Практика:

Поддержка семьи, принявшей на воспитание ребенка

Номинация:

География реализации практики

Калужская область 26 муниципальных округов

Период внедрения практики

с 27.12.2022 по настоящее время

Целевые группы

  • дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, воспитывающиеся в замещающих семьях Калужской области (1400 человек)
  • взрослые (приемные родители, опекуны, попечители), из 26 муниципальных районов и городских округов Калужской области (1000 человек)

Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики

Профилактика вторичного сиротства, повышение уровня родительских компетенций замещающих родителей, реализация права ребенка жить и воспитываться в семье, помощь приемным и опекунским семьям в решении кризисных ситуаций и прохождении адаптационного периода

Цель практики

Персонифицированная помощь, направленная на удовлетворение потребностей замещающих семей с детьми

Задачи практики

  •        Разработать «бесшовный» маршрут социального сопровождения замещающей семьи за счет интеграции социальных сервисов
  •        Разработать и внедрить электронный инструментарий, обеспечивающий расширение спектра и повышение качества социальных услуг замещающим семьям с детьми
  •        Минимизировать процесс сбора документов, подтверждающих право на получение услуг через режим «одного окна»
  •        Обеспечить помощь замещающим семьям в различных жизненных ситуациях, в том числе дистанционно и с выездом на дом
  •         Провести информационно-просветительские мероприятия для семей с детьми о возможности получения комплексной социальной помощи

Краткое описание практики

В новой модели социальной практики ключевые элементы:

а) единую точку приема и регистрации заявлений семей с детьми и предоставление им комплексных услуг по принципу «одного окна», предусматривающего исключение или максимально возможное ограничение участия граждан в процессах сбора из разных инстанций и предоставления в разные инстанции различных документов и справок, подтверждающих права заявителей на получение услуг;

б) проведение в упреждающем (проактивном) режиме мероприятий, в том числе с применением дистанционных и выездных форм работы, направленных на профилактику обстоятельств, обусловливающих нуждаемость семьи в социальном обслуживании, информирование семей с детьми о возможности получения социальных услуг в рамках социального сопровождения с использованием комплексного подхода в единстве с всесторонностью, непрерывностью и целостностью осуществления процесса социального обслуживания и социального сопровождения;

социального сопровождения с использованием комплексного подхода в единстве с всесторонностью, непрерывностью и целостностью осуществления процесса социального обслуживания и социального сопровождения;

в) система информирования семей с детьми о существующих мерах социальной поддержки, порядке и условиях их предоставления;

ж) маршрутизация помощи в рамках оказания услуг и организация мероприятий по социальному сопровождению, с привлечением региональных социальных ресурсов, необходимых для комплексной помощи; в том числе предоставление социальных услуг и мероприятий по социальному сопровождению; мониторинг, пролонгирование помощи, в случае необходимости; оценка рисков и  факторов успешного преодоления семейного неблагополучия)

Социальные результаты

  • Повышение уровня доступности и эффективности при оказании комплексной социальной помощи замещающим семьям с детьми, особенно проживающим в отдаленных сельских территориях.
  • Повышение уровня социально-психологического благополучия приемных детей.
  • Повышение родительских компетенций, улучшение социального самочувствия и психологического климата в семье, гармонизация детско-родительских отношений у замещающих родителей, в том числе воспитывающих детей-инвалидов и детей с ОВЗ, подростков, сиблингов участников дистанционных Школ приемного родителя и других мероприятий.
  • Сокращение количества возвратов приемных детей из замещающих семей в государственные учреждения.
  • Развитие партнерства государственных учреждений региона и организаций гражданского общества, занимающихся проблемами замещающих семей (заключение соглашений о сотрудничестве с организациями).
  • Расширение межведомственного и межрегионального подхода в использовании практики, распространение опыта работы в Калужской области и других регионах Российской Федерации

Этапы внедрения практики

1 нормативно-правовое обеспечение введения новой формы помощи и формирование целевой группы. Формирование команды по реализации проекта. Организационно-штатные изменения и нормативно-правое обеспечение работа «Семейный многофункциональный центр». Создание единой точки дистанционного приема и регистрации заявлений семей с детьми и предоставление им комплексных услуг по принципу «одного окна».

2 Организация повышения квалификации специалистов, участвующих в реализации мероприятий практики (не менее 72 ч.) с выдачей удостоверения государственного образца позволит более компетентно решать проблемы в замещающих семьях и работать эффективнее по профилактике возвратов детей в учреждения.

 3.    Информационная кампания

Сопровождение интернет-ресурса для обеспечения коммуникации участников проекта, информирования семей с детьми о существующих мерах социальной поддержки, порядке и условиях их предоставления. Проведение информационно-методических семинаров для специалистов, участников практики. Организация работы выездной мобильной бригады и «Информационного автобуса», направленных на профилактику обстоятельств, обусловливающих нуждаемость семьи в социальном обслуживании, информирование семей с детьми о возможности получения социальных услуг в рамках социального сопровождения с использованием комплексного подхода в единстве с всесторонностью, непрерывностью и целостностью осуществления процесса социального обслуживания и социального сопровождения.

4. Организация социально-психологического сопровождения целевой группы (адаптационный, базовый, кризисный экстренный уровень помощи) с целью своевременной помощи и поддержки семьи в ситуации кризиса и распада семейных связей. Активная поддержка замещающих семей через организацию постоянно действующей дистанционной Школы приемного родителя. Систематическая работа в особом интерактивном пространственно-реабилитационном пространстве Центра с несовершеннолетними, нуждающимися в помощи специалистов. 

5.    Информационно-методическая работа, закрепление полученных положительных результатов в стандартах деятельности специалистов. Транслирование опыта на региональных и межрегиональных площадках, с целью масштабирования практики.

Мониторинг достигнутых результатов. Уточнение проблем целевых групп и запросов на необходимую помощь. Формулирование гипотез и исследование заявленных проблем с целью усовершенствования механизма реализации практики, выбора актуальных мероприятий для достижения результата

Социальная значимость практики

Практика направлена на  улучшение условий жизнедеятельности замещающей семьи и расширение ее возможностей самостоятельно решать проблемы по развитию и воспитанию приемного ребенка

Применение практики имеет положительное влияние на субъективное благополучие членов семьи. Родитель, получая поддержку чувствует себя увереннее в решении возникающих проблем. Благодаря систематичному общению в сообществе у родителей появляется желание самосовершенствоваться. Успешное применение новых знаний и освоенных навыков позволяет несовершеннолетним и родителям выстраивать конструктивные отношения. Несовершеннолетние становятся конструктивными в общении, чувствуют себя включенными в социум, имеют друзей, знают как  и не бояться адресовывать свои проблемы тем, кто их может решить

Ресурсное обеспечение практики

Учреждение обладает необходимыми ресурсами для реализации практики, в том числе кадровыми, материально-техническими, методическими, информационными – сайт и официальная группа в ВКонтакте.  Специалисты Центра имеют соответствующую профессиональную подготовку, специальные профессиональные навыки и опыт, необходимые для оказания услуги в соответствии с потребностями клиента. Начало оказания услуги происходит в удобном для клиента режиме, с учетом специфики оказания услуги. За каждой замещающей семьей (гражданами – членами семьи), принятой на социальное сопровождение, закрепляется ответственный специалист – куратор семьи, непосредственно организующий предоставление помощи в соответствии с индивидуальной программой мероприятий и отвечающий за конечный результат в пределах заключенного с семьей договора о социальном сопровождении. Для информирования используются буклеты, разрабатываются наглядные пособия, игры, презентации. Совместные занятия проводятся в кабинетах с использованием имеющегося для проведения коррекционных и реабилитационных занятий оборудования. Имеется транспорт

Организации партнёры

  • Министерство труда и социальной защиты Калужской области, отделы по защите прав несовершеннолетних муниципальных образований Калужской области, социальные центры Калужской области, НКО «Старт в будущее»

Фото материалы

Приложения

Визуальное представление практики

Дополнительные материалы

Сведения об организации

Название организации:
Государственное бюджетное учреждение Калужской области "Центр психолого-педагогической, мкедицинской и социальной помощи "Содействие"
Адрес (юридический или фактический):
248000, г. Калуга, ул. Достоевского, 44
Руководитель организации:
Головашкина Алевтина Вячеславовна
Контактное лицо:
Головашкина Алевтина Вячеславовна
E-mail организации:
Сайт организации: