География реализации практики
Нижегородская область, г. Арзамас
Период внедрения практики
С октября 2023 года по настоящее время
Целевые группы
Воспитанники ГБУ "Арзамасский ДСОД "Маяк", родители и родственники воспитанников, потенциальные опекуны и усыновители, волонтеры - наставники.
Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики
Когда ребенок оказывается в интернатной системе, страдает не только сам ребенок, но вся его семья. Размываются семейные ценности. Когда в жизни ребенка отсутствует хотя бы один значимый взрослый, страдают все сферы развития ребенка (физическая, эмоциональная, интеллектуальная психологическая, социальная, духовная). Восстановление родственных связей нормализует жизнь ребенка и членов его семьи.
Цель практики
Оказание комплексной помощи воспитаннику, переживающему травму разлучения с семьей и отсутствия близкого взрослого в его жизни с целью устройства воспитанника в родную или приемную семью.
Задачи практики
1. Поиск родственников воспитанников.
2. Взаимодействие с родственниками, способствующее встрече с ребенком.
3. Создание условий для регулярных встреч, общения и возможного воссоединения.
4. Анализ проблем, выработка алгоритмов по их решению.
5. Поиск потенциальных опекунов, усыновителей, волонтеров-наставников.
6. Поддержка семьи, которая столкнулась с трудной жизненной ситуацией и поиск решения для сохранения семьи.
Краткое описание практики
Специалист по социальной работе провел анализ всех личных дел воспитанников. Осуществил поиск (через органы опеки, МВД, социальные сети) родственников. Откликнувшиеся родственники были приглашены в интернат для встречи с воспитанниками. С найденными родственниками поддерживается регулярное общение (личное и онлайн). Создано пространство (Семейная гостиная)для индивидуальных встреч и общих досуговых мероприятий воспитанников и их семей, просветительских и обучающих мероприятий для волонтеров-наставников, потенциальных опекунов и усыновителей (например, практический модуль ШПР).
Социальные результаты
С момента начала работы проекта были найдены родственники для 46 воспитанников (54% от общего числа). К 15 воспитанникам впервые приехали в гости родные. Ожидается приезд еще к 10 воспитанникам. К 6 воспитанникам родные стали приезжать регулярно. Двое воспитанников вернулись в семью. Двое воспитанников стали регулярно выезжать на гостевые визиты к бабушкам на каникулы. Мама одного воспитанника записалась в школу приемных родителей для последующего восстановления в родительских правах. Бабушка одного воспитанника начала оформлять опеку на внука. С мамой одного воспитанника, находящейся в местах заключения, удалось наладить регулярное общение посредством приложения Zonatelecom. Трое воспитанников осуществляют общение с мамами посредством регулярных видеозвонков. У 5 воспитанников с паллиативным статусом, умерших за данный период, родственники организовали и оплатили похороны, присутствовали на церемонии прощания. Четверо похоронены на родовых кладбищах рядом со своими родными.
Этапы внедрения практики
1. Сбор и анализ данных по родственникам, составление плана работы (сентябрь - ноябрь 2023г ).
2. Поиск родственников через соцсети, органы МВД, соцзащиты, опрос соседей по месту проживания (декабрь 2023 - по настоящее время).
3. Организация встреч воспитанников с родственниками (январь 2024- по настоящее время).
4. Подача заявки на грант Фонда поддержи детей, находящихся в трудной жизненной ситуации по созданию Семейной гостиной (февраль 2024-май 2024).
5. Реализации плана по созданию Семейной гостиной (май 2024-август 2024).
6. Анализ проблем (конкретные кейсы) по возвращению ребенка в семью, работа по их устранению (ноябрь 2023-по настоящее время).
Социальная значимость практики
При помещении ребенка с инвалидностью в сиротское учреждение воспитанник быстро утрачивают связь с родными в силу ряда причин:
- закрытая система сиротских учреждений с его ограниченным ресурсом, не ориентирована на поиск родственников ребенка, системе важен ребенок с точки зрения увеличения коечного фонда;
- у специалистов, работающих в социальной системе нет понимания значимости и важности установления и сохранения привязанности у ребенка со значимым взрослым, нет информированности и ресурсов для преодоления негативного влияния травмы разлучения с мамой;
- ошибочное представления о том, что помещенные в сиротское учреждение дети "не нужны" своим кровным родителям и родственникам и что в интернате детям хорошо;
- повсеместное распространение в обществе представления "нормальности" нахождения ребенка из-за наличия заболевания (инвалидности) в интернатной системе на постоянной основе; "нормальности" сегрегации человека по принципу ментальной инвалидности;
Реализуемый проект призван устранить ошибочные представления о "нормальности" жизни детей в сиротской системе. Мы помогаем воспитанникам восстановить или обрести родственные связи, найти значимого взрослого, заинтересованного в нем. В мире, где так много взрослых, у каждого ребенка должна быть семья.
Ресурсное обеспечение практики
Для реализации данной практики необходимо:
1) обеспечить специалиста ПК с выходом в интернет, предоставить мобильную связь;
2)при необходимости оплачивать стоимость проезда к местам жительства родственников;
3) создать уютное пространство для личных встреч воспитанников с родственниками;
4) привлекать к работе с воспитанниками и родственниками психолога, дефектолога для оказания помощи родственникам в выстраивании взаимоотношений с ребенком;
5) обучение специалиста на курсе "Компетентная помощь при травме" (организация "Мир без травмы"), "Базовые компетенции специалиста" (БФ "Солнечный город").
Организации партнёры
- АНО "Регион Заботы", АНО Ресурсный центр "Дети в семье", благотворительный фонд "Алиса"