География реализации практики
4 муниципальных образования Приморского края, что составляет около 12% территории края: Арсеньевский городской округ, Анучинский муниципальный район, Чугуевский муниципальный район, Яковлевский муниципальный район.
Период внедрения практики
с 01.07.2023 по настоящее время
Целевые группы
Дети в особых жизненных ситуациях, формирующих психоэмоциональную травму, в том числе:
- возвращение детей из зон боевых действий Сирии и Ирака;
- утрата родителей (смерть, развод);
- жестокое обращение и преступные посягательства, в том числе сексуального характера (включая несовершеннолетних, ставших свидетелями);
- посттравматическое расстройство вследствие пережитых чрезвычайных ситуаций, включая острый стресс;
- дети из семей участников специальной военной операции;
- семьи с детьми, включенные в состав целевой группы проекта;
- родители (законные представители).
Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики
По данным уполномоченного по правам детей в Приморском крае в 2022 году в Приморском крае зарегистрировано 413 преступлений в отношении детей, 253 преступления против половой неприкосновенности в отношении 185 несовершеннолетних. По сравнению с 2021 годом их количество выросло на 27%. Каждое второе из них совершено человеком, которого ребенок знал. А каждое четвертое совершено членами семьи. Не снижаются в Приморском крае показатели и по суициду: так в 2021 году было зафиксировано 109 попыток среди несовершеннолетних (в 2020 г.- 55, 2022 г.- 56), завершенных в 2022 году - 8 детей (в 2020 г.- 11, в 2022 г.-8).
Проблемы, которые возникают при организации помощи детям с психоэмоциональной травмой:
- Низкий уровень выявления жестокого обращения: ребенок может скрывать происходящее, боясь наказаний со стороны родителей или не доверять взрослым; семьи, где имеют место факты насилия, являются более изолированными в обществе.
- Отсутствие официальных протоколов по методике работы с насилием, совершенным над детьми: вторичная травматизация при проведении опросов в ходе судебно-следственных мероприятий; недостаточный уровень компетенций специалистов, работающих с жертвами жестокого обращения.
- Фрагментарность помощи: фрагментарность знаний и узкое видение своих задач и ответственности специалистами разных ветвей системы защиты детей; противоречие между правом ребенка на защиту и правом семьи на неприкосновенность.
- Формирование своего рода «цикла насилия» в виде передачи агрессивного поведения из поколения в поколение.
- Большое количество проблем, связанных с СВО – вынужденные переселенцы, разделенные семьи, утрата близких и страх этой утраты, рост числа людей с аддиктивными, депрессивными и суицидальными тенденциями.
- Отсутствие квалифицированных психологов и психотерапевтов в отдаленных населенных пунктах Приморского края, способных работать с детьми с психоэмоциональной травмой.
Цель практики
Повышение качества оказываемой помощи детям с психоэмоциональными травмами.
Задачи практики
- Создать на базе КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка» региональную опорную площадку по оказанию помощи детям с психоэмоциональными травмами (в том числе детям, возвращаемым из зон боевых действий)
- Обеспечить нормативно-правовое и методическое сопровождение деятельности проекта.
- Организовать обучения руководителей и специалистов по направлению деятельности региональной опорной площадки.
- Оказать квалифицированную помощь детям с психоэмоциональными травмами посредством внедрения алгоритмов оказания помощи детям в особых жизненных ситуация, формирующих психоэмоциональную травму, разработанных и апробированных Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
- Информировать представителей целевых групп о возможности получения помощи, о результатах деятельности региональной опорной площадки, в том числе через СМИ.
- Организовать проведение мониторингов качества оказания помощи детям с психоэмоциональными травмами.
- Представление результатов деятельности региональной опорной площадки на региональных и всероссийских мероприятиях.
Краткое описание практики
Оказание помощи детям в особых жизненных ситуациях, формирующих психоэмоциональную травму, а также их семьям осуществляется в соответствии с алгоритмами помощи, разработанными Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков, возвращенных из зон боевых действий, ориентированно на стабилизацию психологического состояния ребенка и формирование жизнестойкости с возможностью обращения к деталям травматического опыта; оказание экспресс-помощи и коррекции острой симптоматики, препятствующей нормальному функционированию ребенка. Снятие этих симптомов способствует дальнейшей нормализации психологического состояния, активизирует использование ребенком имеющихся у него стратегий преодоления (копинг-стратегии) и защитных механизмов психики. Также осуществляется организация работы с отсроченными последствиями психотравмы, восстановление нормального социального и внутрисемейного функционирования детей.
В случае работы с ситуацией утраты родителей несовершеннолетним, в зависимости от индивидуальных обстоятельств случая ребенок может быть временно определен в учреждение (при необходимости осуществляется содействие в определении жизнеустройства в интересах ребенка) или получать услуги в нестационарной форме. Психологическая работа в ситуации утраты осуществляется исходя из 4 задач горя: признание реальности утраты; переживание боли потери; принятие окружающего мира без утраченного; выстраивание новых отношений утраченному и продолжение жизни.
