География реализации практики
Городской округ город Уфа Республики Башкортостан
Период внедрения практики
01.02.2023 - 30.12.2023
Целевые группы
Дети-сироты и дети из кризисных семей в возрасте 10-17 лет, склонные к противоправному поведению/состоящие на учете в КДН/ОДН или ВШУ
Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики
Дети и подростки из кризисных семей и дети, оставшиеся без попечения родителей, зачастую предоставлены сами себе, воспитываются улицей, не имеют устойчивой адекватной системы нравственных ценностей.
Все это делает их уязвимыми при столкновении с соблазнами общества, легко поддающимися на провокации, склонными к антиобщественному поведению, агрессии и аутоагрессии. При этом часть подростков даже не осознает, что их поведение не укладывается в социальные нормы. Это происходит потому, что созревание личности ребенка проходит среди взрослых, которые также демонстрируют асоциальное, агрессивное поведение, и детьми это воспринимается как само собой разумеющееся.
Риск асоциального, агрессивного поведения среди подростков возрастает, т.к. наша страна столкнулась с рядом серьезнейших вызовов, справиться с которыми без консолидации всего общества будет сложно.
Цель практики
Профилактика противоправного поведения среди детей-сирот и детей из кризисных семей в возрасте 11-17 лет через приобщение к общественно-значимой патриотической деятельности.
Задачи практики
Создание условий для формирования и укрепления чувства патриотизма, гражданской ответственности у подростков.
Организация и проведение мастерских по изготовлению для мобилизованных полезных вещей из подручных материалов и вторсырья.
Тесное взаимодействие с добровольческими батальонами Республики Башкортостан, участвующими в СВО, с целью патриотического воспитания.
Краткое описание практики
Проект решает комплекс задач, направленных на предупреждение противоправного поведения подростков через участие их в социально-значимой деятельности, в которой у подростков будет укрепляться гражданская позиция, дух патриотизма, готовность выполнять полезные обществу и стране дела, понимание необходимости поддерживать мобилизованных граждан, защищающих нашу страну.
«Подарок батыру». Это организация мастерских, в которых подростки при участии взрослых своими руками, в том числе из подручных средств и вторичного сырья, изготавливают некрупные полезные вещи для мобилизованных граждан нашей республики. Работа в мастерских – это возможность для подростков оказать посильную помощь военнослужащим, проявить свои патриотические настроения.
Всего предполагается 5 мастерских: 1. Изготовление деревянных брелоков, украшенных национальными символами и орнаментами. Брелоки выполнены в технике выжигания. 2. Раскрашивание посуды из нержавеющей стали, алюминия (кружки, ложки, тарелки); нанесение на посуду слов, фраз поддерживающего, ободряющего смысла. 3. Вышивание полотенец для бойцов также с использованием национальных орнаментов-оберегов. 4. Изготовление своими руками блокнотов из эко-материалов. 5. Изготовление из вторичного сырья хобы – специального сиденья для использования на открытой местности (аналог туристического сиденья). Участвуя в общественно-значимой деятельности, подростки будут чувствовать свою сопричастность важному делу, и это способствует профилактике асоциального поведения среди ребят целевой группы. В результате все вещи, изготовленные нашими ребятами из целевой группы, переданы лично бойцам Добровольческого батальона на торжественной церемонии проводов на площади им. М. Шаймуратова.
Задачи практики также решаются через организацию посещения Республиканского музея Боевой Славы, поздравление ветеранов ВОВ в преддверии дня Победы.
Социальные результаты
Участники целевой группы приняли участие в работе мастерских по изготовлению для мобилизованных граждан полезных вещей из подручных материалов и вторсырья. Не менее 80 % участников целевой группы: - отмечают повышение собственного интереса к теме патриотического отношения к родной земле, уважительно отзываются о добровольцах Республики Башкортостан и признают важность их задач; - готовы активно проявлять свою гражданскую позицию (быть волонтерами, например).
Этапы внедрения практики
1 этап – подготовительный. 2 этап – реализация проекта. 3 этап – подведение итогов с партнерами проекта.
Социальная значимость практики
Сегодня, в эпоху глобальных перемен, особое внимание необходимо уделять патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Любовь к Родине, к Земле, к родной планете проявляется в делах и поступках человека, в честном труде. Нас может объединить общее полезное дело, которое дает чувство нужности Родине. Это «чувство нужности» особенно важно для подростков из кризисных семей и детей-сирот.
В предлагаемом проекте мы организуем такое общее дело, и каждый участник через ручной труд, создание небольших, но полезных вещей для мобилизованных, получает опыт сопричастности к общественно значимой деятельности.
Патриотизм – это, прежде всего, активная гражданская позиция, которая проявляется в делах, и тогда чувства подростков получают лучшее воплощение. А это и есть действенная профилактика противоправного поведения несовершеннолетних.
Ресурсное обеспечение практики
Оборудование: заготовки для мастер-классов (ткани, синтепон и нитки для хобы, деревянные заготовки и выжигательные аппараты для брелоков, бумага для изготовления и краски акварельные для блокнотов, полотенца и мулине, металлические кружки/ложки и специальные краски для нанесения на посуду), мешки для упаковки.
Организации партнёры
- Управление по опеке и попечительству Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан
- Комиссия по делам несовершеннолетних и защиты их прав Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан
- Центральный штаб формирования добровольческих батальонов Республики Башкортостан
- Благотворительный фонд «Зеленая планета»