География реализации практики
Мурманская область, муниципальный округ г. Мончегорск с подведомственной территорией
Период внедрения практики
июль 2022 – октябрь 2023
Целевые группы
Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития – 50 человек, из них:
с учетом двигательных возможностей:
-
дети с тяжелыми двигательными нарушениями, находящиеся на полупостельном режиме – 10;
-
дети с ДЦП, передвигающиеся с помощью кресел-колясок – 24;
-
дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата вследствие органического поражения ЦНС, передвигающиеся с помощью кресел-колясок – 9;
-
дети, способные ходить с поддержкой – 7.
по социальному статусу:
-
дети-сироты – 7;
-
дети, оставшиеся без попечения родителей – 21;
дети, имеющие родителей, законных представителей – 21.
Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики
В Мончегорском доме-интернате для умственно отсталых детей на сегодняшний день проживает более двухсот воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 4 до 38 лет. Приблизительно 80% детей и молодых инвалидов – это люди с тяжелыми и множественными нарушениями развития, имеющие серьезные двигательными ограничения. В этой связи особую значимость приобретают инновационные методы для повышения качества жизни воспитанников при помощи организации пространства с использованием специализированного оборудования в специально организованных реабилитационных зонах.
Цель практики
Повышение качества жизни детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития (далее – ТМНР) – воспитанников ГОБУСОН «Мончегорский дом-интернат для умственно отсталых детей» (далее – учреждение, дом-интернат, ГОБУСОН МДИУОД), посредством организации реабилитационных пространств, обеспечивающих сохранение двигательных функций, ежедневное физическое развитие и профилактику заболеваний опорно-двигательного аппарата
Задачи практики
-
внедрение в учреждении инновационной практики постурального менеджмента с элементами сенсорной интеграции детей с ТМНР;
-
использование в коррекционно-развивающей работе инновационной практики постурального менеджмента с элементами сенсорной интеграции детей с ТМНР;
-
обобщение результатов реализации проекта и использование полученного опыта в создании условий для увеличения активной и пассивной двигательной активности детей с ТМНР.
Краткое описание практики
Основную идею данного проекта можно сравнить с набирающими популярность и доказавшими эффективность домашним микрореабилитационными центрами. Иными словами, всё необходимое для комплексной реабилитации у ребенка есть там, где он непосредственно проживает, а роль родителя в стационарном учреждении выполняет специалист по социальной реабилитации, который постоянно находится рядом.Данный проект поможет «особым» детям обрести двигательную активность на доступном уровне и избежать более серьезных последствий, например, появление контрактур, то есть тугоподвижных суставов и т.д. Специалистами учреждения разработана инновационная практика, направленная на развитие двигательной активности с применением постурального менеджмента, в том числе в специально организованных реабилитационных зонах.
Приобретенное оборудование будет использоваться ежедневно в дополнение к оказываемым в учреждении социальным услугам, учебному процессу, тем самым обеспечив непрерывность реабилитационных мероприятий.
Социальные результаты
-
повышение уровня профессиональной компетентности специалистов;
-
создание и улучшение коррекционно-развивающей среды дома-интерната;
-
внедрение инновационных методов и технологий постурального менеджмента;
-
привлечение к участию в заботе о детях с ТМНР ассистентов из числа получателей социальных услуг – молодых инвалидов;
-
проведение мероприятий по обмену практическим опытом специалистов, работающих с детьми-инвалидами и др.;
-
повышение собственной активности и вовлеченности детей в те или иные виды деятельности.
Этапы внедрения практики
1. Подготовительный:
подготовка конкурсной заявки, разработка нормативных документов;
обучение специалистов по социальной реабилитации, воспитателей и младшего медицинского персонала по направлению «Обеспечение максимально возможного развития детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья»;
оборудование реабилитационных пространств, включающих ТСР и сенсорные комнаты;
2. Основной:
проведение развивающих занятий с использованием инновационной практики «Развитие двигательной активности детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития в специально организованной среде»;
проведение комплекса физкультурно-оздоровительных мероприятий с участием узких специалистов и ассистентов – получателей социальных услуг отделения молодых инвалидов.
3. Итоговый:
обобщение результатов реализации проекта в рамках методического объединения педагогов и специалистов по социальной реабилитации, промежуточного и итогового семинаров проекта, Всероссийского форума «Вместе ради детей!».
Социальная значимость практики
Создание в учреждении условий, максимально приближенных к домашним и способствующих развитию собственной активности воспитанников с целью последующего сокращения помощи со стороны окружающих и повышения качества жизни в целом.
Ресурсное обеспечение практики
Учреждение обладает необходимыми ресурсами для реализации практики, в том числе кадровыми, материально-техническими, методическими, информационными – сайт и официальная группа в ВКонтакте. Специалисты учреждения обладают специальными профессиональными компетенциями. Для информирования используются буклеты, разрабатываются наглядные пособия, игры, презентации. Имеется необходимое реабилитационное оборудование.
Организации партнёры
- Министерство труда и социального развития Мурманской области
- Администрация муниципального округа город Мончегорск с подведомственной территорией Мурманской области
- Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации города Мончегорска
- Отдел опеки и попечительства управления образования администрации города Мончегорска
- Акционерное общество «Мончегорскводоканал»
- Акционерное общество «Мончегорская теплосеть»
- Акционерное общество «Мончегорские электрические сети»
- Волонтеры