География реализации практики
Тверская область
Период внедрения практики
с 2022 года
Целевые группы
несовершеннолетние дети и подростки из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
воспитанники семейного центра, состоящие на различных видах учета.
Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики
Современным детям и подросткам, конечно, необходима защита и внимание взрослых. Но они и сами стремятся активно включаться во все сферы общественной жизни, участвовать в принятии решений, затрагивающих их интересы. Дети, по разным обстоятельствам, оказавшиеся в трудной ситуации, готовы поддержать своих сверстников, которым нужна помощь «здесь и сейчас». Когда ребенок сам доносит какую-либо информацию до своего сверстника, готов ему «протянуть руку помощи» и на личном примере показать, как можно справиться с трудной жизненной ситуацией, эффективность такой работы возрастает в разы.
Цель практики
неформальное объединение молодых людей с целью включения их в общественно значимую деятельность;
создание условий, необходимых для успешной социальной адаптации лиц из числа несовершеннолетних, нуждающихся в реабилитации;
формирование у лиц из числа несовершеннолетних активной жизненной позиции, веры в себя, в свои силы и возможности;
формирование самостоятельной и ответственной личности;
снижение риска социальной дезадаптации детей и подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Задачи практики
содействие успешной социальной адаптации детей и подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
формирование мотивации несовершеннолетних на успех, позитивного видения жизненных перспектив, конструктивных целей и планов;
помощь в профессиональном и социальном самоопределении детей и подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
оказание помощи несовершеннолетним актуализирующей или компенсирующей их ресурсы;
продвижение детей и подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в обучении, в жизненном и профессиональном самоопределении;
стимулирование у несовершеннолетних самостоятельности и самоактивности в различных жизненных ситуациях;
расширение социально-значимого опыта у детей и подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, решения жизненных затруднений.
Краткое описание практики
Программа социализации подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации - Низкопороговый клуб «Все свои» разработана как одна из мер психологической помощи подросткам с проблемами социальной адаптации, направленная на развитие и усиление «Я» подростка, формирование жизнеспособной личности, обладающей достаточными внутренними ресурсами для успешного решения возникающих проблем адекватными, конструктивными способами и гармоничного взаимодействия в социуме. Данная программа позволяет показать подросткам альтернативную досуговую деятельность, отличную от их привычного образа жизни.
Работа клуба «Все свои» направлена на формирование общей культуры детей, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие; обеспечивает социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья.
Данная форма работы частично описана в зарубежных источниках. В России термин «низкопороговый» используется в основном при описании работы «методоновых» комнат (социальные помещения, предназначенные для заместительной терапии наркотической зависимости при помощи введения препарата методон). Целостного описания работы «низкопорогового» клуба в отечественной литературе нет, так как в России не нашло достаточного применения, хотя за рубежом она является эффективной формой помощи и поддержки наиболее уязвимых групп населения (бездомный, наркозасивисимых, малообеспеченных и т.п.). Главная идея такого рода клубов – доступность для нуждающихся и низкозатратность при организации его деятельности.
Социальные результаты
Вовлечение в мероприятия профилактики правонарушений среди детей и подростков, спортивно-оздоровительную деятельности, профориентационную деятельность, трудовую, культурно-досуговую и социально-значимую деятельность
Этапы внедрения практики
1. Мониторинг
2. Диагностика
3. Работа с группами по результатам диагностики
Социальная значимость практики
снижение уровня агрессии у подростков, снижение количества подростков, состоящих на учете
Ресурсное обеспечение практики
методический потенциал, психологи, социальные педагоги
Организации партнёры
- семейные центр Тверской области