Практика:

Практика межпоколенческого взаимодействия через творчество «По следам волшебной сказки: сказка как мост между поколениями»

Делегация:
Номинация:

География реализации практики

город Тамбов

Период внедрения практики

с 2023 года по настоящее время

Целевые группы

Дети с ограниченными возможностями и дети с ослабленным здоровьем и их семьи;

Граждане пожилого возраста.

Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики

В результате обработки социологического исследования (http://human.snauka.ru/2016/08/15998) нами был отмечен процесс межпоколенческого дистанцирования:
- современное общество приуменьшает значимость участия граждан пожилого возраста в взаимодействии с детьми с ограниченными физическими и умственными возможностями и детьми с ослабленным здоровьем;
- бесценный жизненный опыт бабушек и дедушек нередко игнорируется и упрощается;
- эти процессы ведут к упадку педагогической культуры, ухудшению социализации детей, дефициту общения и совместного досуга, снижению эмпатии, проблемам в формировании нравственных качеств
Решением данной проблемы могла бы стать наша практика, которая поможет: 1.Детям с ограниченными физическими и умственными возможностями и детям с ослабленным здоровьем общение с пожилыми, опыт пожилых. Вместе с куклами ребенок учится справляться с трудностями, быть настойчивым и смелым – он приобретает жизненный опыт. Вместе с куклой может проигрываться сложная жизненная ситуация, в которой им непросто разобраться в повседневной жизни.
2.Вовлечь граждан пожилого возраста в творческую и общественную деятельность через собственно сочиненные сказки. Через кукольный театр будет происходить общение и сближение старшего и младшего поколений, где волонтеры старшего поколения могут передать свое душевное тепло, опыт и знания, раздвинуть границы обыденного мира маленьких граждан нашего города.

Цель практики

Развитие волонтерской деятельности среди граждан пожилого возраста путем организации культурно – досуговой деятельности, направленной на помощь в социализации  детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с ослабленным здоровьем

Задачи практики

1.Создание условий для социализации детей с ограниченными возможностями и детей  с ослабленным здоровьем, посредством сказкотерапии и кукольного спектакля в г.Тамбов;

2.Формирование корпуса «серебряных» волонтеров;

3.Вовлечение граждан пожилого возраста в общественную и культурно – творческую жизнь через творчество;

4. Постановка сказок;

5.Выступление с постановкой спектаклей для детей с ограниченными возможностями  и детей с ослабленным здоровьем, включая выездные спектакли

Краткое описание практики

Практика представляет собой комплекс мероприятий, направленных на укрепление духовно-нравственных ценностей через организацию культурно-досуговой деятельности, которая даст возможность гражданам пожилого возраста реализовать свой творческий и духовный потенциал через собственно сочиненные сказки и кукольный театр, а дети с ограниченными возможностями и дети с ослабленным здоровьем, благодаря куклам, научатся справляться с трудностями, быть настойчивыми и смелыми, смогут проиграть сложную жизненную ситуацию, в которой им непросто разобраться в повседневной жизни.

Социальные результаты

1. Укрепление межпоколенческих связей:

* Сближение поколений: практика способствует разрушению стереотипов о различиях между поколениями, создавая условия для общения, взаимного уважения и понимания.
* Передача опыта и знаний: старшее поколение делится своими знаниями, мудростью и жизненным опытом, а молодое поколение получает ценные уроки, развивая чувство ответственности и уважения к старшим.
* Сохранение традиций: совместное творчество и воспроизведение народных сказок способствуют сохранению культурного наследия и передаче его следующим поколениям.

2. Социальная интеграция и поддержка:

* Снижение одиночества у старшего поколения: участие в практике дает возможность пенсионерам найти новые интересы, общаться с молодыми людьми, чувствовать себя нужными и активными членами общества.
* Создание инклюзивной среды: практика помогает сблизить детей с особыми потребностями и детей из разных социальных групп, формируя толерантность и взаимопонимание.

3. Повышение качества жизни:

* Улучшение психологического самочувствия: совместное творчество и общение оказывают положительное влияние на эмоциональное состояние всех участников проекта, снижая стресс, увеличивая уровень счастья и взаимопонимания.
* Развитие творческих способностей:  практика стимулирует творческий потенциал участников, помогает им раскрыть свои таланты и навыки, что положительно сказывается на их самооценке и уверенности в себе.
* Создание атмосферы доброты и взаимопомощи:  практика  создает атмосферу взаимопонимания и поддержки между участниками, способствуя развитию чувства сопереживания и готовности прийти на помощь друг другу.