Выявление случаев жестокого обращения в семье может осуществляться как межведомственными организациями, так и специалистами учреждения, а также по самообращению. В зависимости от индивидуальных обстоятельств случая, ребенок может быть временно определен в учреждение или получать услуги в нестационарной форме. Психологическая помощь зависит от результатов диагностики особенностей актуального состояния ребенка. Индивидуальная форма работы направлена на психокоррекцию последствий опыта, связанного с жестоким обращением (физическое, сексуальное, психоэмоциональное насилие, пренебрежение нуждами). Групповая форма работы предполагает проведение тренингов по формированию навыков жизнестойкости и тренинги по улучшению детско-родительских отношений. Консультирование родителей, как форма работы, направлено на восполнение ресурсности семейной системы, повышение родительских и психологический компетенций.
Работа с детьми и семьями с посттравматическим расстройством, включая острый стресс, вследствие пережитых чрезвычайных ситуаций, может варьироваться от нескольких часов до нескольких дней. Этапы оказания экстренной психологической помощи: сбор информации; установление контакта; экспресс-диагностика состояния; определение направления работы и подбор метода и техник работы; создание условий для работы – безопасное пространство; работа с актуальным состоянием; завершение; пролонгированная помощь (по необходимости).
Основная работа с семьями участников СВО осуществляется через службу социального сопровождения: семьи получают медицинскую, психологическую, педагогическую, юридическую, социальную помощь. Помощь оказывается преимущественно в нестационарной форме. Специалисты совершают выезды к семье на дом, а также оказывают консультативную помощь в учреждении. Для повышения эффективности, помощь оказывается на основе межведомственного взаимодействия. Таким образом, используется бесшовная модель, когда специалисты всех привлеченных ведомств прилагают усилия по повышению благополучия семьи, беспрепятственно взаимодействуя между собой. Практика включает в себя онлайн консультирование семей участников специальной военной операции. Дистанционный формат оказания помощи позволяет обеспечить ее доступность для всех нуждающихся семей, вне зависимости от территории проживания.
Практика включает деятельность службы экстренной социальной помощи «Социальный патруль», службы социального сопровождения (оказание социальной, психологической, юридической, материальной (одежда, продукты и т.д.) помощи семье для расширения возможностей социальной интеграции), семейной арт-терапевтической студии «Исцеляющее творчество» (восстановление доверительных отношений, формирование здоровой и полноценной атмосферы в семье), программу «Театральный микс» (социальный театр- отреагирование негативных переживаний вовне), деятельность подросткового пространства (безопасное пространство по принципу третьего места), групповую тренинговую работу для семей с детьми (улучшение детско-родительских отношений), службу «Семейная терапия» (коррекция нарушений внутрисемейного взаимодействия), «Мобильной кризисной службы» (предоставление комплексной помощи несовершеннолетним, подвергшимся насилию; оказание услуг по реабилитации и адаптации семей с детьми, проживающих на отдаленных территориях), работу комнаты опроса, дружественной детям, «Безопасное пространство» (проведение опросов в условиях благоприятного психологического климата и доверительных отношений с целью предотвращения ретравматизации), социальную гостиную «РОСТ» (комплексная социальная помощь для женщин с детьми, подвергшимся насилию в семье), проект «Детям добрые руки» (комплексное сопровождение детей, пострадавших от жестокого обращения), социальные акции «Мои соседи» (профилактика и выявление жестокого обращения с детьми и семейного насилия), программу «Стоп угроза» или правила личной безопасности» (направленную на профилактику любой формы насилия, по формированию навыков безопасного поведения ребенка в повседневной жизни).
Социальные результаты
При реализации практики получены следующие социальные результаты:
- открыто подростковое пространство;
- создана региональная опорная площадка по оказанию помощи детям с психоэмоциональными травмами;
- создана на официальном сайте учреждения вкладка «Региональная опорная площадка по оказанию помощи детям с психоэмоциональными травмами»;
- обеспечена безопасная поддерживающая среда для детей;
- разработано 4 информационно-методических материала для целевых групп;
- 100% детей с психоэмоциональной травмой, поступающих в учреждение, получили квалифицированную психологическую помощь;
- стабилизация психоэмоционального состояния детей;
- преодоление дезадаптации детей;
- снятие стадии острого стрессового состояния у детей;
- повышение адаптационных способностей ребенка к новым жизненным условиям;
- снижение уровня травматизации личности ребёнка;
- обеспечение межведомственного взаимодействия с органами системы профилактики;
- формирование у детей эффективных стратегий реагирования на жизненные ситуации;
- улучшение детско-родительских, внутрисемейных отношений через развитие навыков конструктивного разрешения конфликтных ситуаций;
- восстановление статуса семьи;
- улучшение эмоционального состояния и ресурсности семьи;
- повышение родительских компетенций;
- содействие в решении вопроса дальнейшего жизнеустройства детей.
