Практика:

Онлайн-программа «Школа добрых мам и пап»

Делегация:
Номинация:

География реализации практики

Алтайский край, 69 муниципальных образований

Период внедрения практики

С октября 2021 года по настоящее время

Целевые группы

Родители из семей, находящихся в социально опасном положении

Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики

Родители из семей, находящихся в социально опасном положении, являются одной из самых сложных социальных групп. Родителей данной целевой группы отличает низкий уровень развития родительских навыков, высокий уровень конфликтности в отношениях, отсутствие критического осмысления традиционных методов воспитания, что обуславливает нуждаемость в психологической помощи и поддержке. Онлайн-программа «Школа добрых мам и пап» направлена на повышение уровня родительских компетенций в вопросах воспитания и дисциплинирования детей.

Цель практики

Оказание помощи родителям из семей, находящихся в социально опасном положении, в развитии компетенций в сфере позитивного и ответственного родительства и транслировании навыков неконфликтного и безопасного социального поведения своим детям

Задачи практики

1.      Содействовать формированию мотивационной готовности у членов семей к участию в программе «Школа добрых мам и пап».

2.      Устанавливать стабильные поддерживающие и доверительные отношения для безопасной и эффективной групповой работы.

3.      Формировать условия для оказания само- и взаимоподдержки родителями в онлайн группе

4.      Отрабатывать механизмы реагирования для снижения нагрузки стрессовых факторов в реализации родительства

5.      Поддерживать в выработке новых форм взаимодействия с детьми в ситуации трансформации стиля воспитания.

6.      Способствовать развитию ответственности родителей для сохранения и поддержания безопасности жизни и здоровья своих детей.

7.      Стимулировать развитие навыков родительской компетентности в общении, совместной деятельности и дисциплинировании детей.

8. Создавать условия для трансформации имеющегося и интеграции нового опыта родителей.

Краткое описание практики

В Алтайском крае с 2021 года реализуется онлайн программа «Школа добрых мам и пап»в рамках Государственной программы Алтайского края «Обеспечение прав граждан и их безопасности на 2021 -2024 годы».

«Школа добрых мам и пап» представляет собой курс дистанционных занятий с родителями, направленных на повышение родительских компетенций, формирование мотивации к получению профессиональной помощи в преодолении трудностей в воспитании детей.

Программа «Школа добрых мам и пап» включает три блока:«Дошкольное детство», «Младший школьный возраст», «Подростковый возраст».

Каждый блок включает в себя серию из 8 занятий в онлайн формате по актуальным вопросам воспитания детей, таким как:

-     возрастные особенности детей и задачи на каждом этапе развития;

-     понимание и разбор причин «трудного» для родителей поведения в этом возрасте;

-     наказания и поощрения в процессе воспитания;

-     правила и приёмы конструктивного общения с детьми в каждом возрасте;

-     вопросы безопасности и здоровья детей в каждом возрасте.

Для эффективной реализации программы разработан методический комплекс, включающий программу, три рабочие тетради (по возрастным группам) и слайдовые презентации по каждой теме программы.

Организационная работа с семьями – участниками программы осуществляется в Комплексных центрах социального обслуживания населения. Для этого в каждом муниципальном образовании Алтайского края определён куратор «Школы добрых мам и пап», который приглашает семьи и организовывает трансляцию вебинаров на местах.Содержательная работа проводится на базе ресурсного центра – Краевого кризисного центра для мужчин, специалисты которого проводят вебинары и приглашают экспертов по отдельным темам.

Занятия проводятся в групповой форме в онлайн формате, продолжительность каждого занятия составляет 60-80 минут. В рабочих тетрадях программы описан подробный план каждого занятия, даны методики, которые выполняются по каждой из тем. На каждой встрече родителям даются конкретные практические домашние задания, выполнение которых позволяет укрепить полученные знания и добиться устойчивых позитивных изменений в отношениях с ребёнком. Основные методы и формы работы, используемые при реализации программы – групповая работа с родителями, включающая диагностические методики, практические упражнения, игры, визуализации, решение проблемных ситуаций, разбор конкретных ситуаций участников, групповое консультирование, моделирование ситуаций множественных выборов, рефлексия, письменные практики. После окончания цикла вебинаров с родителями-участниками программы продолжается поддерживающая работа в консультативной и реабилитационной формах.

Социальные результаты

Реализация онлайн-программы «Школа добрых мам и пап» призвана способствовать профилактике семейного неблагополучия, нарушения детско-родительских отношений и предотвращению жестокого обращения с детьми в семье.

Работа по программе помогает не только оказать необходимую помощь и поддержку родителям из семей, находящихся в социально опасном положении, в сложностях при выполнении их родительской роли, но и сформировать позитивное отношение и готовность обращаться за получением профессиональной помощи в преодолении трудностей в воспитании детей. Достижение социальных результатов осуществляется благодаря следующим качественным позитивным изменениям в работе с родителями по программе:

-     Актуализация потребности в самоанализе, исследованию собственных отношений привязанности;

-     Укрепление родительской позиции и самооценки;

-     Развитие навыков регулирования эмоционального состояния
и управления собой;

-     Повышение уровня самоконтроля и личной ответственности за выбор воспитательных стратегий, методов дисциплинирования и поощрения детей;

-     Расширение поведенческого репертуара родителей в совладании со стрессом;

-     Повышение уровня родительской психолого-педагогической компетентности в общении и совместной деятельности с ребёнком;

-     Укрепление мотивации родителей для сохранения и поддержания безопасности жизни и здоровья своих детей;

-     Повышение доступа к личностным и социальным ресурсам
для успешной реализации родительской роли.

