Практика:

«Организация Консультативного центра по оказанию психолого-педагогической, методической и консультативной помощи детям, семьям с детьми и гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей»

География реализации практики

Чаинский район (30 сельских поселений) и г. Кедровый Томской области

Период внедрения практики

2022-2023гг. В настоящее время формы и методы работы Консультативного кабинета совершенствуются.

Целевые группы

1. Дети от 0 до 18 лет, в том числе ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, находящие с трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, имеющие различные проблемы в поведении, развитии, социализации.

2. Родители  (законные представители) детей.

3.Граждане, желающие принять на воспитание в свою семью детей, оставшихся без попечения родителей.

Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики

Чаинский район - муниципальное  образование, удаленное  от областного центра, в  котором  проживает 2 503  ребенка  в возрасте от  0 до  18 лет, из которых:  55 детей-инвалидов  и  217 детей с ОВЗ, 112 детей раннего возраста ( от 0 до 3) имеют нарушения развития.  Из общего числа детей   113 подростков состоят на учете в КДН,  из них 18  детей в связи с совершением   правонарушений  и общественно опасных деяний,  12 детей  пострадали от  преступных действий  по отношению к ним.  На начало 2023г. Чаинский район   занимал 4 место в Сибирском федеральном округе по количеству  законченных суицидов детей.

Семьи, воспитывающие детей,  зачастую  сталкиваются с проблемами  отклоняющегося поведения  детей:

-конфликты со сверстниками;

-демонстративно-шантажное поведение;

-девиантное поведение;

-дезадаптивные формы поведения;

- нарушения детско-родительских отношений;

-нарушение  коммуникативных навыков;

 -нарушения эмоционально-когнитивного развития на фоне социального неблагополучия;

-неуспешность школьного обучения;

 - трудности в социальной адаптации;

Причинами возникновения проблем в воспитании детей является:

-низкий  уровень компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания и развития детей;

- отсутствия   у родителей психолого-педагогических знаний;

-отсутствие  возможности своевременно получить квалифицированную консультативную  помощь специалистов;

-значительная территориальная удаленность проживания семей  от возможных источников получения консультативной  помощи;

-недостаточная информированность родителей о возможности  получения  квалифицированной консультативной помощи;

-отсутствие целенаправленного обучения родителей методикам  воспитания и развития детей.

ОГКУ "ЦСПСиД Чаинского района"- единственное  учреждение в районе, которое   оказывает  социально-психологическую и социально-педагогическую  помощи семьям с детьми,  сопровождает  семьи, находящиеся  в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении,   замещающие семьи, оказывает социальные услуги несовершеннолетним, находящимся с трудной жизненной ситуации.

Анализ работы с семьями, а также поступающие запросы  от родителей, образовательных учреждений выявил потребность в предоставлении консультативных услуг и проведении обучения  семей по вопросам воспитания и развития детей.

Цель практики

Обеспечить доступную и эффективную поддержку и практическую помощь  детям, семьям с детьми, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей

Задачи практики

- Оказание   консультативной, психолого-педагогической    помощи  детям, родителям (законным представителям) детей,  гражданам, желающим принять на воспитание в свою семью детей, оставшихся без попечения родителей.

- Оказание  методической  помощи   родителям (законным представителям) детей,  гражданам, желающим принять на воспитание в свою семью детей, оставшихся без попечения родителей.

-Содействие повышению уровня  компетентности родителей (законных представителей),  граждан, желающих принять на воспитание в свою семью детей, оставшихся без попечения родителей, в вопросах  развития, воспитания и социализации детей,  формировании  позитивных детско‑родительских отношений.

-Обеспечение доступности консультативных услуг для лиц, вне зависимости от их возраста, состояния здоровья, места проживания.

Краткое описание практики

Консультативный центр  осуществляет деятельность   по следующим направлениям:

-Аналитическая - психолого-педагогическое проектирование и экспертиза;

-Методическая - разработка и реализация коррекционно-развивающих программ, направленных на развитие  эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снижение уровня тревожности, решение   проблем в сфере общения, преодоление          проблем в поведении, нарушение     социализации и адаптации; проведение  обучающих семинаров и тренингов для родителей, помощь в  получении новых знаний и навыков,  нужных ресурсов  необходимых для воспитания детей.

-Консультативная –психолого-педагогическое  консультирование  по вопросам выбора оптимальных путей развития ребенка, разрешения возникающих конфликтов, выявления трудностей;

-Диагностическая –психолого-педагогическая диагностика;

-Координационно-организационная- психолого-педагогическое сопровождение, разработка  индивидуальных  маршрутов;

-Информационная- обеспечение необходимой информацией  (памятки, буклеты-сопровождение, анкетирование, подборки практического материала, фото- и видеоматериалы)

-Профилактическая- психологическая профилактика (предупреждение возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии детей, возникновения явлений дезадаптации , профилактика  различного рода зависимостей, агрессии);

-Просветительская -психолого-педагогическое  просвещение  (создание условий для получения  необходимых психологических  и педагогических знаний и формирования психологической культуры);

 Консультативные  услуги  оказываются  в виде:

Очной консультации через Консультативный кабинет.

Консультация предполагает устное информирование получателя услуги по интересующим его вопросам. Родители (законные представители) во время   получения консультационных услуг в очной форме могут дополнительно получить услугу по   присмотру за ребенком, а также психолого-педагогические услуги для ребенка.

Очной (выездной) консультации через Консультативные пункты на базе общеобразовательных учреждений района.

Право на выездную консультацию предоставляется    гражданам, воспитывающим детей-инвалидов,  гражданам, проживающим вне пределов транспортной доступности Консультативного кабинета.

Дистанционной консультации 

 При проведении дистанционной консультации получатели услуги   могут выбрать удобный им телекоммуникационный сервис из имеющихся в доступе : видеосвязь с получателем услуги по каналам видеоконференцсвязи  и  телефонная связь.

 Консультативная помощь   предоставляется на основании:

письменного заявления одного из родителей (законных представителей)  поданного лично через Службу  или заполнения онлайн-заявления, размещенного  на  официальном  сайте Учреждения.

 Все обращения  родителей (законных представителей) регистрируются  в установленном порядке в Журнале учёта обращений за консультативной помощью;

Получатель услуг обращается за услугой по мере возникновения необходимости   и имеет право на получение более чем одной услуги в течение календарного года.     

Получатель услуги может, как обозначить тему своего вопроса заранее, в ходе предварительной записи с целью дальнейшего получения услуги, так и   обозначить тему своего запроса непосредственно в момент начала консультации.

Служба в зависимости от предварительного запроса получателя услуги подбирает соответствующего специалиста. В случае, если в ходе консультирования выясняется необходимость привлечения иного специалиста, это осуществляется по решению Службы в пределах её возможностей.

После оказания услуг получателю услуги должна быть предоставлена              возможность оценить её качество.

В  случае если запрос получателя услуг лежит вне содержания консультативной помощи или выходит за пределы профессиональной компетенции специалистов, то специалисты Службы  могут направить получателя услуг в другие организации    или государственные органы, специалисты которых могут оказать содействие в решении данного запроса.

Консультативная  помощь  организуется в разных формах:

Групповые формы работы, в которые входят  такие мероприятия как:  коррекционно- развивающие занятия, обучающие семинары, консультации для родителей, психолого- педагогические тренинги  и интенсивы, круглые столы, мастер-классы. К проведению  мероприятий были привлечены   Благотворительный фонд  «Меркурия», Благотворительный фонд «Томск без сирот», специалисты организаций и ведомств района.

Подгрупповые формы работы, в которые входят психолого- педагогическая диагностика, различного рода тренинги, интенсивы для детей и родителей.
Индивидуальные формы работы,  в которые входят разовые консультации, диагностика и  консультации  по выявленным проблемам.

Семейная терапия-это форма терапии, которая фокусируется на взаимодействии между членами семьи. Она направлена на улучшение коммуникации, разрешение конфликтов, создание более гармоничной и здоровой семейной атмосферы, восстановлению детско-родительских отношений

Диагностика и тестирование, которые позволяют определить индивидуальные особенности ребенка, выявлять возможные проблемы, причины  нарушений в развитии, социальной адаптации и составлять индивидуальные программы помощи.

Решение о выборе формы взаимодействия с родителями (законными представителями) и их детьми принимают специалисты  по результатам проведённого ими обследования детей и с учётом психофизического состояния детей.

Для проведения групповых и подгрупповых занятий  организуются:

- совместные детско-родительские группы;

- отдельно детские группы;

- отдельно родительские группы.

     

Социальные результаты

Социальные результаты консультативного центра включают:

  • Улучшение качества жизни  целевых групп (100%)
  • Повышение компетентности родителей (законных представителей) и  граждан, желающих  принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей,  в области воспитания, развития и социализации детей (100%) 
  • Повышение у детей самооценки, уверенность в себе,  уровня  социальной адаптации  к изменяющимся   условиям жизни, развитие коммуникативных навыков, укрепление межличностных отношений,  преодоление  эмоциональных проблем.(100%)
  •  Укрепление  семейных отношений, разрешение внутрисемейных  конфликтов и создание  гармоничной  атмосферы в семье,  улучшение детско-родительских отношений, повышение  родительских компетенции и  потенциала (100%)                                                          В  результате  работы консультативного центра   с ноября 2022 по декабрь 2023г  консультативные услуги  получили:
  • 195   детей   из них:   65 детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, 50 детей из замещающих семей и 30 детей- инвалидов,  39 детей с  ОВЗ, 11 детей из семей участников СВО
  • 177 семей, из них   45 замещающих семей, 55 семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, 69 семей с детьми с ОВЗ и инвалидностью,  8 семей участников СВО.                         А самое главное  мы слышим слова благодарности от родителей,  видим положительные  изменения в  семьях,  понимаем необходимость в нашей помощи. Благодаря нашей работе, люди получают возможность преодолеть различные жизненные трудности, обрести уверенность в себе и достичь личностного роста. Мы также способствуем развитию сообщества, проводя образовательные программы и мероприятия, направленные на поддержку социальных связей. Социальные результаты достигаются за счет комплексного подхода к преодолению трудностей  семьей, создания поддерживающей среды вокруг семьи, разнообразных  форм работы, направленных и на детей, и на родителей.

 

Этапы внедрения практики

Работу по внедрению  практики   можно разделить на три этапа:

I этап- Организационно-подготовительный

В него  вошли такие мероприятия как:

Разработка локальных актов, регламентирующих деятельность консультативного центра

(разработаны положения о  службе, изданы приказы, регламентирующие деятельность службы, назначены ответственные лица)

Проведение работы по созданию  условий для открытия центра ( подобраны диагностические, развивающие и коррекционные методики,  проведено обучение  специалистов по 6 программам специальной подготовки , закуплены   необходимые  для работы технические  средства и интерактивное оборудование)

С целью информационного обеспечения работы центра  был создан новый сайт, разработаны странички  на сайте, в соц.сетях,  изготовлен   и размещен   информационный баннер на здании цента, а также   проведена  информационная кампания :  распространение буклетов специалистами служб,  размещение постеров  в школах, детских садах, выступления на родительских собраниях и  районных совещаниях педагогов,  публикация информационных статей в районной газете.

Также проведена  работа по выявлению семей, нуждающихся в консультировании,  изучен  запрос  граждан на консультативные услуги  (  были разработаны гугл-анкеты, проведен  массовый опрос школьников и их родителей, выявлены проблемные зоны и потребности,  было опрошено 130  детей и родителей).

По    результатам опроса детей, родителей (законных представителей) и анализа работы специалистов, поступившего  запроса от получателей услуг    подготовлен план работы.

II.  Содержательно-деятельностный:

В него вошли  мероприятия по  оказанию непосредственной   психолого-педагогической,  методической   и консультационной помощи. Оказание помощи осуществлялось через работу Консультативного кабинета, выездных Консультативных пунктов,  работы «Горячей линии».

III. этап  Итогово-аналитический

В него вошли мероприятия по изучению  эффективности деятельности центра, анализ  отзывов родителей,  мероприятий.

Определение перспектив работы.

Социальная значимость практики

Консультативный центр по оказанию психолого-педагогической, методической и консультативной помощи несет значительную социальную значимость по нескольким причинам:

Поддержка семей: Центр предоставляет  ресурсы и поддержку семьям, сталкивающимся с различными трудностями в воспитании детей, что помогает улучшить качество жизни и укрепить семейные отношения.

Раннее выявление проблем: Разработка и реализация программ, направленных на раннее выявление психолого-педагогических проблем у детей, позволяет предупредить их усугубление и вовремя предоставить необходимую помощь.

Образование и просвещение: Центр предлагает  обучение и консультации для родителей и педагогов по вопросам психологии детей, что способствует более глубокому пониманию потребностей детей и эффективному взаимодействию с ними.

Инклюзия и равные возможности: Консультативный центр помогает  создать инклюзивное пространство для детей с особыми потребностями, обеспечивая доступ к ресурсам и поддержке, что способствует их интеграции в общество.

Психологическое здоровье: Психолого-педагогическая помощь помогает не только детям, но и взрослым справляться со стрессом, улучшать психологическое здоровье и повышать устойчивость.

Повышение квалификации специалистов: Специалисты  Центра  постоянно повышают свой уровень знаний, что способствует повышению их квалификации и улучшению качества предоставляемых услуг.

Снижение социальной напряженности: Помощь в решении психологических и педагогических проблем снижает уровень стресса в семьях и сообществе, что в свою очередь может повлиять на снижение социальной напряженности.

Таким образом, консультативный центр играет ключевую роль в поддержке детей и их семей, что способствует общему благополучию общества и развитию его социальной структуры.

Ресурсное обеспечение практики

 Грантовая поддержка  в виде благотворительного пожертвования 2 мил.рублей в рамках конкурса социальных проектов, обеспечивающих  развитие практик помощи детям и молодым взрослым в уязвимой ситуации,  организованного   Благотворительным фондом  «Абсолют-Помощь».

К работе консультационного центра  привлечены опытные специалисты  учреждения, прошедшие специальную подготовку  по программам повышения квалификации ( педагоги-психологи, соц.педагоги, воспитатели,  специалисты по социальной работе), а также   специалисты   различных ведомств и организаций  в рамках  межведомственного взаимодействия  на  основании договоров о взаимодействии (медицинские работники, специалисты опеки, специалисты социальной помощи населению, юристы, сотрудники правоохранительных органов, специалисты администрации  района, специалисты НКО).

В учреждении   созданы необходимые условия для функционирования Консультационного центра: имеются  учебно-методическая  литература, методические  пособия, наглядно-дидактический раздаточный и демонстрационный материалы,   программно- методические  комплексы,  пакет диагностических материалов для детей и родителей.

Создана современная информационно- техническая база для организации более продуктивного взаимодействия с семьями: компьютеры и ноутбуки, мультимедийное и интерактивное оборудование, аудиоаппаратура,  имеется программное обеспечение для  проведения  видеоконференцсвязи.

 Для организации и координации  предоставления консультативных услуг  в учреждении создана Служба по оказанию психолого-педагогической, методической и консультативной помощи  детям,   родителям (законным представителям) детей, а также гражданам,желающим принять на воспитание          в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, основной функцией которой является :

- Рассмотрение обращений, определение конкретных форм  консультативной помощи получателям услуг.

- Обеспечение информационного сопровождения деятельности  консультативного центра

- Разработка методических и информационных материалов по актуальным вопросам воспитания, развития и социализации детей ;

- Проведение анкетирования получателей услуг  с целью выявления уровня их удовлетворенности качеством полученных консультативных услуг.

- Осуществление ежеквартальных мониторингов оказания консультативных услуг.

 

Организации партнёры

  • Благотворительный фонд «Абсолют – Помощь»
  • Благотворительный фонд «Меркурия»
  • Благотворительный фонд «Томск без сирот»
  • Муниципальное бюджетное учреждение культуры « Подгорнский центр культуры и досуга»
  • Областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Чаинская районная больница»
  • Управление образования Администрации Чаинского района
  • Областное государственное казенное учреждение «Центр социальной поддержки населения Чаинского района»

Фото материалы

Приложения

Визуальное представление практики

Сведения об организации

Название организации:
ОГКУ "Центр социальной помощи семье и детям Чаинского района"
Адрес (юридический или фактический):
Томская обл, Чаинский р-н, село Подгорное, ул Пионерская, д 15, 636400
Руководитель организации:
Надежда Владимировна Щекина
Контактное лицо:
Надежда Владимировна Щекина
E-mail организации:
Сайт организации:
Социальные сети: