География реализации практики
Самарская обл. городской округ Сызрань
Период внедрения практики
Реализуется с 2021 года по настоящее время
Целевые группы
1. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, подросткового возраста (11-17 лет).
2. Замещающие родители (опекуны, попечители, приемные родители).
Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики
В основу практики положена идея профилактики вторичного сиротства детей, оставшихся без попечения родителей, являющейся важной составляющей в процессе работы с замещающей семьей.
Вторичное сиротство рассматривается как отказ от ранее усыновленных, взятых на воспитание или находящихся под опекой детей. Последствия, которое наносит возврат ребенка в государственное учреждение, являются очень тяжелыми как для ребенка, так и для самих родителей. Ребенок замыкается в себе, считает, что его будут предавать всю жизнь, он перестает доверять вообще всем людям. Повторное устройство таких детей в семью, как правило, затруднено. Поэтому профилактика вторичного сиротства является важной составляющей в процессе работы с замещающей семьей.
Цель практики
Сокращение риска возврата детей из замещающих семей в государственные учреждения-дома ребенка, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
Задачи практики
1. Повысить родительскую компетентность и психологические ресурсы приемных родителей и опекунов.
2. Научить подростков из приемных и опекунских семей преодолевать возникающие коммуникативные барьеры внутри семьи и за её границами, в том числе подросткам, прибывшим с территории Донецкой народной Республики.
Краткое описание практики
Практика «От опеки до взрослости - растем вместе» представляет собой цикл мероприятий по сопровождению замещающих семей, направленных на преодоление возникающих проблем в развитии детей подросткового возраста и налаживании детско-родительских отношений.
Ежегодно, на диагностической основе, подбираются 5 групп участников (опекуны и подростки в возрасте от 9 до 13 лет), которые в течении 5 недель участвуют в мероприятиях проекта через организацию реализации посреднической, диагностической, консультативной, просветительской, организационно-досуговой работы с семьей в группе «родитель-ребенок».
В рамках основного модуля специалисты проводят:
- информирование замещающих родителей о работе группы психологической помощи семье;
- оценочно-диагностическую деятельность по выявлению проблем в замещающей семье, включающую в себя психолого-педагогическое тестирование, социально-педагогическую диагностику, оценку эмоционального благополучия в семейных отношениях в динамике;
- образование групп по схожим проблемам для участия в тренинговых занятиях «Услышать друг друга»;
- проведение 5 – ти тренинговых занятий по темам:
«Знакомство». «Мир взрослый и мир детский».
«Здоровая коммуникация: Язык принятия».
«Поощрение и наказание».
«Конфликты. Трансактный анализ взаимодействия в семье: Я- родитель, Я- Ребенок, Я- взрослый».
«Стресс и стрессоустойчивость. Сберегающие технологии сохранения психологического здоровья семьи».
В рамках первого дополнительного модуля (для подростков, прибывших с территории Донецкой народной Республики) специалисты осуществляют 5-ть тренинговых занятий, направленных на:
1. Создание пространства, обеспечивающего чувство безопасности в социуме.
2. Проведение работы по возрождению чувств и отреагированию травматического опыта. Арттерапия.
3. Проведение работы с разрушительными чувствами (в частности, агрессивными), результатом которой становится «расчистка» внутреннего пространства, высвобождающая место для новых чувств.
4. Проведение работы по принятию и укрепление своего «Я»:
принятие ценности себя и своей жизни; осознание себя не частью государства, а необходимой частью жизни.
5. Проведение работы по изменению отношений к окружающим людям и способов взаимодействия с ними; освоению новых жизненных ролей и моделей поведения; обретению уверенности в своих силах.
В рамках второго дополнительного модуля, который проводится только для замещающих родителей (по раннему выявлению признаков девиантного поведения детей, профилактике их противоправного поведения) специалисты проводят 2 тренинговых занятия, которые содержат 2 блока: блок социально-педагогических знаний и блок психологических знаний и навыков по следующим темам:
1 занятие «Зависимое поведение»
1.Зависимое поведение.
2. Основные формы зависимого поведения.
3. Причины формирования зависимого поведения.
4. Этапы формирования зависимости, цикл зависимого поведения, основные симптомы зависимости.
Психологический блок
Мозговой штурм «Зависимое поведение ребенка и как проявляется». Задача: сформировать представление о том, что такое зависимость и от чего зависит ее формирование. Мозговой штурм «Способы помочь ребенку». Задача: показать одиночество ребенка, когда он обращается за помощью.
2 занятие «Семья как фактор формирования зависимости»
1. Созависимость: определение понятия.
2. Четыре типа созависимых родителей.
- Требовательный родитель.
- Критикующий родитель.
- Сверхопекающий родитель.
- Отстраненный родитель.
3. Избавление от созависимости.
Психологический блок
Упражнение «Марионетка». Задача: определить, что может чувствовать человек, когда им кто-то управляет, когда он несвободен. Цель -формирование безопасного, ответственного поведения, ценностного отношения к своему здоровью и жизни. Работа с метафорой «Графин». Цель: показать одиночество и пустоту в эмоциях ребенка и как формируется зависимость.