Для реализации программы «Школа добрых мам и пап» в Алтайском крае подготовлено 90 кураторов из 22 комплексных центров социального обслуживания населения Алтайского края. С 2021 года участие в программе «Школа добрых мам и пап» приняли 3350 родителей из семей, находящихся в социально опасном положении.

Этапы внедрения практики

1.    Разработка онлайн-программы «Школа добрых мам и пап»и сопутствующего методического комплекса, включающего саму программу, рабочие тетради и презентационный материал по теме каждого занятия.

2.    Профессиональный анализ программы специалистами социальной сферы (профессионально-общественная экспертиза).

3.    Проведение методических мероприятий со специалистами учреждений социальной сферы муниципалитетов региона, работающих с семьями, находящимися в социально опасном положении, знакомство с программой, обсуждение организационных вопросов.

4.    Определение и закрепление координаторов программы за семьями в каждом муниципалитете региона.

5.    Проведение координаторами информативной и мотивационной работы с родителями из семей, находящихся в социально опасном положении, для прохождения программы «Школа добрых мам и пап».

6.    Работа специалиста с участниками программы «Школа добрых мам и пап», проведение занятий в онлайн-формате с сопутствующим мониторингом посещаемости занятий, заполняемым специалистами-координаторами после завершения каждого занятия.

7.    Подведение итогов, награждение наиболее активных участников программы поощрительными подарками.

8.    Проведение мониторинга результатов программы «Школа добрых мам и пап» посредством анализа анкетирования специалистов-кураторов, а также родителей-участников по завершению прохождения программы «Школа добрых мам и пап».

9.    Проведение итогового семинара-вебинара по реализации программы «Школа добрых мам и пап» с руководителями учреждений и координаторами для разбора организационных и содержательных трудностей в работе онлайн-программы и подведения итогов. Поддерживающая работа с родителями в консультативной и реабилитационной формах.

Социальная значимость практики

Значимость реализации онлайн-программы «Школа добрых мам и пап» обусловлена её целевыми установками и целевой группой. Для снижения уровня семейного неблагополучия важно понимание причин его возникновения, которое зачастую коренится в неверно выбранной либо неосознанно взятой от собственных родителей неэффективной или даже деструктивной стратегии воспитания. Оказание помощи в развитии родительских компетенций способно оказать позитивное влияние на изменения детско-родительских отношений в данных семьях, а также дать родителям необходимые знания, которые помогут им осознанно перейти к неконфликтному и безопасному социальному поведению в отношении своих детей.Специфика программы определяется нацеленностью на качественные изменения неэффективной стратегии родительского поведения участников, находящихся в группе риска по жестокому обращению с детьми. В дальнейшем это может оказать влияние на выход семьи из социально опасного положения. Кроме того, выбор онлайн-формата проведения занятий по программе «Школа добрых мам и пап» позволяет соответствовать современным тенденциям и охватить территорию всего Алтайского края. Положительные качественные изменения, происходящие в семьях, способствуют осознанию участниками программы желания дальнейшего развития себя в роли родителя.

Ресурсное обеспечение практики

Необходимыми материально-техническими ресурсами практики являются:отдельное, свободное и светлое помещение для организации подключения родителей к занятиям в режиме онлайн (это может быть комната для индивидуальных и/или семейных консультаций), компьютеры, оборудованные веб-камерой и микрофоном, либо ноутбуки; бюджетные или дополнительные внебюджетные ресурсы организации для приобретения подарков.

Методические ресурсы внедрения практики включают специально разработанный методический комплекс, включающий программу, три рабочие тетради (по возрастным группам) и слайдовые презентации по каждой теме программы.

Кадровые ресурсы обеспечиваются профессиональной подготовкой и системой мероприятий по повышению профессиональных компетенций ведущих и координаторов программы. В ходе семинаров-супервизий, организуемых и проводимых Краевым кризисным центром для мужчин, координаторы программы в комплексных центрах имеют возможность обсудить существующие трудности и получить профессиональную поддержку.

Информационные ресурсы практики – сайты,официальные группы ВКонтакте, информационные каналы в Телеграмме Министерства социальной защиты Алтайского края, Краевого кризисного центра для мужчин.Кроме того, для информирования и мотивирования семей на участие в программе специально разработаны и используются буклет,брошюра и видеоролик о содержании и результатах программы.

Организации партнёры

  • Министерство социальной защиты Алтайского края 22 комплексных центра социального обслуживания населения Алтайского края, включая филиалы

Фото материалы

Приложения

Визуальное представление практики

Дополнительные материалы

Сведения об организации

Название организации:
Краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Краевой кризисный центр для мужчин»
Адрес (юридический или фактический):
Юридический адрес: 656052, г. Барнаул, ул. Г. Исакова, 113е, Фактический адрес: 656052, г. Барнаул, ул. Г. Исакова, 113е
Руководитель организации:
директор Эдокова Лариса Александровна 8(3852) 55-12-88
Контактное лицо:
заместитель директораВасильева Елена Валерьевна 8(3852) 55-12-88
E-mail организации:
Сайт организации: