Практика:

Муниципальный социальный проект по развитию эффективных практик поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, «Движение вверх»

Делегация:
Номинация:

География реализации практики

Орловская область город Ливны

Период внедрения практики

16 мес. (1 июля 2022 года по 31 октября 2023 года)

Целевые группы

- несовершеннолетние, склонные к совершению правонарушений и состоящие на различных видах профилактического учета - 54 подростка;

- несовершеннолетние, совершившие правонарушения – 14 подростков;

- несовершеннолетние, осужденные за совершение преступления к мерам наказания не связанных с лишением свободы - 2 подростка;

- семьи, воспитывающие несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом – 70 ед.

Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики

Обеспечение качественными социальными, психолого-педагогическими, дополнительными образовательными, правовыми услугами несовершеннолетних, состоящих на различных видах учета, расширение их спектра; повышение социальной активности несовершеннолетних, правовой грамотности, дисциплинированности и ответственности за свои поступки; снижение уровня агрессии у несовершеннолетних; уменьшение числа совершенных правонарушений и уменьшение числа несовершеннолетних, состоящих на различных видах учета; увеличение числа обращений в школьные службы медиации и разрешение конфликтных ситуаций с использованием примирительных процедур; повышение компетентности и информированности родителей (законных представителей) в вопросах правового воспитания, формирования основ здорового образа жизни; улучшение семейного микроклимата.

Цель практики

Создание условий для развития в г. Ливны инфраструктуры, обеспечивающей социально значимую деятельность несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом.

Задачи практики

1.Определение несовершеннолетних и семей, нуждающихся в социальной реабилитации, комплексной профилактической работе и социальном сопровождении, разработка и оформление необходимых документов. 

2.Внедрение эффективных технологий и совершенствование методик работы, направленных на профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом.

3.Обеспечение устойчивости положительных результатов реализации программ работы с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом и их семьями; повышение качества и эффективности предоставляемых услуг несовершеннолетним, состоящим на различных видах профилактического учета.

Краткое описание практики

Для реализации муниципального проекта «Движение вверх» сформирован комплексный план мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, с использованием разнонаправленных социальных практик, технологий, программ.

В целях формирования здорового образа жизни, активной жизненной позиции, отказа от употребления ПАВ применялось поэтапное вовлечение несовершеннолетних целевой группы в занятия спортом и физической культурой. Проведен фестиваль Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» под девизом «С физкультурой жить – здоровым быть!». На базе МБУ «Спортивная школа» г. Ливны для несовершеннолетних целевой группы проведены занятия по 6 видам спорта: паурлифтинг, бокс, футбол, баскетбол, легкая атлетика, плавание. Таким образом, подростки смогли попробовать различные виды спорта и выбрать секцию.

В кабинете профессионального консультирования и профориентационной работы, открытого в рамках проекта, в целях формирования у детей осознанного выбора профессии проведена диагностика познавательных интересов и склонностей подростков, консультирование по результатам диагностики.

В целях развития навыков конструирования и программирования дети вовлекались в занятия созданной школы «Робостанция». Ребята познакомились с теоретическими основами создания робототехнических устройств и конструктивными особенностями различных моделей и механизмов, научились самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов и освоили основы создания алгоритма программы действия робототехнических средств, получили основные представления о порядке взаимодействия механических узлов робота с электронными и оптическими устройствами, научились работать с программным обеспечением Lego Education.

Проведены занятия в военно-патриотическом клубе «Отчизна», направленные на формирование патриотических взглядов и гражданственности, обучение основам медицинских знаний, видам вооружения, способам выживания, обращению со стрелковым оружием.

Оказание психолого-педагогической помощи осуществлялось путем проведения занятий в детско-родительских группах в комнате психологической разгрузки на основе диагностики несовершеннолетних целевой группы и их родителей. Проведены занятия по программе «Точка опоры», направленные на расширение возможностей установления контакта в конфликтных ситуациях общения, возможности строить равноправные отношения со сверстниками, основанные на взаимопонимании и поддержке; на ознакомление с конструктивными способами выхода из конфликтных ситуаций, преодоления психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению.