Заключительный модуль включает в себя:
- оценочно-диагностическую деятельность по после прохождения тренинговых занятий: психолого-педагогическое тестирование, социально-педагогическую диагностику, оценку эмоционального благополучия в семейных отношениях в динамике
- подготовку и проведение итогового мероприятия «Семейная гостиная» проекта «От опеки до взрослости. Растем вместе»;
- вручение замещающим семьям сертификатов участников проекта;
- корректировка программы психолого-педагогического сопровождения замещающей семьи после завершения участия в проекте;
- подготовка отчета о реализации проекта.
Социальные результаты
В рамках реализации практики специалистами в 2022, 2023, 2024 году были проведены циклы мероприятий, в которых приняли участие 64 замещающих семей: 66 взрослых и 77 детей в возрасте от 10 до 17 лет.
По итогам реализации мероприятий практики в 2022-2024 году:
-66 опекунов прошли тренинговые занятия, направленные на развитие умений конструктивного взаимодействия и межличностного общения с подростками;
-77 детей приобрели умения конструктивного взаимодействия, межличностного общения, навыки в разрешении конфликтов, преодолении стресса.
-5 опекаемых детей, состоящие на сопровождении в ГКУ СО «КЦСОН Западного округа» на кризисном уровне сопровождения (до прохождения программы) были переведены на базовый уровень (после окончания цикла мероприятий;
-64 замещающим семьям оказана практическая помощь и психологическая поддержка.
-Результаты социально-педагогической диагностики показали положительные изменения внутрисемейных отношений; уровень удовлетворенности членов замещающей семей результатом получения помощи составляет 97 %. Все участники: и родители, и дети отметили эффективность, важность приобретенных знаний, навыков и проводимых мероприятий.
- Сокращение количества детей, возвращенных из замещающих семей в государственные учреждения (г.о. Сызрань: 2021 год - 6 человек; 2022 год – 2 человека; 2023 год –2 человек были возвращены ГКУ СО «ЦП ДОПР «Искра»).
Этапы внедрения практики
1 этап подготовительный: оформление концепции практики; поиск источников финансирования проекта.
2 этап основной: реализация программы мероприятий практики (по плану).
3 этап заключительный: подготовка и проведение заключительного мероприятия «Семейная игровая гостиная»; подготовка отчета о реализации практики, публикации в СМИ и на сайте Администрации городского округа Сызрань; планирование дальнейших перспектив развития проекта.
Социальная значимость практики
На территории городского округа Сызрань проживает 557 детей, относящийся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них 471 ребенок, воспитывается в замещающих семьях. В рамках муниципальной программы г.о.Сызрань «Укрепление общественного здоровья населения городского округа Сызрань» Управлением семьи, опеки и попечительства Администрации г.о.Сызрань и ГКУ СО «КЦСОН Западного округа» реализуется практика «От опеки до взрослости. Растем вместе». направленная на пропаганду психологически здорового климата в замещающих семьях.
Замещающими родителями чаще всего становятся близкие родственники (бабушки, дедушки, братья, сестры), для которых прохождение программ подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации, в соответствии с действующим законодательством необязательно. Зачастую в основе мотивов принятия ребенка в свою семью лежат родственные связи, недопустимость ситуации передачи ребенка в другую семью, жалость.
Однако в процессе воспитания детей, имеющих психотравмирующий опыт потери родителей (смерть, лишение родительских прав), возникают проблемы, связанные с их развитием, психологические проблемы подросткового возраста, которые приводят к обострению детско-родительских отношений, нарушению внутрисемейного климата, и как следствие к возникновению тяжелой жизненной ситуации.
Недостаток у замещающих родителей педагогических навыков, компетенций для решения проблемной ситуации, их психологическая неготовность к преодолению трудностей и эмоциональное истощение от стресса может привести к принятию решения о возврате ребенка в государственное учреждение.
В сложившейся ситуации важно своевременно выявить проблему семьи и оказать комплексную квалифицированную психолого-педагогическую помощь и поддержку. Проведение тренинговых мероприятий, где замещающие родители и дети объединяются в группу, взаимодействуют и, тем самым, помогают друг другу в решении проблемы, а значит сохранить семью.
Ресурсное обеспечение практики
Кадровые ресурсы:
Социальные педагоги и педагоги-психологи ГКУ СО «КЦСОН Западного округа»; специалисты Управления семьи, опеки и попечительства Администрации г.о. Сызрань, ответственные за замещающие семьи.
Материально-техническое обеспечение:
Помещение для реализации проекта; письменный стол, офисный стул и ПК для проведения компьютерной диагностики; конференц-кресла; доска – мольберт двусторонний комбинированный, методика «Сигнал», «Келли», «Домики» О.А.Ореховой – компьютерные диагностики; канцелярские товары.
Методические материалы:
- первичная и заключительная диагностика на основе разработок Зотова М.В., Петрукович В.М., Сысоева В.Н., Олина М.В., Ореховой О.А., Воробьева В.М., Коновалова Н.Л.
- групповые занятия, в основе которых лежат разработки Ю.Б. Гиппенрейтер, И.М. Марковской, К. Фопеля, О.В. Хухлаевой.
Организации партнёры
- Управление семьи, опеки и попечительства Администрации городского округа Сызрань