География реализации практики
Ставропольский край
Период внедрения практики
С 01.06.2022 г. по настоящее время
Целевые группы
Дети с психоэмоциональными травмами в особых жизненных ситуациях:
- возвращенные из зон боевых действий, вывезенные из новых и приграничных территорий Российской Федерации;
- пережившие утрату родителей, в том числе вследствие развода;
- ставшие объектом жестокого обращения и/или преступных посягательств;
- имеющие симптомы посттравматического расстройства вследствие пережитых чрезвычайных ситуаций.
Семьи, воспитывающие детей с психоэмоциональными травмами.
Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики
Психоэмоциональная травма несет негативное влияние не только в отношении ребенка, но и деструктивно отражается на всей семейной системе в целом, что проявляется в:
- развитии социально-психологической адаптации;
- нарушении стабильности семейной системы;
- снижении ресурсности семьи и отдельных ее членов;
- увеличении числа конфликтных ситуаций как внутри семьи, так и за ее пределами;
- снижение способности к эффективной реализации семейных функций.
Проводимые в рамках практики мероприятия направлены на преодоление состояния «исключенности» семьи с ребенком, перенесшим психоэмоциональную травму, из социального поля.
Цель практики
Оказание помощи детям с психоэмоциональными травмами и членам их семей;
Содействие повышению качества оказания помощи детям с психоэмоциональными травмами и членам их семей посредством трансляции опыта работы среди организаций социального обслуживания Ставропольского края.
Задачи практики
Информирование о деятельности учреждения в рамках просветительской работы на базе субъектов профилактики.
Выявление детей с признаками психоэмоциональной травматизации.
Социально-психологическое и социально-педагогическое консультирование родителей, воспитывающих детей с психоэмоциональными травмами.
Содействие в преодолении последствий психоэмоциональной травмы у детей (снятие эмоционального напряжения, поиск ресурса, формирование коппинг-стратегий поведения, развитие навыков совладания со стрессом, формирование позитивной Я-концепции, интериоризация и интеграция опыта переживания психотравмы).
Организация обучения специалистов, оказывающих помощь детям с психоэмоциональными травмами.
Методическое и супервизионное сопровождение специалистов, оказывающих помощь детям с психоэмоциональными травмами.
Создание методической базы по работе с психоэмоциональной травмой (буклеты, методические разработки).
Реализация межведомственного взаимодействия для обеспечения комплексной помощи семьям с детьми с психоэмоциональными травмами.
Краткое описание практики
В рамках работы с детьми, имеющими психоэмоциональные травмы и их семьями реализуются три направления деятельности:
межведомственное взаимодействие с целью своевременного выявления несовершеннолетних, имеющих психоэмоциональные травмы, проведения мотивационной работы на обращение за социально-психологической помощью, проведение просветительской и профилактической работы;
методическое направление, в рамках которого осуществляется работа по созданию единого профессионального пространства для специалистов, оказывающих помощь детям с психоэмоциональными травмами;
непосредственная работа с целевой аудиторией представлена индивидуальной, групповой, семейными формами деятельности.
Социальные результаты
- снижение частоты проявления агрессии и других деструкций у детей;
- расширение вариативности поведенческих паттернов;
- повышение социальной устойчивости семьи в целом и отдельных ее членов;
- снижение рисков развития или углубления социально-психологической дезадаптации;
- укрепление семейных ценностей как ресурса преодоления последствий психотравмы.
Этапы внедрения практики
Разработка методического обеспечения: программы, буклеты, рекомендации, планы работы.
Организация и укрепление межведомственного взаимодействия с образовательными учреждениями, правоохранительными, судебными органами, учреждениями здравоохранения.
Обучение специалистов, оказывающих помощь детям с психоэмоциональными травмами.
Организация деятельности по оказанию помощи детям с психоэмоциональными травмами:
- индивидуальная диагностическая и коррекционная работа с ребенком;
- консультирование родителей и членов семьи;
- семейное и супружеское консультирование;
- организация досуговой деятельности (мастер-классы, посещение культурных мероприятий);
- организация службы онлайн-консультирования.
Анализ и обобщение опыта работы и трансляция в профессиональном сообществе среди специалистов организаций социального обслуживания:
- методические объединения;
- супервизии и методические консультации;
- семинары и вебинары актуальной тематики;
- стажировочные площадки;
- программы курсов повышения квалификации;
- разработка и внедрение в практическую деятельность методических рекомендаций по работе с детской психотравмой.
Социальная значимость практики
Семьи с детьми, имеющими психоэмоциональную травму, нуждаются в получении квалифицированной психологической и социальной помощи. Успешность преодоления последствий психотравмы способствует повышению социальной адаптированности ребенка и семьи в целом, снижает риск развития социально-психологической дезадаптации и семейного неблагополучия.
В связи с этим актуальным представляется вопрос создания профессионального пространства психологов, педагогов-психологов, социальных работников с целью формирования единого видения алгоритма помощи семьям, воспитывающим детей с психоэмоциональными травмами. В рамках данного пространства специалисты социальной сферы анализируют и структурируют имеющийся опыт работы по данной проблематике, обобщают теоретическую и практическую базы работы.
Ресурсное обеспечение практики
Межведомственное взаимодействие в интересах целевой группы:
- психиатрическая больница города Ставрополя;
- детские поликлиники города Ставрополя;
- психологическая служба МЧС России по Ставропольскому краю;
- Единая Диспетчерская служба города Ставрополя;
- волонтерские организации Ставропольского края;
- Епархиальный приют «Мамины руки»;
- администрации районов и городских округов (в том числе – КДНиЗП, отдел по защите прав детства, отделы социальной работы и др.);
- образовательные учреждения;
- службы УФСИН по Ставропольскому краю;
- Ставропольский приют «Росинка»;
- отделы полиции.
Взаимодействие с организациями социального обслуживания и иными учреждениями, осуществляющими аналогичную деятельность.
Кадровое обеспечение:
- 10 педагогов-психологов;
- 3 специалиста по социальной работе;
- 1 социальный педагог.
Материально-техническое оснащение:
- 2 кабинета для индивидуальных занятий;
- 2 кабинета групповой работы;
- автотранспорт, соответствующий нормам перевозки групп детей, для проведения мероприятий по социальному сопровождению семей и досуговых мероприятий.
Организации партнёры
- Волонтерский отряд «Новый путь»
- Семейный театр кукол «Добрый жук»
- Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ленинском, Октябрьском, Промышленном районах г.Ставрополя
- Районные суды г.Ставрополя (Ленинский, Октябрьский, Промышленный)
- Следственные отделы по Ленинскому, Октябрьскому, Промышленному районам г.Ставрополя
- Общеобразовательные и средние специальные учебные заведения