Этапы внедрения практики
В реализации проекта выделены 3 этапа:
1. Установочный.
Обеспечение, внедрению и последующему распространению проекта – создание региональной опорной площадки, ее нормативно-правовое и методическое обеспечение, организация межведомственного и межсекторального взаимодействия, информационная компания через СМИ, проведение анонимного анкетирования детей по выявлению случаев домашнего насилия, обучение по повышению профессиональных компетенций специалистов.
2. Деятельностно-технологический.
Внедрение типовых алгоритмов оказания помощи детям в особых жизненных ситуациях, формирующих психоэмоциональную травму; разработке и реализации реабилитационных и профилактических программ; оказании экстренной социально-психологической помощи; оказание пролонгированной выездной помощи детям и семьям, проживающих на отдаленных территориях; организация онлайн консультирования семей участников СВО; профилактика и выявление случаев жестокого обращения; оказании помощи семье в преодолении трудной жизненной ситуации; проведении психотерапевтических сеансов с семьями; открытие подросткового пространства; разработке и распространении методических материалов для целевых групп.
3. Итоговый.
Оценка эффективности и результатов, предоставленных в рамках проекта услуг; итоговый контроль деятельности региональной опорной площадки и определение перспектив работы после завершения проекта; тиражирование опыта и освещение результатов через проведение вебинаров.
Социальная значимость практики
Социальная практика «Поддержка здесь» обеспечивает создание структурно-функциональной модели по организации социально-реабилитационной работы и эффективному внедрению алгоритмов оказания помощи детям, способствует маршрутизации детей и семей с детьми, восстановлению психологического состояния и положительного социального статуса несовершеннолетних, перенесших психоэмоциональную травму.
Повышение квалификации специалистов позволила более эффективно оказывать реабилитационную комплексную помощь.
Осуществление сетевого взаимодействия позволило повысить уровень выявления жестокого обращения и оказания квалифицированной помощи и длительного социального сопровождения.
Благодаря внедрению алгоритмов оказания помощи детям в особых жизненных ситуация, формирующих психоэмоциональную травму, оборудованным помещением «Комната дружественная детям», работе выездной службы «Мобильная кризисная служба» участию межведомственного сектора, органов исполнительной власти, соисполнителей проекта, выстроилась система по оказанию квалифицированной долгосрочной помощи целевым группам с психоэмоциональной травмой, в том числе в отдаленных населенных пунктах Приморского края.
Практика позволяет применять стратегии, которые мобилизуют общественные ресурсы, что позволяет обеспечивать безопасность детей по месту проживания и содействует оперативному оказанию семьям необходимой помощи, в том числе с целью расширения их возможностей в плане защиты детей от жестокого обращения, тем самым предотвращая необходимость изъятия детей из их семей.
Ресурсное обеспечение практики
Учреждение обладает необходимыми ресурсами для реализации практики, в том числе:
- кадровыми: в учреждении имеется штатная численность 203 единицы. К реализации проекта привлечены специалисты: отделения социальной реабилитации – 45 штатных единиц; отделения помощи семье и детям (нестационарное) – 10 штатных единиц; организационно методическое отделение – 3 штатных единицы. Волонтеры - 40 человек.
- методическими: программы, проекты, методические рекомендации.
- материально-техническими: в учреждении создана оптимальная коррекционно-развивающая среда: жилые комнаты, оснащенные игровыми и спальными зонами; специальные кабинеты для проведения психологического обследования и реабилитационной работы, игротерапевтические кабинеты, кабинет релаксации, кабинеты логопедической и дефектологической помощи, кабинет сенсорной интеграции, творческие мастерские, музыкальный зал, мини-типография. Учреждение оснащено компьютерными и SMART-технологиями, фототехникой, мебелью, бытовой техникой и инвентарем, реабилитационным и абилитационным оборудованием, аппаратами и предметами медицинского назначения; специализированными диагностическими методиками, программными средствами, электронными образовательными ресурсами; игровым, спортивным оборудованием. Имеется автотранспорт для выезда межведомственных служб в отдаленные территории.
Организации партнёры
- Территориальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
- Территориальные отделения общественной организации «Матери России»
- Молодежная общественная организация «Молодая гвардия Единой России»
- Городская детско-юношеская общественная организация «Синяя птица»
- Приморская региональная детско- юношеская общественная военно- патриотическая организация «Спецназ»
- Региональная общественная организация «Ассоциация приемных семей Приморского края» (РОО «Ассоциация приемных семей Приморского края»)