География реализации практики
География реализации практики: Петропавловск-Камчатский городской округ Население Камчатского края составляет 312 704 чел., детское население -67 002, из них проживает на территории Петропавловск-Камчатского городского округа 39 500, что составляет 59 % детского населения Камчатки, из них в возрасте до 14 лет- 33 500 чел., в возрасте 15-17 лет- 5 950 чел. Ежегодно услуги Центра получают до 7 000 детей и подростков.
Период внедрения практики
Практика реализуется с 2020 года по настоящее время
Целевые группы
Несовершеннолетние 7-17,5 лет, находящиеся в трудной жизненной ситуации, в том числе в социально опасном положении:
- дети из малообеспеченных семей;
- дети из семей, где родители не исполняют свои родительские обязанности,
- ведущие аморальный образ жизни;
- дети, состоящие на различного вида учетах в субъектах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- дети, имеющие условные сроки исполнения наказания за совершенные правонарушения.
Семьи или законные представители детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе в социально опасном положении, желающие несовершеннолетние .
Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики
Проблемы несовершеннолетних: неорганизованность свободного времени; нарушения детско-родительских отношений; дезадаптивные формы поведения; неуспешность школьного обучения на фоне социального неблагополучия; имеющиеся трудности в социальной адаптации; нарушения эмоционально-когнитивного развития на фоне социального неблагополучия/
Потребности несовершеннолетних : организация свободного времени; помощь в решении учебных проблем; восстановление детско-родительских отношений; привитие навыков преодолевать факторы риска, находить адекватные способы решения индивидуальных социальных проблем; формирование социально приемлемых форм поведения у подростков.
Проблемы семьи: родительская некомпетентность в воспитании ребенка, связанная с собственным негативным детским опытом; заболевание – алкогольная зависимость; нарушение детско-родительских отношений, их нестабильность; педагогическая несостоятельность родителей, отсутствие контроля за организацией свободного времени детей; материальные трудности.
Потребности семьи: повышение родительской компетенции по воспитанию, обучению и (или) содержанию детей; восстановление детско-родительских отношений; организация свободного времени ребенка; восстановление социального статуса семьи.
Цель практики
Развитие и социализация подростков через организацию их досуга, их самозанятости в Центре «Портал»
Задачи практики
социальная адаптация несовершеннолетних; профилактика социальной дезадаптации и правонарушений; формирование социально приемлемых форм поведения у подростков; развитие личностных ресурсов несовершеннолетних, способностей к самореализации; помощь в формировании и развитии активной жизненной позиции; восстановление ресурсов семьи для успешной социализации детей.
Краткое описание практики
Предоставление подросткам комфортных пространств, свобод перемещения в них, возможности получения актуальных для них социальных знаний и навыков дает им возможность для организации ими своего позитивного досуга. Такой возможностью и условием является Центр содержательного досуга детей и подростков «Портал». Он работает до 20.00 час. 6 дней в неделю. Рабочий день Центра построен таким образом, что сюда может прийти любой ребенок в удобное для него время независимо от того, в какую смену он учится.
Пространство условно делится на несколько зон: свободное пространство и тематические мероприятия (лаундж-зона), помощь узких специалистов и помещения творческих мастерских, клубов, секций. К услугам детей - кухня самообслуживания, оздоровительные процедуры (гало- и оксигенотерапия).
В Центре каждый ребенок может найти себе занятие по душе, записаться в понравившуюся творческую мастерскую или клуб, просто прийти и провести свободное время с пользой. Ребята могут позаниматься в тренажерном зале, на воркаут-площадке, поиграть в настольный теннис, компьютерные игры, принять участие в реализации творческих проектов, тематических мероприятиях. Занятия могут быть групповыми и индивидуальными по запросу ребенка.
Центр действует по плану. В начале каждого месяца составляется расписание событий. В нем определяются групповые мероприятия и указывается дата и время их проведения. Мероприятия направлены на социальное развитие и становление несовершеннолетних. Например, тематические мероприятия, теннисный турнир или конкурс караоке, военно-спортивная игра или психологический тренинг «Мои цели» (или другой), волонтерская акция, мастер-класс, встреча с интересным человеком. Каждый несовершеннолетний может принять участие в любом из мероприятий.