Этапы внедрения практики

Этап 1. Подготовительный

* Формирование инициативной группы:
* Объединение представителей разных поколений: педагоги, воспитанники, родители, пенсионеры, представители общественных организаций.
* Определение общей цели и задач проекта, формирование ядра команды.
* Выбор темы:
* Обсуждение и выбор сказки, которая будет реализована в проекте.
* Важно учесть интересы всех участников и возможности для творческой реализации.
* Разработка плана мероприятий:
* Определение конкретных этапов проекта и сроков их реализации.
* Составление сценария мероприятия, определение форматов взаимодействия (мастер-классы, спектакли, выставки, игровые площадки).
* Подготовка материально-технической базы:
* Закупка необходимых материалов, реквизита, оформление помещений.
* Рекламная кампания:
* Информирование об проекте всех интересующихся сторон: родителей, воспитанников, пенсионеров, жителей района.

Этап 2. Реализация внедрения

* Организация мероприятий:
* Проведение запланированных мероприятий в соответствии с разработанным сценарием.
* Обеспечение участия всех задействованных поколений в творческом процессе.
* Создание атмосферы взаимопонимания, доверительности и творческого вдохновения.
* Взаимодействие участников:
* Организация совместных творческих занятий, где дети и взрослые могут обмениваться опытом и учится друг у друга.
* Создание общих проектов, где каждый участник вносит свой вклад в реализацию общей идеи.
* Стимулирование диалога между поколениями и обмена знаниями, опытом и историями.
* Документирование процесса:
* Фиксация важных моментов проекта: фото, видео, отзывы участников.
* Создание отчета о реализации практики.

Этап 3. Заключительный

* Анализ результатов:
* Оценка достигнутых результатов и уровня взаимодействия между поколениями.
* Определение сильных и слабых сторон проекта.
* Обсуждение и корректировка:
* Обсуждение результатов с участниками проекта.
* Внесение необходимых корректировок в план мероприятий и концепцию проекта.
* Презентация результатов:
* Демонстрация результатов проекта широкой публике: выставки, концерты, публикации.
* Сохранение наследства:
* Создание архива материалов проекта для дальнейшего использования и распространения опыта.

Социальная значимость практики

Практика межпоколенческого взаимодействия "По следам волшебной сказки: сказка как мост между поколениями" вносит значительный вклад в улучшение социального климата в обществе, создавая условия для гармоничного и творческого развития всех поколений.

Благодаря своей практике мы передадим опыт граждан пожилого возраста детям с ограниченными возможностями и детям с ослабленным здоровьем.

Ресурсное обеспечение практики

Учреждение обладает необходимыми ресурсами для успешной реализации практики, а именно:

1. Человеческие ресурсы:

* Педагоги, воспитатели, студенты-практиканты, волонтеры, представители общественных организаций, пенсионеры, родители, дети.

2. Материальные ресурсы:

* Помещение МКУ «ЦДСП»
* Оборудование:  Компьютеры, проектор, музыкальная колонка, материалы для творчества (краски, кисти, бумага, картон, пластилин, ткань, нитки, бусины, декоративные элементы), костюмы, декорации, инструменты (ножницы, клей, карандаши), фотоаппарат, ширма

* Финансовые ресурсы:
* Привлечение средств грантов Росмолодежь, Грант Правительства Тамбовской области

3. Информационные ресурсы:

* Сказки: Народные сказки, авторские сказки, современные истории.
* Материалы для подготовки: Сценарии, сценарии спектаклей, учебные материалы по работе с детьми, по межпоколенческому взаимодействию.
* Рекламные материалы:  Плакаты, листовки, объявления, статьи в местной прессе.


Организации партнёры

  • Администрация города Тамбова
  • АНО "ЦСОН "Яблонька"
  • ТРОО "АССП"
  • ТООО "Молодежные инициативы"
  • Газета "Наш город Тамбов"
  • Дом молодежи города Тамбова

Фото материалы

Приложения

Визуальное представление практики

Презентация

Сведения об организации

Название организации:
Муниципальное казенное учреждение "Центр предоставления дополнительных мер социальной помощи и работы с отдельными категориями граждан города Тамбова"
Адрес (юридический или фактический):
392036, Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Базарная, д. 97А
Руководитель организации:
Ирина Васильевна Бетина
Контактное лицо:
Бетина Ирина Васильевна
E-mail организации:
Социальные сети: