Практика:

Организация социального сопровождения малоимущих семей с детьми в целях достижения ими уровня самообеспечения (в сочетании с заключением социального контракта)

Делегация:
Номинация:

География реализации практики

Алтайский край, 69 муниципальных образований

Период внедрения практики

С 2020 года по настоящее время

Целевые группы

Малообеспеченные семьи с детьми, получающие материальную поддержку на основе социального контракта

Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики

Особенностями представляемой практики является то, что в ее основу положено оказание именно социально-психологической помощи малообеспеченным семьям с детьми.

Проблемы целевых групп, на которые направлено применение практики, связаны, прежде всего с: 

­ недостатком знаний и навыков по ведению домашнего хозяйства, планированию семейного бюджета, отсутствием финансовой грамотности;

­ трудностями в обращении за поддержкой в помогающие организации социальной сферы, неадекватной позицией во взаимодействии со специалистами социальных служб (сопротивление, склонность к манипуляции, социальное иждивенчество и др.);

­ выученной беспомощностью, отсутствием положительного опыта решения проблем в жизни семьи самостоятельно;

­ низкой стрессоустойчивостью, использованием неконструктивных копинг-стратегий;

­ недостатком знаний о возрастных и индивидуальных особенностях развития детей, основных потребностях детей разного возраста;

- недостаточно развитыми умениями управлять своим временем, определять приоритеты, планировать свою жизнь и управлять порядком жизни семьи;

­ низкой родительской компетентностью в организации коммуникаций с детьми и подростками, совместного досуга и развивающего взаимодействия

Цель практики

Общая цель программ социального сопровождения состоит в том, чтобы помочь семье лучше функционировать для того, чтобы выйти на уровень самообеспечения и повысить качество жизни.

Задачи практики

1.      Формирование мотивационной готовности к активному, деятельному участию в программах социального сопровождения у семей;

2.      Актуализацию потребности в самоанализе, исследованию семейной истории и отношений в семье;

3.      Повышение уровня самоконтроля и личной ответственности за предпринимаемые действия, расширение поведенческого репертуара в совладании со стрессом;

4.      Повышение способности анализировать, переопределять семейные правила, роли и осознанно подходить к выстраиванию отношений в семье;

5.      Выработку навыков структурирования своей деятельности, определения приоритетов, нахождения баланса между разными сферами жизни;

6.      Повышение уровня финансовой грамотности, развитие навыков финансового планирования и выработка более оптимальных стратегий управления финансовыми ресурсами;

7.      Актуализацию знаний о своих способностях, умениях и талантах в целях их монетизации;

8.      Повышение и укрепление мотивации родителей за сохранение и поддержание своего здоровья и здоровья своих детей;

9.      Формирование мотивационной готовности в приверженности к трезвости и овладению способами создания поддерживающего социального окружения в условиях трансформации образа жизни;

10.  Повышение уровня родительской компетентности в общении, совместной деятельности и дисциплинировании детей;

11.  Закрепление навыков конструктивного общения и взаимодействия внутри семьи и с окружающими людьми

 

Краткое описание практики

В Алтайском крае с 2020 года осуществляется социальное сопровождение малоимущих семей с детьми в сочетании с заключением социального контракта в целях достижения ими уровня самообеспечения.

Для каждой семьи, заключившей социальный контракт, разрабатывается программа социальной адаптации, включающая мероприятия по выходу из трудной жизненной ситуации.Новизна предлагаемого подхода состоит в том, что решение проблемы низкого уровня доходов и качества жизни семьи не ограничивается материальной помощью, а направлено на поиск социально-психологических причин бедности в каждой конкретной семье.

Организация социального сопровождения, включает работу с семьями по следующим, специально разработанным, программам: «Семейный навигатор», «Точка опоры», «Семейный помощник».

Социально-психологическая помощь семьям осуществляется в несколько этапов: на первоначальном этапе работы после знакомства с семьёй и установления контакта заключается соглашение о сотрудничестве, определяется порядок встреч. Основной этап работы включает анализ ключевых факторов, положенных в основу программы в ходе выполнения диагностических методик и практических упражнений. В программах большое внимание уделяется диагностике, но целью является не «поставить диагноз», а пробудить интерес у самих членов семьи к исследованию ситуации в семье и поиску ресурсов для изменений к лучшему. На завершающем этапе проводится итоговая оценка работы по программе, анализируются достигнутые результаты, оценивается необходимость и перспективы дальнейшей работы.  Все программы объединены общей методологией, логикой и задачами, но каждая из них имеет свои особенности.Все программы объединены общей методологией, логикой и задачами, но каждая из них имеет свои особенности и целевую группу. Для мультипроблемных семей программы могут быть реализованы в работе с семьёй последовательно, а могут быть индивидуально скорректированы и собраны в одну по принципу конструктора.

Каждая из программ рассчитана на 10 встреч (первое вводное занятие и 9 тематических занятий, подведение итогов на последней встрече). Занятия проводятся индивидуально с каждой семьей один раз в неделю, продолжительность занятия составляет 80-90 минут.Оптимально присутствие на встречах обоих родителей. Подростки, дети и другие взрослые члены семьи приглашаются исходя из тематики встреч.