Реализована программа «Территория безопасности», направленная на снижение агрессивных и насильственных проявлений у несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом. Формы и метода работы с детьми: мини-лекции; социально-ролевые игры, в том числе с проигрыванием конфликтных ситуаций; групповые дискуссии; анализ ситуаций, упражнения и практикумы; беседы; тренинги.

Осуществлялось социальное сопровождение семей - оказание содействия в получении семьями медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи.

С целью профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, в летнее время организована краткосрочная реабилитация в условиях стационарного обслуживания в социально реабилитационном центре для несовершеннолетних города Ливны по программе «Детство – лучшая планета». Дети получили социально-бытовые, социально-психологические, социально-педагогические и социально-трудовые услуги. Организованы занятия в швейной и столярной мастерских, несовершеннолетние вовлекались в творческую и трудовую деятельность; занимались по программе «Юный блогер», где освоили практические навыки пользования компьютерными технологиями, получили базовые знания о социальных сетях, правилах поведения в них. Проведены экскурсии в музеи, интерактивный образовательный город профессий и на предприятия города.

Активизирована работа школьных служб медиации, которые предназначены для решения и урегулирования конфликтных и сложных ситуаций между несовершеннолетними, несовершеннолетними и их семьями, семьями, вовлеченными в конфликтные ситуации с использованием восстановительной медиации - проведение примирительных процедур.

Проведено правовое просвещение несовершеннолетних и их родителей на базе общеобразовательных организаций, БУ ОО «СРЦН г.Ливны». Через организацию информационного поля в социальной сети ВКонтакте, наполненного полезными тематическими публикациями, был сформирован положительный контент, нацеленный на воспитание положительных качеств личности, обучение и развитие творческих способностей.

Привлечение наставников позволило обеспечить успешную социализацию и самореализацию несовершеннолетних целевой группы.

Итоги реализации мероприятий проекта подведены на расширенных заседаниях КДН и ЗП и представлены на итоговом семинаре для специалистов.

Социальные результаты

При реализации практики получены следующие социальные результаты:

-увеличение объема и спектра качественных, доступных социальных, психолого-педагогических, дополнительных образовательных, правовых услуг несовершеннолетним, состоящим на различных видах учета;

-повышение социальной активности несовершеннолетних, правовой грамотности, дисциплинированности и ответственности за свои поступки;

-снижение уровня агрессии у несовершеннолетних;

-снижение числа несовершеннолетних, состоящих на различных видах учета, склонных к совершению правонарушений, совершивших правонарушения, в том числе повторно;

-увеличение числа обращений в школьные службы медиации и разрешение конфликтов с использованием примирительных процедур;

-улучшение детско-родительских отношений;

-увеличение уровня компетентности родителей (законных представителей) в вопросах правового воспитания, формирования основ здорового образа жизни у несовершеннолетних;

-удовлетворенность семьями оказанной помощью в результате социального сопровождения, улучшение семейного микроклимата.

Этапы внедрения практики

Организационный.

Создается нормативно-правовая база; утверждаются информационно-методические документы; формируются списки несовершеннолетних, состоящих на различных видах учета и находящихся в конфликте с законом. Проводятся встречи с подростками и родителями по месту обучения детей, с наставниками и специалистами, диагностика индивидуально-личностных особенностей несовершеннолетних и детско-родительских отношений, профдиагностика. С наставников проведены занятия по программе «Мы рядом». Специалисты обучаются на стажировочной площадке. Приобретается спортивное, психокоррекционное, туристическое оборудование, инвентарь, призы, диагностические методики, видеоаппаратура и компьютерное оборудование, организованы поездки для несовершеннолетних целевой группы. На сайте администрации и в социальной сети ВК созданы тематические разделы по распространению информации о ходе реализации проекта.

Основной.  

Открыты кабинеты профессионального консультирования и профориентационной работы, психологической разгрузки, школа «Робостанция». Оснащены столярная, швейная и творческая мастерские; продолжено развитие школьных служб медиации; организованы занятия по программе «Юный блогер», «Территория безопасности», проведены мероприятия по пропаганде здорового образа жизни, вовлечению несовершеннолетних в различные спортивные секции, в занятия физической культурой, туризмом; по правовому просвещению несовершеннолетних и их родителей; проведены занятия в клубе «Отчизна». На каждого несовершеннолетнего создано портфолио его достижений.

Итоговый.

Проведение расширенных заседаний КДН и ЗП; мониторинг результатов реализации проекта, подготовка информационно-методического сборника; на итоговом семинаре для специалистов субъектов профилактики города представлены эффективные практики и технологии работы с детьми, находящимися в конфликте с законом.

Социальная значимость практики

Проект направлен на повышение качества и доступности социальных, психолого-педагогических, дополнительных образовательных, правовых услуг для несовершеннолетних, состоящих на различных видах учета. Применение разноплановых практик, программ и технологий позволило привлечь максимальное количество детей, состоящих на различных видах учета, к коррекционно-развивающим, спортивным, военно-патриотическим, социально-реабилитационным, творческим мероприятиям, в том числе в каникулярное летнее время, оказать качественные и доступные социальные, психолого-педагогические, дополнительные образовательные и правовые услуги.

Применение программы «Точка опоры» позволило гармонизировать детско-родительские отношения, улучшить семейный микроклимат; повысить компетентность родителей (законных представителей) в вопросах правового воспитания.

Организованные спортивно-оздоровительные мероприятия позволили сформировать основы здорового образа жизни у несовершеннолетних.

Ресурсное обеспечение практики

Организации, находящиеся на территории муниципального образования и осуществляющие работу с несовершеннолетними, имеют материально-технические ресурсы, помещения, необходимые для проведения мероприятий проекта. Помещения соответствуют требованиям санитарно-гигиенических норм и правил, правилам пожарной и антитеррористической безопасности, безопасности труда и оснащены коррекционным, развивающим, спортивным, музыкальным оборудованием, оргтехникой, методическими пособиями. В учреждениях-исполнителях проекта работают специалисты, имеющие опыт работы с подростками и соответствующую квалификацию.

Для информирования в городе Ливны используются местные СМИ (ПРИНТ-ТВ, «Радио-Ливны», «Ливенская газета»). На официальном сайте администрации города и сайтах учреждений-исполнителей, в социальной сети ВКонтактепубликуются материалы о проводимых мероприятиях Проекта.

Мероприятия проекта реализуются во взаимодействии с общественными организациями, коммерческими и некоммерческими организациями, работающими на территории города.

Организации партнёры

  • Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации г.Ливны
  • Отдел опеки и попечительства администрации г. Ливны
  • Бюджетное учреждение Орловской области «Социально реабилитационный центр для несовершеннолетнего города Ливны»
  • Муниципальное бюджетное учреждение «Центр молодежи «Лидер»
  • Муниципальное казенное учреждение «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» города Ливны
  • Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Ливны «Центр творческого развития имени Н.Н. Поликарпова»
  • ОПДН ОУУП и ПДН МО МВД России «Ливенский»
  • Управление культуры, молодежной политики и спорта администрации города Ливны
  • Муниципальное бюджетное учреждение «Спортивная школа г.Ливны»
  • Бюджетное учреждение Орловской области «Центр социального обслуживания города Ливны»
  • Управление образования администрации города Ливны
  • Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Ливны
  • Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Ливны
  • Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей имени С.Н. Булгакова» г. Ливны
  • Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4» г. Ливны
  • Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5» г. Ливны
  • Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6» г. Ливны
  • Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия города Ливны»
  • Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №9» г. Ливны
  • Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №11» г. Ливны
  • Местная молодежная общественная организация «Объединение добровольцев г. Ливны «Орион» (ММОО «Орион»)
  • Подразделение Ливенской епархии православного Сестричества в честь святой преподобномученицы Александры Федоровны
  • Орловская региональная общественная организация «Поисковый отряд «Подвиг»

Фото материалы

Сведения об организации

Название организации:
Администрация города Ливны Орловской области
Адрес (юридический или фактический):
РФ, 303 850 Орловская область, г. Ливны, ул. Ленина, д.7
Руководитель организации:
Трубицин Сергей Александрович
Контактное лицо:
Репина Екатерина Павловна
E-mail организации:
Сайт организации:
Социальные сети: