут справиться самостоятельно и нуждаются в постоянной социальной защите, помощи и поддержке.
Цель практики
создание условий для повышения жизненного потенциала и уровня компетенции родителей, воспитывающих детей с инвалидностью и ОВЗ, посредством оказания комплексной поддерживающей помощи в социально-бытовой и социально-коммуникативной адаптации детей-инвалидов к условиям жизни в обществе.
Задачи практики
1. повысить родительские компетенции по реабилитации и уходу за детьми-инвалидами и созданию коррекционно-развивающей среды на дому. 2. Расширить социальные связи родителей детей-инвалидов. 3. оказывать информационно-методическую поддержку родителям детей с инвалидностью и ОВЗ. 4. Помочь родителям преодолеть синдром «эмоционального выгорания» членов семьи, имеющей в своем составе ребенка с инвалидностью.
Краткое описание практики
Цель любой организации и учреждения – выпускать качественный продукт. В нашем Центре таким продуктом являются услуги, оказываемые детям и семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, в том числе семьям, воспитывающим детей-инвалидов и детей с ОВЗ. При выявлении семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ОВЗ, специалисты Центра предлагают перечень коррекционно-развивающих услуг, способствующих решению проблем, возникших в семье. В связи с этим в нашем Центре создана мультидисциплинарная выездная бригада, в состав которой входят социальные педагоги, педагоги-психологи, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог дополнительного образования, инструктор по труду. Специалисты помогают родителям создать коррекционно-развивающую среду для своего ребенка, освоить реабилитационное и развивающее оборудование, которое выдается нашим Центром в прокат на безвозмездной основе. Но не все родители готовы принять специалистов у себя дома. Тогда мы предлагаем им комплекс занятий на базе нашего Центра. Педагоги работают с детьми разных нозологических групп. Работа с «полевыми» детьми требует применения различных приемов и неожиданной наглядности. Работа с детьми РАС (расстройства аутистического спектра) требует терпения и многократного повторения. Для детей с ДЦП разработаны и успешно применяются комплексы упражнений на укрепление различных групп мышц, и этому обучаем родителей. Практика предусматривает подготовку детей-инвалидов и детей с ОВЗ к школе, для этого создаются малые группы и начинается таинство вхождения в школьную жизнь. Коррекционная работа с детьми невозможна без поддержки со стороны родителей. Для них психологи Центра проводят встречи в непринужденной обстановке, которые способствуют снятию психологического напряжения, а также мастер-классы по рукоделию. Для родителей создаются обучающие видеоролики, способствующие закреплению навыков, полученных на занятиях, которые родители могут посмотреть на сайте нашего учреждения. А поделится своими проблемами и успехами семьи могут на встречах клуба «Любящие родители». Для более успешной социальной адаптации детей-инвалидов и детей с ОВЗ проводится большое количество совместных мероприятий.
Социальные результаты
в рамках практики с 2021 года 180 семей, воспитывающих 221 ребенка с «особенностями», проживающих в Асиновском и Первомайском районах, получили полный комплекс услуг. Пункт проката имеет 26 наименований реабилитационного и коррекционно-развивающего оборудования, которым в 2021 году воспользовались 5 семей, в 2022 году- 24 семьи, в 2023 году – 31 семья, за 8 месяцев 2024 года – 38 семей.
Этапы внедрения практики
практика содержит комплекс мероприятий, которые реализуются длительное время, постоянно совершенствуются.
1. мониторинг потребностей родителей детей-инвалидов, формирование целевой группы. 2. подготовка специалистов, повышение уровня их квалификации, формирование ресурсно-методического обеспечения, информирование целевой группы. 3. реализация активных и вспомогательных технологий поддержки родителей детей-инвалидов, пролонгированная информационно-методическая поддержка. 4. оценка результатов реализации практики, в т.ч. анализ обратной связи от родителей детей-инвалидов, определение перспектив развития практики.
Социальная значимость практики
практика социально значима, так как при ее реализации обеспечено: - смена функциональной роли родителей от пассивных до активных участников реабилитационного процесса за счет повышения их компетентности, расширения личностных ресурсов в воспитании, реабилитации и уходе за детьми-инвалидами; - развитие и поддержка родительских сообществ, стимулирование взаимной помощи, преодоление социальной изоляции родителей детей с инвалидностью. Имеются необходимые методические условия для тиражирования и трансфера практики на региональном и межрегиональном уровне: положения, программы, информационно-методические материалы.
Ресурсное обеспечение практики
квалифицированные специалисты нашего Центра; оборудование, приобретенное в рамках реализации проекта 2021г. ДМРЦ
Организации партнёры
- благотворительный фонд «Клуб добряков»