Практика:

Оказание помощи детям с психоэмоциональными травмами

География реализации практики

Ставропольский край

Период внедрения практики

С 01.06.2022 г. по настоящее время

Целевые группы

Дети с психоэмоциональными травмами в особых жизненных ситуациях:

- возвращенные из зон боевых действий, вывезенные из новых и приграничных территорий Российской Федерации;

- пережившие утрату родителей, в том числе вследствие развода;

- ставшие объектом жестокого обращения и/или преступных посягательств;

- имеющие симптомы посттравматического расстройства вследствие пережитых чрезвычайных ситуаций.

 Семьи, воспитывающие детей с психоэмоциональными травмами.

Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики

Психоэмоциональная травма несет негативное влияние не только в отношении ребенка, но и деструктивно отражается на всей семейной системе в целом, что проявляется в:

- развитии социально-психологической адаптации;

- нарушении стабильности семейной системы;

- снижении ресурсности семьи и отдельных ее членов;

- увеличении числа конфликтных ситуаций как внутри семьи, так и за ее пределами;

- снижение способности к эффективной реализации семейных функций.

Проводимые в рамках практики мероприятия направлены на преодоление состояния «исключенности» семьи с ребенком, перенесшим психоэмоциональную травму, из социального поля.

Цель практики

Оказание помощи детям с психоэмоциональными травмами и членам их семей;

Содействие повышению качества оказания помощи детям с психоэмоциональными травмами и членам их семей посредством трансляции опыта работы среди организаций социального обслуживания Ставропольского края.

Задачи практики

Информирование о деятельности учреждения в рамках просветительской работы на базе субъектов профилактики.

Выявление детей с признаками психоэмоциональной травматизации.

Социально-психологическое и социально-педагогическое консультирование родителей, воспитывающих детей с психоэмоциональными травмами.

Содействие в преодолении последствий психоэмоциональной травмы у детей (снятие эмоционального напряжения, поиск ресурса, формирование коппинг-стратегий поведения, развитие навыков совладания со стрессом, формирование позитивной Я-концепции, интериоризация и интеграция опыта переживания психотравмы).

Организация обучения специалистов, оказывающих помощь детям с психоэмоциональными травмами.

Методическое и супервизионное сопровождение специалистов, оказывающих помощь детям с психоэмоциональными травмами.

Создание методической базы по работе с психоэмоциональной травмой (буклеты, методические разработки).

Реализация межведомственного взаимодействия для обеспечения комплексной помощи семьям с детьми с психоэмоциональными травмами.

Краткое описание практики

В рамках работы с детьми, имеющими психоэмоциональные травмы и их семьями реализуются три направления деятельности:

межведомственное взаимодействие с целью своевременного выявления несовершеннолетних, имеющих психоэмоциональные травмы, проведения мотивационной работы на обращение за социально-психологической помощью, проведение просветительской и профилактической работы;

методическое направление, в рамках которого осуществляется работа по созданию единого профессионального пространства для специалистов, оказывающих помощь детям с психоэмоциональными травмами;

непосредственная работа с целевой аудиторией представлена индивидуальной, групповой, семейными формами деятельности.

Социальные результаты

- снижение частоты проявления агрессии и других деструкций у детей;

- расширение вариативности поведенческих паттернов;

- повышение социальной устойчивости семьи в целом и отдельных ее членов;

- снижение рисков развития или углубления социально-психологической дезадаптации;

- укрепление семейных ценностей как ресурса преодоления последствий психотравмы.

Этапы внедрения практики

Разработка методического обеспечения: программы, буклеты, рекомендации, планы работы.

Организация и укрепление межведомственного взаимодействия с образовательными учреждениями, правоохранительными, судебными органами, учреждениями здравоохранения.

Обучение специалистов, оказывающих помощь детям с психоэмоциональными травмами.

Организация деятельности по оказанию помощи детям с психоэмоциональными травмами:

- индивидуальная диагностическая и коррекционная работа с ребенком;

- консультирование родителей и членов семьи;

- семейное и супружеское консультирование;

- организация досуговой деятельности (мастер-классы, посещение культурных мероприятий);

- организация службы онлайн-консультирования.

Анализ и обобщение опыта работы и трансляция в профессиональном сообществе среди специалистов организаций социального обслуживания:

- методические объединения;

- супервизии и методические консультации;

- семинары и вебинары актуальной тематики;

- стажировочные площадки;

- программы курсов повышения квалификации;

- разработка и внедрение в практическую деятельность методических рекомендаций по работе с детской психотравмой.

Социальная значимость практики

Семьи с детьми, имеющими психоэмоциональную травму, нуждаются в получении квалифицированной психологической и социальной помощи. Успешность преодоления последствий психотравмы способствует повышению социальной адаптированности ребенка и семьи в целом, снижает риск развития социально-психологической дезадаптации и семейного неблагополучия.

В связи с этим актуальным представляется вопрос создания профессионального пространства психологов, педагогов-психологов, социальных работников с целью формирования единого видения алгоритма помощи семьям, воспитывающим детей с психоэмоциональными травмами. В рамках данного пространства специалисты социальной сферы анализируют и структурируют имеющийся опыт работы по данной проблематике, обобщают теоретическую и практическую базы работы.

Ресурсное обеспечение практики

Межведомственное взаимодействие в интересах целевой группы:

- психиатрическая больница города Ставрополя;

- детские поликлиники города Ставрополя;

- психологическая служба МЧС России по Ставропольскому краю;

- Единая Диспетчерская служба города Ставрополя;

- волонтерские организации Ставропольского края;

- Епархиальный приют «Мамины руки»;

- администрации районов и городских округов (в том числе – КДНиЗП, отдел по защите прав детства, отделы социальной работы и др.);

- образовательные учреждения;

- службы УФСИН по Ставропольскому краю;

- Ставропольский приют «Росинка»;

- отделы полиции.

 

Взаимодействие с организациями социального обслуживания и иными учреждениями, осуществляющими аналогичную деятельность.

 

Кадровое обеспечение:

- 10 педагогов-психологов;

- 3 специалиста по социальной работе;

- 1 социальный педагог.

 

Материально-техническое оснащение:

- 2 кабинета для индивидуальных занятий;

- 2 кабинета групповой работы;

- автотранспорт, соответствующий нормам перевозки групп детей, для проведения мероприятий по социальному сопровождению семей и досуговых мероприятий.

Организации партнёры

  • Волонтерский отряд «Новый путь»
  • Семейный театр кукол «Добрый жук»
  • Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ленинском, Октябрьском, Промышленном районах г.Ставрополя
  • Районные суды г.Ставрополя (Ленинский, Октябрьский, Промышленный)
  • Следственные отделы по Ленинскому, Октябрьскому, Промышленному районам г.Ставрополя
  • Общеобразовательные и средние специальные учебные заведения

Фото материалы

Приложения

Визуальное представление практики

Дополнительные материалы

Сведения об организации

Название организации:
Государтсвенное бюджетное учреждение социального обслуживания «Центр психолого-педагогической помощи населению «Альгис»
Адрес (юридический или фактический):
: Ставропольский край г.Ставрополь ул.Фроленко д.22
Руководитель организации:
Вакурова Виктория Ярославовна
Контактное лицо:
Вакурова Виктория Ярославовна
E-mail организации:
Сайт организации:
Социальные сети: