География реализации практики
Чаинский район (30 сельских поселений) и г. Кедровый Томской области
Период внедрения практики
2022-2023гг. В настоящее время формы и методы работы Консультативного кабинета совершенствуются.
Целевые группы
1. Дети от 0 до 18 лет, в том числе ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, находящие с трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, имеющие различные проблемы в поведении, развитии, социализации.
2. Родители (законные представители) детей.
3.Граждане, желающие принять на воспитание в свою семью детей, оставшихся без попечения родителей.
Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики
Чаинский район - муниципальное образование, удаленное от областного центра, в котором проживает 2 503 ребенка в возрасте от 0 до 18 лет, из которых: 55 детей-инвалидов и 217 детей с ОВЗ, 112 детей раннего возраста ( от 0 до 3) имеют нарушения развития. Из общего числа детей 113 подростков состоят на учете в КДН, из них 18 детей в связи с совершением правонарушений и общественно опасных деяний, 12 детей пострадали от преступных действий по отношению к ним. На начало 2023г. Чаинский район занимал 4 место в Сибирском федеральном округе по количеству законченных суицидов детей.
Семьи, воспитывающие детей, зачастую сталкиваются с проблемами отклоняющегося поведения детей:
-конфликты со сверстниками;
-демонстративно-шантажное поведение;
-девиантное поведение;
-дезадаптивные формы поведения;
- нарушения детско-родительских отношений;
-нарушение коммуникативных навыков;
-нарушения эмоционально-когнитивного развития на фоне социального неблагополучия;
-неуспешность школьного обучения;
- трудности в социальной адаптации;
Причинами возникновения проблем в воспитании детей является:
-низкий уровень компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания и развития детей;
- отсутствия у родителей психолого-педагогических знаний;
-отсутствие возможности своевременно получить квалифицированную консультативную помощь специалистов;
-значительная территориальная удаленность проживания семей от возможных источников получения консультативной помощи;
-недостаточная информированность родителей о возможности получения квалифицированной консультативной помощи;
-отсутствие целенаправленного обучения родителей методикам воспитания и развития детей.
ОГКУ "ЦСПСиД Чаинского района"- единственное учреждение в районе, которое оказывает социально-психологическую и социально-педагогическую помощи семьям с детьми, сопровождает семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, замещающие семьи, оказывает социальные услуги несовершеннолетним, находящимся с трудной жизненной ситуации.
Анализ работы с семьями, а также поступающие запросы от родителей, образовательных учреждений выявил потребность в предоставлении консультативных услуг и проведении обучения семей по вопросам воспитания и развития детей.
Цель практики
Обеспечить доступную и эффективную поддержку и практическую помощь детям, семьям с детьми, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей
Задачи практики
-
- Оказание консультативной, психолого-педагогической помощи детям, родителям (законным представителям) детей, гражданам, желающим принять на воспитание в свою семью детей, оставшихся без попечения родителей.
- Оказание методической помощи родителям (законным представителям) детей, гражданам, желающим принять на воспитание в свою семью детей, оставшихся без попечения родителей.
-Содействие повышению уровня компетентности родителей (законных представителей), граждан, желающих принять на воспитание в свою семью детей, оставшихся без попечения родителей, в вопросах развития, воспитания и социализации детей, формировании позитивных детско‑родительских отношений.
-Обеспечение доступности консультативных услуг для лиц, вне зависимости от их возраста, состояния здоровья, места проживания.
Краткое описание практики
Консультативный центр осуществляет деятельность по следующим направлениям:
-Аналитическая - психолого-педагогическое проектирование и экспертиза;
-Методическая - разработка и реализация коррекционно-развивающих программ, направленных на развитие эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снижение уровня тревожности, решение проблем в сфере общения, преодоление проблем в поведении, нарушение социализации и адаптации; проведение обучающих семинаров и тренингов для родителей, помощь в получении новых знаний и навыков, нужных ресурсов необходимых для воспитания детей.