Социальные результаты

Начиная с 2020 года, в Алтайском крае:

- 3050 семей стали участниками программы «Семейный навигатор». Об эффективности реализации программы свидетельствуют следующие данные: у 82% семей, завершивших прохождение программы «Семейный навигатор» - положительная динамика оценки уровня функционирования семьи.

Прошедшие повышение профессиональных компетенций специалисты Комплексных центров социального обслуживания населения смогли применить полученные знания и умения в работе с 450 малоимущей семьёй с детьми по программе «Семейный помощник». У 87% семей, завершивших прохождение программы «Семейный помощник» - положительная динамика оценки уровня функционирования семьи.

По результатам проведенного мониторинга, количество семей в СОП, планы индивидуальной профилактической работы с которыми включали содержание программы «Точка опоры» составляет 800 семей.

 

Этапы внедрения практики

1.    Проведение социологического исследования уровня и структуры бедности на территории Алтайского края.

2.    Разработка методического комплекса практики, включающего программы «Семейный навигатор», «Точка опоры» и «Семейный помощник», а также рабочие тетради к ним.

3.    Разработка алгоритма меж- и внутриведомственного взаимодействия по оказанию социально-психологической помощи малоимущим семьям с детьми, получающими государственную материальную помощь на основании социального контракта, в рамках программ социального сопровождения.

4.    Проведение установочных семинаров и семинаров-тренингов по повышению профессиональных компетенций руководителей и специалистов учреждений социального обслуживания населения для работы с малоимущими семьями в соответствие с программами «Семейный навигатор», «Точка опоры», «Семейный помощник».

5.    Организация социального сопровождения малоимущих семей с детьми, получающих государственную материальную помощь на основании социального контракта, в рамках программ «Семейный навигатор», «Точка опоры», «Семейный помощник».

6.    Оказание методической и супервизорской поддержки специалистам, оказывающим социально-психологическую помощь малоимущим семьям с детьми по программам.

7.    Проведение ежеквартального мониторинга реализации программ социального сопровождения.

 

Социальная значимость практики

Значимость реализации социального сопровождения проявляется в индивидуальном алгоритме работы с использованием программ социального сопровождения семей. Диагностика причин бедности в каждой конкретной семье позволяет выстроить работу в ресурсоориентированном формате, подбирая те формы и методы работы, которые помогут устранить или минимизировать причины малоимущности семьи. Соответственно, при заполнении социальных и личностных дефицитов, при выстраивании новых убеждений, установок, моделей поведения в личности членов семьи, можно говорит и о конструктивном изменении финансового положения, повышении качества жизни, улучшения положения детей в этой семье. 

Ресурсное обеспечение практики

Информационно-методическое:

Практика представлена в виде разработанных 3 методических комплексов, каждый из которых включает в себя программу социально-психологической помощи семьям с детьми с подробным описанием всех методик работы и рабочую тетрадь для работы с семьями.

Специалисты, работающие с семьями по программе, отмечают структурированность, логичность и доступность программ в обработке всех практических заданий и упражнений. Методические комплексы полностью готовы к тиражированию.

Материально-техническое:

Встречи с семьями необходимо проводить в отдельном, свободном и светлом помещении. Это может быть комната для индивидуальных и / или семейных консультаций.

Необходимое оборудование при работе по программам: рабочая тетрадь по количеству семей – участников программы, ручки, наборы цветных карандашей, ватманы, отдельные распечатанные бланки методик.

Организационно-управленческое:

Реализация программ строится с учетом командного принципа работы. Взаимодействие с семьями осуществляет команда специалистов, включающая психолога, специалиста по социальной работе и других специалистов, привлекаемых исходя из потребностей семьи.

Мероприятия программы реализуются специалистами учреждений социального обслуживания путем предоставления социально-психологических, социально-педагогических и социально-медицинских услуг.

Кадровое:

Взаимодействие с семьями осуществляет команда специалистов, включающая психолога, специалиста по социальной работе и других. Требования к специалистам, реализующим программу: высшее психологическое образование, высшее образование по направлению социальная работа.

Организации партнёры

  • Министерство социальной защиты Алтайского края, Управление по труду и занятости Алтайского края, ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет», КАУ «Алтайский центр финансовых исследований», Управления по социальной защите населения, Комплексные центры социального обслуживания населения

Фото материалы

Приложения

Визуальное представление практики

Дополнительные материалы

Сведения об организации

Название организации:
Краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Краевой кризисный центр для мужчин»
Адрес (юридический или фактический):
656052, г. Барнаул, ул. Г. Исакова, 113е
Руководитель организации:
директор Эдокова Лариса Александровна 8(3852) 55-12-88
Контактное лицо:
заместитель директора Васильева Елена Валерьевна 8(3852) 55-12-88
E-mail организации:
Сайт организации:
Социальные сети: