География реализации практики
Алтайский край, 69 муниципальных образований
Период внедрения практики
С 2020 года по настоящее время
Целевые группы
Малообеспеченные семьи с детьми, получающие материальную поддержку на основе социального контракта
Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики
Особенностями представляемой практики является то, что в ее основу положено оказание именно социально-психологической помощи малообеспеченным семьям с детьми.
Проблемы целевых групп, на которые направлено применение практики, связаны, прежде всего с:
недостатком знаний и навыков по ведению домашнего хозяйства, планированию семейного бюджета, отсутствием финансовой грамотности;
трудностями в обращении за поддержкой в помогающие организации социальной сферы, неадекватной позицией во взаимодействии со специалистами социальных служб (сопротивление, склонность к манипуляции, социальное иждивенчество и др.);
выученной беспомощностью, отсутствием положительного опыта решения проблем в жизни семьи самостоятельно;
низкой стрессоустойчивостью, использованием неконструктивных копинг-стратегий;
недостатком знаний о возрастных и индивидуальных особенностях развития детей, основных потребностях детей разного возраста;
- недостаточно развитыми умениями управлять своим временем, определять приоритеты, планировать свою жизнь и управлять порядком жизни семьи;
низкой родительской компетентностью в организации коммуникаций с детьми и подростками, совместного досуга и развивающего взаимодействия
Цель практики
Общая цель программ социального сопровождения состоит в том, чтобы помочь семье лучше функционировать для того, чтобы выйти на уровень самообеспечения и повысить качество жизни.
Задачи практики
1. Формирование мотивационной готовности к активному, деятельному участию в программах социального сопровождения у семей;
2. Актуализацию потребности в самоанализе, исследованию семейной истории и отношений в семье;
3. Повышение уровня самоконтроля и личной ответственности за предпринимаемые действия, расширение поведенческого репертуара в совладании со стрессом;
4. Повышение способности анализировать, переопределять семейные правила, роли и осознанно подходить к выстраиванию отношений в семье;
5. Выработку навыков структурирования своей деятельности, определения приоритетов, нахождения баланса между разными сферами жизни;
6. Повышение уровня финансовой грамотности, развитие навыков финансового планирования и выработка более оптимальных стратегий управления финансовыми ресурсами;
7. Актуализацию знаний о своих способностях, умениях и талантах в целях их монетизации;
8. Повышение и укрепление мотивации родителей за сохранение и поддержание своего здоровья и здоровья своих детей;
9. Формирование мотивационной готовности в приверженности к трезвости и овладению способами создания поддерживающего социального окружения в условиях трансформации образа жизни;
10. Повышение уровня родительской компетентности в общении, совместной деятельности и дисциплинировании детей;
11. Закрепление навыков конструктивного общения и взаимодействия внутри семьи и с окружающими людьми
Краткое описание практики
В Алтайском крае с 2020 года осуществляется социальное сопровождение малоимущих семей с детьми в сочетании с заключением социального контракта в целях достижения ими уровня самообеспечения.
Для каждой семьи, заключившей социальный контракт, разрабатывается программа социальной адаптации, включающая мероприятия по выходу из трудной жизненной ситуации.Новизна предлагаемого подхода состоит в том, что решение проблемы низкого уровня доходов и качества жизни семьи не ограничивается материальной помощью, а направлено на поиск социально-психологических причин бедности в каждой конкретной семье.
Организация социального сопровождения, включает работу с семьями по следующим, специально разработанным, программам: «Семейный навигатор», «Точка опоры», «Семейный помощник».
Социально-психологическая помощь семьям осуществляется в несколько этапов: на первоначальном этапе работы после знакомства с семьёй и установления контакта заключается соглашение о сотрудничестве, определяется порядок встреч. Основной этап работы включает анализ ключевых факторов, положенных в основу программы в ходе выполнения диагностических методик и практических упражнений. В программах большое внимание уделяется диагностике, но целью является не «поставить диагноз», а пробудить интерес у самих членов семьи к исследованию ситуации в семье и поиску ресурсов для изменений к лучшему. На завершающем этапе проводится итоговая оценка работы по программе, анализируются достигнутые результаты, оценивается необходимость и перспективы дальнейшей работы. Все программы объединены общей методологией, логикой и задачами, но каждая из них имеет свои особенности.Все программы объединены общей методологией, логикой и задачами, но каждая из них имеет свои особенности и целевую группу. Для мультипроблемных семей программы могут быть реализованы в работе с семьёй последовательно, а могут быть индивидуально скорректированы и собраны в одну по принципу конструктора.
Каждая из программ рассчитана на 10 встреч (первое вводное занятие и 9 тематических занятий, подведение итогов на последней встрече). Занятия проводятся индивидуально с каждой семьей один раз в неделю, продолжительность занятия составляет 80-90 минут.Оптимально присутствие на встречах обоих родителей. Подростки, дети и другие взрослые члены семьи приглашаются исходя из тематики встреч.
Социальные результаты
Начиная с 2020 года, в Алтайском крае:
- 3050 семей стали участниками программы «Семейный навигатор». Об эффективности реализации программы свидетельствуют следующие данные: у 82% семей, завершивших прохождение программы «Семейный навигатор» - положительная динамика оценки уровня функционирования семьи.
Прошедшие повышение профессиональных компетенций специалисты Комплексных центров социального обслуживания населения смогли применить полученные знания и умения в работе с 450 малоимущей семьёй с детьми по программе «Семейный помощник». У 87% семей, завершивших прохождение программы «Семейный помощник» - положительная динамика оценки уровня функционирования семьи.
По результатам проведенного мониторинга, количество семей в СОП, планы индивидуальной профилактической работы с которыми включали содержание программы «Точка опоры» составляет 800 семей.
Этапы внедрения практики
1. Проведение социологического исследования уровня и структуры бедности на территории Алтайского края.
2. Разработка методического комплекса практики, включающего программы «Семейный навигатор», «Точка опоры» и «Семейный помощник», а также рабочие тетради к ним.
3. Разработка алгоритма меж- и внутриведомственного взаимодействия по оказанию социально-психологической помощи малоимущим семьям с детьми, получающими государственную материальную помощь на основании социального контракта, в рамках программ социального сопровождения.
4. Проведение установочных семинаров и семинаров-тренингов по повышению профессиональных компетенций руководителей и специалистов учреждений социального обслуживания населения для работы с малоимущими семьями в соответствие с программами «Семейный навигатор», «Точка опоры», «Семейный помощник».
5. Организация социального сопровождения малоимущих семей с детьми, получающих государственную материальную помощь на основании социального контракта, в рамках программ «Семейный навигатор», «Точка опоры», «Семейный помощник».
6. Оказание методической и супервизорской поддержки специалистам, оказывающим социально-психологическую помощь малоимущим семьям с детьми по программам.
7. Проведение ежеквартального мониторинга реализации программ социального сопровождения.
Социальная значимость практики
Значимость реализации социального сопровождения проявляется в индивидуальном алгоритме работы с использованием программ социального сопровождения семей. Диагностика причин бедности в каждой конкретной семье позволяет выстроить работу в ресурсоориентированном формате, подбирая те формы и методы работы, которые помогут устранить или минимизировать причины малоимущности семьи. Соответственно, при заполнении социальных и личностных дефицитов, при выстраивании новых убеждений, установок, моделей поведения в личности членов семьи, можно говорит и о конструктивном изменении финансового положения, повышении качества жизни, улучшения положения детей в этой семье.
Ресурсное обеспечение практики
Информационно-методическое:
Практика представлена в виде разработанных 3 методических комплексов, каждый из которых включает в себя программу социально-психологической помощи семьям с детьми с подробным описанием всех методик работы и рабочую тетрадь для работы с семьями.
Специалисты, работающие с семьями по программе, отмечают структурированность, логичность и доступность программ в обработке всех практических заданий и упражнений. Методические комплексы полностью готовы к тиражированию.
Материально-техническое:
Встречи с семьями необходимо проводить в отдельном, свободном и светлом помещении. Это может быть комната для индивидуальных и / или семейных консультаций.
Необходимое оборудование при работе по программам: рабочая тетрадь по количеству семей – участников программы, ручки, наборы цветных карандашей, ватманы, отдельные распечатанные бланки методик.
Организационно-управленческое:
Реализация программ строится с учетом командного принципа работы. Взаимодействие с семьями осуществляет команда специалистов, включающая психолога, специалиста по социальной работе и других специалистов, привлекаемых исходя из потребностей семьи.
Мероприятия программы реализуются специалистами учреждений социального обслуживания путем предоставления социально-психологических, социально-педагогических и социально-медицинских услуг.
Кадровое:
Взаимодействие с семьями осуществляет команда специалистов, включающая психолога, специалиста по социальной работе и других. Требования к специалистам, реализующим программу: высшее психологическое образование, высшее образование по направлению социальная работа.
Организации партнёры
- Министерство социальной защиты Алтайского края, Управление по труду и занятости Алтайского края, ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет», КАУ «Алтайский центр финансовых исследований», Управления по социальной защите населения, Комплексные центры социального обслуживания населения