-Консультативная –психолого-педагогическое консультирование по вопросам выбора оптимальных путей развития ребенка, разрешения возникающих конфликтов, выявления трудностей;
-Диагностическая –психолого-педагогическая диагностика;
-Координационно-организационная- психолого-педагогическое сопровождение, разработка индивидуальных маршрутов;
-Информационная- обеспечение необходимой информацией (памятки, буклеты-сопровождение, анкетирование, подборки практического материала, фото- и видеоматериалы)
-Профилактическая- психологическая профилактика (предупреждение возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии детей, возникновения явлений дезадаптации , профилактика различного рода зависимостей, агрессии);
-Просветительская -психолого-педагогическое просвещение (создание условий для получения необходимых психологических и педагогических знаний и формирования психологической культуры);
Консультативные услуги оказываются в виде:
Очной консультации через Консультативный кабинет.
Консультация предполагает устное информирование получателя услуги по интересующим его вопросам. Родители (законные представители) во время получения консультационных услуг в очной форме могут дополнительно получить услугу по присмотру за ребенком, а также психолого-педагогические услуги для ребенка.
Очной (выездной) консультации через Консультативные пункты на базе общеобразовательных учреждений района.
Право на выездную консультацию предоставляется гражданам, воспитывающим детей-инвалидов, гражданам, проживающим вне пределов транспортной доступности Консультативного кабинета.
Дистанционной консультации
При проведении дистанционной консультации получатели услуги могут выбрать удобный им телекоммуникационный сервис из имеющихся в доступе : видеосвязь с получателем услуги по каналам видеоконференцсвязи и телефонная связь.
Консультативная помощь предоставляется на основании:
письменного заявления одного из родителей (законных представителей) поданного лично через Службу или заполнения онлайн-заявления, размещенного на официальном сайте Учреждения.
Все обращения родителей (законных представителей) регистрируются в установленном порядке в Журнале учёта обращений за консультативной помощью;
Получатель услуг обращается за услугой по мере возникновения необходимости и имеет право на получение более чем одной услуги в течение календарного года.
Получатель услуги может, как обозначить тему своего вопроса заранее, в ходе предварительной записи с целью дальнейшего получения услуги, так и обозначить тему своего запроса непосредственно в момент начала консультации.
Служба в зависимости от предварительного запроса получателя услуги подбирает соответствующего специалиста. В случае, если в ходе консультирования выясняется необходимость привлечения иного специалиста, это осуществляется по решению Службы в пределах её возможностей.
После оказания услуг получателю услуги должна быть предоставлена возможность оценить её качество.
В случае если запрос получателя услуг лежит вне содержания консультативной помощи или выходит за пределы профессиональной компетенции специалистов, то специалисты Службы могут направить получателя услуг в другие организации или государственные органы, специалисты которых могут оказать содействие в решении данного запроса.
Консультативная помощь организуется в разных формах:
Групповые формы работы, в которые входят такие мероприятия как: коррекционно- развивающие занятия, обучающие семинары, консультации для родителей, психолого- педагогические тренинги и интенсивы, круглые столы, мастер-классы. К проведению мероприятий были привлечены Благотворительный фонд «Меркурия», Благотворительный фонд «Томск без сирот», специалисты организаций и ведомств района.
Подгрупповые формы работы, в которые входят психолого- педагогическая диагностика, различного рода тренинги, интенсивы для детей и родителей.
Индивидуальные формы работы, в которые входят разовые консультации, диагностика и консультации по выявленным проблемам.
Семейная терапия-это форма терапии, которая фокусируется на взаимодействии между членами семьи. Она направлена на улучшение коммуникации, разрешение конфликтов, создание более гармоничной и здоровой семейной атмосферы, восстановлению детско-родительских отношений
Диагностика и тестирование, которые позволяют определить индивидуальные особенности ребенка, выявлять возможные проблемы, причины нарушений в развитии, социальной адаптации и составлять индивидуальные программы помощи.
Решение о выборе формы взаимодействия с родителями (законными представителями) и их детьми принимают специалисты по результатам проведённого ими обследования детей и с учётом психофизического состояния детей.
Для проведения групповых и подгрупповых занятий организуются:
- совместные детско-родительские группы;
- отдельно детские группы;
- отдельно родительские группы.
Социальные результаты
Социальные результаты консультативного центра включают:
- Улучшение качества жизни целевых групп (100%)
- Повышение компетентности родителей (законных представителей) и граждан, желающих принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, в области воспитания, развития и социализации детей (100%)
- Повышение у детей самооценки, уверенность в себе, уровня социальной адаптации к изменяющимся условиям жизни, развитие коммуникативных навыков, укрепление межличностных отношений, преодоление эмоциональных проблем.(100%)
- Укрепление семейных отношений, разрешение внутрисемейных конфликтов и создание гармоничной атмосферы в семье, улучшение детско-родительских отношений, повышение родительских компетенции и потенциала (100%) В результате работы консультативного центра с ноября 2022 по декабрь 2023г консультативные услуги получили:
- 195 детей из них: 65 детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, 50 детей из замещающих семей и 30 детей- инвалидов, 39 детей с ОВЗ, 11 детей из семей участников СВО
- 177 семей, из них 45 замещающих семей, 55 семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, 69 семей с детьми с ОВЗ и инвалидностью, 8 семей участников СВО. А самое главное мы слышим слова благодарности от родителей, видим положительные изменения в семьях, понимаем необходимость в нашей помощи. Благодаря нашей работе, люди получают возможность преодолеть различные жизненные трудности, обрести уверенность в себе и достичь личностного роста. Мы также способствуем развитию сообщества, проводя образовательные программы и мероприятия, направленные на поддержку социальных связей. Социальные результаты достигаются за счет комплексного подхода к преодолению трудностей семьей, создания поддерживающей среды вокруг семьи, разнообразных форм работы, направленных и на детей, и на родителей.
Этапы внедрения практики
Работу по внедрению практики можно разделить на три этапа:
I этап- Организационно-подготовительный
В него вошли такие мероприятия как:
Разработка локальных актов, регламентирующих деятельность консультативного центра
(разработаны положения о службе, изданы приказы, регламентирующие деятельность службы, назначены ответственные лица)
Проведение работы по созданию условий для открытия центра ( подобраны диагностические, развивающие и коррекционные методики, проведено обучение специалистов по 6 программам специальной подготовки , закуплены необходимые для работы технические средства и интерактивное оборудование)
С целью информационного обеспечения работы центра был создан новый сайт, разработаны странички на сайте, в соц.сетях, изготовлен и размещен информационный баннер на здании цента, а также проведена информационная кампания : распространение буклетов специалистами служб, размещение постеров в школах, детских садах, выступления на родительских собраниях и районных совещаниях педагогов, публикация информационных статей в районной газете.
Также проведена работа по выявлению семей, нуждающихся в консультировании, изучен запрос граждан на консультативные услуги ( были разработаны гугл-анкеты, проведен массовый опрос школьников и их родителей, выявлены проблемные зоны и потребности, было опрошено 130 детей и родителей).
По результатам опроса детей, родителей (законных представителей) и анализа работы специалистов, поступившего запроса от получателей услуг подготовлен план работы.
II. Содержательно-деятельностный:
В него вошли мероприятия по оказанию непосредственной психолого-педагогической, методической и консультационной помощи. Оказание помощи осуществлялось через работу Консультативного кабинета, выездных Консультативных пунктов, работы «Горячей линии».
III. этап Итогово-аналитический
В него вошли мероприятия по изучению эффективности деятельности центра, анализ отзывов родителей, мероприятий.
Определение перспектив работы.
Социальная значимость практики
Консультативный центр по оказанию психолого-педагогической, методической и консультативной помощи несет значительную социальную значимость по нескольким причинам:
Поддержка семей: Центр предоставляет ресурсы и поддержку семьям, сталкивающимся с различными трудностями в воспитании детей, что помогает улучшить качество жизни и укрепить семейные отношения.
Раннее выявление проблем: Разработка и реализация программ, направленных на раннее выявление психолого-педагогических проблем у детей, позволяет предупредить их усугубление и вовремя предоставить необходимую помощь.
Образование и просвещение: Центр предлагает обучение и консультации для родителей и педагогов по вопросам психологии детей, что способствует более глубокому пониманию потребностей детей и эффективному взаимодействию с ними.
Инклюзия и равные возможности: Консультативный центр помогает создать инклюзивное пространство для детей с особыми потребностями, обеспечивая доступ к ресурсам и поддержке, что способствует их интеграции в общество.
Психологическое здоровье: Психолого-педагогическая помощь помогает не только детям, но и взрослым справляться со стрессом, улучшать психологическое здоровье и повышать устойчивость.
Повышение квалификации специалистов: Специалисты Центра постоянно повышают свой уровень знаний, что способствует повышению их квалификации и улучшению качества предоставляемых услуг.
Снижение социальной напряженности: Помощь в решении психологических и педагогических проблем снижает уровень стресса в семьях и сообществе, что в свою очередь может повлиять на снижение социальной напряженности.
Таким образом, консультативный центр играет ключевую роль в поддержке детей и их семей, что способствует общему благополучию общества и развитию его социальной структуры.
Ресурсное обеспечение практики
Грантовая поддержка в виде благотворительного пожертвования 2 мил.рублей в рамках конкурса социальных проектов, обеспечивающих развитие практик помощи детям и молодым взрослым в уязвимой ситуации, организованного Благотворительным фондом «Абсолют-Помощь».
К работе консультационного центра привлечены опытные специалисты учреждения, прошедшие специальную подготовку по программам повышения квалификации ( педагоги-психологи, соц.педагоги, воспитатели, специалисты по социальной работе), а также специалисты различных ведомств и организаций в рамках межведомственного взаимодействия на основании договоров о взаимодействии (медицинские работники, специалисты опеки, специалисты социальной помощи населению, юристы, сотрудники правоохранительных органов, специалисты администрации района, специалисты НКО).
В учреждении созданы необходимые условия для функционирования Консультационного центра: имеются учебно-методическая литература, методические пособия, наглядно-дидактический раздаточный и демонстрационный материалы, программно- методические комплексы, пакет диагностических материалов для детей и родителей.
Создана современная информационно- техническая база для организации более продуктивного взаимодействия с семьями: компьютеры и ноутбуки, мультимедийное и интерактивное оборудование, аудиоаппаратура, имеется программное обеспечение для проведения видеоконференцсвязи.
Для организации и координации предоставления консультативных услуг в учреждении создана Служба по оказанию психолого-педагогической, методической и консультативной помощи детям, родителям (законным представителям) детей, а также гражданам,желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, основной функцией которой является :
- Рассмотрение обращений, определение конкретных форм консультативной помощи получателям услуг.
- Обеспечение информационного сопровождения деятельности консультативного центра
- Разработка методических и информационных материалов по актуальным вопросам воспитания, развития и социализации детей ;
- Проведение анкетирования получателей услуг с целью выявления уровня их удовлетворенности качеством полученных консультативных услуг.
- Осуществление ежеквартальных мониторингов оказания консультативных услуг.
Организации партнёры
- Благотворительный фонд «Абсолют – Помощь»
- Благотворительный фонд «Меркурия»
- Благотворительный фонд «Томск без сирот»
- Муниципальное бюджетное учреждение культуры « Подгорнский центр культуры и досуга»
- Областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Чаинская районная больница»
- Управление образования Администрации Чаинского района
- Областное государственное казенное учреждение «Центр социальной поддержки населения Чаинского района»