Специалисты Центра - социальные педагоги, педагоги-психологи, педагоги дополнительного образования занимают позиции наставников. При таком подходе ребенку несложно обратиться к узкому специалисту при наличии каких-то личностных проблем.
В рамках Центра действуют группы дневного пребывания. Они работают в течение 9 месяцев с сентября по май.
В каникулярное время организуется отдых и оздоровление детей в лагере дневного пребывания, в загородных лагерях, подросткам от 14 лет оказывается содействие в трудоустройстве. В Центре предусмотрена помощь родителям детей, посещающих Центр. Им оказывается помощь в вопросах педагогики и психологии воспитания детей, в решении материальных проблем.
Социальные результаты
Качественные показатели (развитие и социализация подростков):
· снижена безнадзорность
· преодолена школьная неуспешность, повысилась школьная успеваемость;
· развиты социальные навыки, расширен круг общения, приобретены новые друзья;
· развита способность к творческой самореализации;
· повышена самооценка;
· повышена эмоциональная устойчивость;
· улучшены внутрисемейные связи между родителями и детьми
Количественные показатели:
- посещают группы дневного пребывания - 110 несовершеннолетних;
- ежегодно привлекаются к различным мероприятиям Центра - до 7 000 несовершеннолетних;
- в течение года на постоянной основе посещают творческие мастерские и клубы - 350 несовершеннолетних;
- преодолели школьную дезадаптацию, неуспешность в учебном процессе - 40% несовершеннолетних;
- сняты с учета досрочно с исправлениями - 20 несовершеннолетних из 62, посещающих Центр, состоящих на различного вида учетах в субъектах профилактики;
- определились с выбором будущей профессии - 15% подростков.
Этапы внедрения практики
Этапы работы:
1. Определение целевой группы практики, уточнение проблем целевой группы.
2. Формирование пространства Центра.
3. Организация междисциплинарного, межведомственного взаимодействия.
4. Формирование мультидисциплинарной, межведомственной команды специалистов, распределение ответственности за достижение поставленных целей, согласование взаимодействия в рамках работы, определение сроков и периодичности совместной работы.
5. Разработка примерного плана событий на год
6. Информирование целевой группы о Центре
7. Реализация плана событий
8. Проведение индивидуальной работы
9. Организация социальной помощи семьям в улучшении жизненной ситуации
10. Мониторинг качества и результативности работы по социализации несовершеннолетних.
Социальная значимость практики
Создание Центра, помогает предупредить асоциальную деятельность подростков:
· организована занятость несовершеннолетних в свободное время;
· несовершеннолетние осваивают правила и нормы поведения в социуме;
· несовершеннолетние приобретают навыки самостоятельной организации полезного досуга;
· подростки осознают свою самополезность для окружающих;
· укрепляются внутрисемейные связи, как основной ресурс социализации ребенка.
Все это приводит к снижению риска правонарушений несовершеннолетних, профилактирует суицидальные намерения, способствует становлению подростка как достойного, активного члена общества, гражданина страны
Ресурсное обеспечение практики
Наличие отдельного здания с оборудованной уличной территорией
- кабинеты педагогов-психологов, оснащенные компьютерной техникой, диагностическими, коррекционными компьютерными программами, компьютерными программами обработки полученных диагностических данных; оборудованы комплексами биологической обратной связи;
- сенсорная комната;
- тренажерный зал, спортивный зал, воркаут-площадка;
- медицинский кабинет, соляная комната;
- кухня с оборудованной зоной приготовления пищи, зоной приема пищи;
- лаундж-зона;
- оборудованные творческие мастерские: мультстудия «Волшебный мир», клуб юных корреспондентов с оборудованной видеостудией; кабинет робототехники, компьютерный класс; кабинет рисования, кабинет декоративно-прикладного творчества, студия 3D-моделирования;
- гостиная, оснащенная современным мультимедийным оборудованием.
Организации партнёры
- Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Петропавловск-Камчатского городского округа
- Отделы по делам несовершеннолетних УМВД по Петропавловску-Камчатскому
- Камчатское государственное бюджетное учреждение Камчатская краевая научная библиотека им. С. П. Крашенинникова
- Региональное отделение Всероссийского военно-патриотического общественного движения «Юнармия»